Ссылки для упрощенного доступа

Неудачные запуски баллистических ракет с российских атомных подводных лодок


Программу ведет Владимир Бабурин. Участвуют корреспондент Радио Свобода в Мурманске Андрей Королев и независимый военный обозреватель Павел Фельгенгауэр.

Владимир Бабурин: На запущенной в среду с атомной подводной лодки "Карелия" баллистической ракете сработала система самоликвидации. Ракета "Синева" отклонилась от плановой траектории и самоликвидировалась. Это уже третий неудачный запуск ракеты с подводной лодки за последние сутки. Накануне атомная подводная лодка "Новомосковск", это лодка того же класса, что и "Карелия", неудачно провела ракетные стрельбы. Обе ракеты, которые планировалось запустить в ходе учений, запустить не удалось. По поводу сегодняшнего инцидента агентство РИА "Новости" сообщает: "До 98-й секунды параметры полета ракеты соответствовали норме, после этого начался процесс отклонения ракеты". Экспертная комиссия в настоящее время выясняет причины происходящего. Из Мурманска – Андрей Королев:

Андрей Королев: Из Мурманска пока никак не комментируют второй за минувшие сутки инцидент, заявляя лишь, что пуск баллистической ракеты был проведен в плановом режиме. Однако приблизительно через полторы минуты ракета отклонилась от курса и взорвалась в воздухе. После смены траектории полета автоматически сработала аварийная системы защиты, или, как говорят в среде специалистов, самоликвидация. Ракета была запущена с борта подлодки Северного флота "Карелия" по программе проходящей в Вооруженных силах России стратегической командно-штабной тренировки. При саморазрушении снаряда никто не пострадал. Ракета "РСМ-54", по классификации НАТО - "Skif SS-N-23" - является жидко-топливной межконтинентальной ракетой третьего поколения, весом до 50 тонн, длиной до 15 метров. Дальность ее полета - свыше 9 тысяч километров.

Владимир Бабурин: Третий неудачный запуск ракеты с подводной лодки за последние сутки. К разговору с нами присоединяется по телефону независимый военный обозреватель Павел Фельгенгауэр. Павел, объясните мне, как человеку сугубо гражданскому. За сутки третий неудачный пуск – это очень серьезно?

Павел Фельгенгауэр: Ну, в общем, хорошего мало, конечно. Тем более, что ракеты пускают старые. В этом и суть этих учений – пускать старые ракеты, чтобы продлевать им гарантийный срок службы. Некоторые из ракет, которые пускают, они очень старые... Заменить их на новые возможности сейчас у России нет. Значит, приходится каждый год запускать старые ракеты, чтобы доказать, чтобы наш ядерный потенциал сдерживания еще существует. Себе доказать и условному противнику за океаном. А ракеты отказывают, чем дальше, тем больше. То, что случилось, в общем, ставит под определенные сомнения существование у России ядерного потенциала. Это, конечно, неприятно. Это не смертельно, но неприятно, особенно для Путина, который, очевидно, хотел, чтобы эти учения доказали всему миру, как сильна Россия под его руководством.

Владимир Бабурин: Павел, чиновники из Министерства обороны никогда не были особо словоохотливы. По поводу того, что произошло сегодня, еще внятных комментариев не прозвучало, а по поводу происшествия накануне было сразу несколько версий, в частности, что ракета, которая должна была лететь на Камчатку, разрушилась после выхода на поверхность. По другой версии она застряла в ракетной шахте, по третьей версии автоматика прекратила подготовку старта непосредственно перед выходом ракеты. Что хорошо - в любом случае экипаж и лодка "Новомосковск" не пострадали. А вечером вышла еще одна версия - что никаких пусков ракет с подлодки не планировалось в принципе. Как это понимать?

Павел Фельгенгауэр: Наверное, не знали, что случилось, поскольку люди там остались в руководстве главного штаба и военно-морского флота те же, которые и действовали во время катастрофы с "Курском". А тогда их реакция на неприятности состояла в основном в том, чтобы врать, всяко и обо всем. И что американцы это потопили, и что там вообще еще что-то случилось. Раз тогда сошло с рук, они и сейчас решили, что если соврут, то так лучше и выйдет. Несомненно, конечно, планировались реальные пуски. Вообще, все эти учения строятся вокруг реальных пусков. Без реальных пусков нельзя продлить гарантийный срок старых ракет. Продлить его явно не удалось. Теперь придется через некоторое время организовывать новые пуски. И, конечно, нельзя было на следующий день после неудачи, всегда сразу после неудачи непонятно, что именно не сработало, нельзя было, спасая ситуацию, с бюрократической точки зрения, сразу пускать еще одну ракету того же типа. Надо было проводить расследование, выяснять, в чем дело. Этого не сделали. Получилось еще хуже. Слава Богу, никто не пострадал, хотя пуски с ракетных подводных лодок - это гораздо опаснее, чем наземные пуски. Там этих ракет много, по 16 штук на каждой лодке. Они заправлены жидким и очень опасным ракетным топливом - гептилом. На тех ракетах, которые пускают, конечно, стоят учебные боеголовки. Но на других на той же лодке стоят ядерные - это мегатонны, в сумме. Если там происходит взрыв прямо в шахте и пожар, то может произойти если не вселенская, то очень серьезная региональная катастрофа. И пускать ракету сразу, на следующий день после аварии, не проведя расследование – такого себе, в общем-то, не позволяли даже в советское время.

Владимир Бабурин: Напомню, что сегодня, в среду, ракета, которая была пущена с подводной лодки "Карелия", я цитирую агентство РИА "Новости", которое ссылается на капитана первого ранга господина Дыгало, "пролетела 98 секунд, после 98-й секунды начался процесс отклонения ракеты от заданной траектории, в результате этого сработала система самоликвидации ракеты".

XS
SM
MD
LG