Ссылки для упрощенного доступа

Последствия введения Литвой нового пограничного режима для жителей Калининградской области


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспондент Радио Свобода в Калининграде Оксана Майтакова, член Совета Федерации России Николай Тулаев - с ним беседовала Елена Рыковцева, и корреспондент информационного агентства "Росбалт" в Калининграде Наталья Боровская - с ней беседовал Андрей Шароградский.

Андрей Шарый: Неделю действует новый режим проезда российских граждан через территорию Литвы. Эти новые правила сказались в первую очередь на военнослужащих и детях, у которых нет общегражданских внутренних или заграничных паспортов. С подробностями - корреспондент Радио Свобода в Калининграде Оксана Майтакова:

Оксана Майтакова: Ужесточение с 1 февраля Литвой правил погранконтроля не особо сказалось на калининградцах и жителях остальной территории России. За 5 дней литовские пограничники отказали в транзите 71 человеку. 36 из них - граждане России. Предъявленные ими документы не соответствовали новым требованиям Литвы. Пассажиры показывали литовским пограничникам военные билеты или паспорта не существующего уже СССР, в которых не было штампов о российском гражданстве. Но все же большинство из тех, кого высадили с поездов - военнослужащие. С 1 февраля, в соответствии с новым соглашением о взаимных поездках, подписанным Литвой и Россией накануне нового года, люди в погонах потеряли право ездить через литовскую границу по военным билетам или удостоверениям личности офицеров.

На белорусско-литовской границе под ужесточение режима попали, в основном, те из военных, кто не успел вернуться в Калининград до 1 февраля. Главком ВМФ дал указание всем высаженным военнослужащим вернуться в Москву, откуда их должны доставить в Калининград самолетом военно-транспортной авиации. В Калининграде же солдат, матросов, сержантов и старшин без паспортов вообще перестали сажать на поезда. Более того, командование флота решило пока не давать отпусков молодым людям, проходящим в Калининградской области срочную службу. Свой законный отпуск призывники будут совмещать с дембелем, и на сроки службы это никак не повлияет. Что касается профессиональных военных, по словам командующего Балтийским флотом Владимира Валуева, общероссийские паспорта есть у 85 процентов военнослужащих, а к 1 марта паспорта обещали выдать всем остальным. Осталась только одна, пока не охваченная никакими указами и договоренностями категория: детские группы. Свидетельство о рождении также не является транзитным документом, если ребенок едет без родителей. Поэтому перед юными калининградцами сейчас встала проблема получить заграничные паспорта. Как раз получение заграничных паспортов – одна из серьезнейших проблем, которая возникла сегодня перед жителями области, поскольку сегодня в самом западном российском регионе таким документом не владеют около 600 тысяч человек.

Андрей Шарый: О так называемой проблеме Калининграда моя коллега Елена Рыковцева беседовала в Московской студии Радио Свобода с председателем комиссии Совета Федерации России по регламенту - организации парламентской деятельности, членом комитета по обороне и безопасности Николаем Тулаевым:

Елена Рыковцева: Николай Петрович, давайте поговорим о практических вещах: ваша семья живет в Калининграде, вы решили ехать туда, или оттуда, поездом, а не лететь самолетом, как, наверное, все-таки летаете, существуют ли сегодня какие-то особые условия для того, чтобы взять билет? Как именно скорректировала Литва контроль с 1 февраля? Что должно измениться с 1 июля?

Николай Тулаев: Что касается сегодняшней ситуации, до 1 июля, то практически все остается на уровне предыдущих лет, за исключением: литовская сторона категорически настояла, и в заявлении от 1 февраля о порядке транзита зафиксировано, что она не принимает военные документы, эти удостоверения личности в качестве проездного документа.

Елена Рыковцева: То есть, сейчас нужны деньги, паспорт внутренний,

Николай Тулаев: Паспорт, и все.

Елена Рыковцева: Что с 1 июля должно быть?

Николай Тулаев: А вот с 1 июля, безусловно, в соответствии с нашими соглашениями, процедура несколько изменится. Давайте конкретно скажем: с 1 июля гражданин, желающий переехать в Россию или из России в Калининград транзитом по железнодорожному сообщению, должен иметь на руках российский паспорт образца современного, либо калининградец может иметь паспорт советского образца, но с вкладышем, который определяет, что он житель Калининградской области. Безусловно, дети до 14 лет, если они едут с родителями, могут проезжать по свидетельству о рождении, не, как ранее хотела литовская сторона, по паспорту - там проблема в фотографии была. Итак, вот эти основные документы он должен иметь на руках. Он должен будет сделать, как литовская сторона сегодня предлагает, к сожалению, окончательно техническая сторона еще не урегулирована. Сегодня литовская сторона предлагает, чтобы они заранее имели возможность заказать билет через телефон, или любым другим способом.

Елена Рыковцева: Имели возможность, или были обязаны?

Николай Тулаев: Вот я и говорю, с таким расчетом, чтобы выполнить второе условие, с которым мы согласились, а именно, что мы в реальном времени сообщаем литовской стороне информацию обо всех гражданах, проезжающих этим транзитом. Литовская сторона почему требует на сегодняшний день, может, нам все-таки удастся добиться более приемлемых для нас норм - чтобы у них было время, чтобы сверить список этих пассажиров с данными в плане криминальности, опасности и так далее. Они сверяют, дают сообщение нашим железнодорожным кассам о том, что, например, по Иванову мы возражаем, ибо он числится у нас там, как преступник, который совершил преступление, и мы опасаемся – это нормальная мировая практика. То есть, вот это условие должно быть выполнено. И как оно должно быть выполнено, я еще раз хочу подтвердить, идут переговоры. Мы не очень заинтересованы в том, чтобы усложнять для гражданина процедуру покупки билета. Вторая процедура, которую будет необходимо выполнить - это пассажир должен получить упрощенный проездной документ. Это фактически документ, который фиксирует его проезд по территории Литовской Республики. В какой форме? Сегодня, более или менее, мы договорились, что это будет в виде такого приложения к билету, которое будет выдаваться пассажиру при получении билета, но сам документ будет готовиться литовской стороной.

Елена Рыковцева: Это что-то вроде миграционной карты, так я понимаю?

Николай Тулаев: Талон, который фиксирует, что он действительно въехал и выехал. Мы настаиваем на том, чтобы этот документ выдавался именно при получении паспорта, а литовская сторона выполняет свои условия, а именно, просматривая, не возражая по этим пассажирам, снабжают соответствующие кассы этими документами, и они прилагаются к билету. Идут переговоры, но пока приблизительно схема такая.

Андрей Шарый: О реакции жителей Калининградской области на происходящее мой коллега Андрей Шароградский беседовал с корреспондентом информационного агентства "Росбалт" в Калининграде Натальей Боровской:

Андрей Шароградский: Скажите пожалуйста, вообще, в Калининградской области как-то сказалось введение новых правил, чувствуется ли, что эти правила начали действовать?

Наталья Боровская: Честно говоря, пока мы это еще не особенно почувствовали, потому что правила действуют с первого числа, еще не все успели совершить какие-то поездки, но настроение, конечно, очень смутное и беспокойное, потому что очень много неясностей возникает по поводу того, как теперь мы будем перемещаться. Ведь все, о чем говорилось в комментариях, прозвучавших выше, в отношении того, что действительно надо соблюдать какие-то определенные правила международной безопасности, то есть, какой-то контингент не имеет права проезжать по территории суверенной Литвы, какой-то контингент должен иметь иные документы, чем те, что сейчас он имеет на руках, все это справедливо и понятно для людей, когда речь идет об их выезде на территорию иностранного государства, когда они собираются путешествовать где-то по Европе. Но когда российский гражданин собирается поехать, допустим, из Калининграда куда-нибудь под Рязань или под Тамбов, в какую-нибудь деревню, ему непонятно, почему он должен соблюдать именно эти правила. Ему трудно будет к этому приспособиться. Сама система введения каких-то паллиативов в виде каких-то упрощенных транзитных документов - она только внесла сумятицу в нашу ситуацию, и мне представляется, что просто благоразумнее и спокойнее было бы, если бы с самого начала обе стороны, вернее, три стороны - Россия, ЕС и Литва - остановились на признании виз как необходимого технического элемента для бесперебойного осуществления транзита.

Андрей Шароградский: Вы упомянули о визах - скажем, со временем виза в Литву может превратиться в шенгенскую визу, это очень сильно упростит для жителей Калининградской области возможность перемещаться по странам Европы. Сами калининградцы хотели бы иметь литовскую визу постоянную, или их могли бы каким-то образом устроить так называемые упрощенные дорожные документы?

Наталья Боровская: Понимаете ли, вот эта перспектива, о которой вы говорите, весьма соблазнительная, что литовская виза со временем может как бы открыть для нас, калининградцев, выход в Объединенную Европу. Сама эта перспектива для нас выглядит еще очень отдаленной, она не обсуждается, причем мы понимаем, что со временем, когда Литва действительно станет полноценным членом ЕС и присоединится к Шенгенскому соглашению, там могут появиться новые коррективы, новые нюансы, что-то изменится. Конечно, мы не привыкли, именно жители Калининграда, ездить в Литву по визам, именно потому, что для нас с самого начала, еще с 1992-го года, по временным соглашениям был оговорен совершенно иной порядок. Кстати, россияне все, если ехали транзитом на машине по Литве, уже давно должны были получать транзитные литовские визы. Визы не нужны были только на нескольких прямых поездах, соединяющих Калининград с "Большой Россией", а мы-то ездили на основании общегражданских паспортов, предъявляя литовским пограничникам наличие вкладыша, что мы - российские граждане и имеем калининградскую прописку. Мне кажется, что здесь опять все это уткнется в то, что дипломаты называют технической проблемой. Для дипломатов, для политиков техническая проблема - это как бы второй вопрос, они об основном договорились, все хорошо, теперь наступает время на решение каких-то технических проблем. Но для нас, обывателей, обыкновенных граждан именно вот эти технические проблемы выступают на первый план.

XS
SM
MD
LG