Ссылки для упрощенного доступа

Состояние здравоохранения и качество жизни в России


Программу ведет Сергей Соловьев. Гость – главный кардиолог Ян Габинский.

Сергей Соловьев: В гостях у нас сегодня Ян Львович Габинский, доктор медицинских наук, профессор, главный кардиолог Уральского федерального округа. Ян Львович, вы специалист с 30-летним стажем работы в кардиологии. Через ваши руки прошли, пожалуй, даже не тысячи, а десятки тысяч больных. Давайте попробуем оценить состояние такого необычного пациента, как наше государство. Если его представить как организм, то, по вашему мнению, он сейчас в каком состоянии?

Ян Габинский: Интересная довольно трактовка. Я много раз об этом думал. Когда мы говорим об обществе, когда мы говорим о государстве, можно ли его с чем-то сравнить, имея в виду врачебную терминологию. Я думаю, что вот как раз живую систему, организм человеческий, можно сравнить с такой системой как государство, как общество. Потому что и там и там есть управление, и там и там есть регуляция, и там и там есть органы, которые отвечают за самые необходимые функции и те органы, которые подчиняются этим необходимым функциям. Это тоже самое, что поставить диагноз.

Вот здоровый человек. Сейчас поставить такой диагноз обычному человеку очень сложно, потому что столько там переплетений в организме, столько систем, которые отвечают за те или иные функции. Когда говорят «вот здоровый человек», трудно поверить. Даже тогда, когда мы говорим о научных работах, исследованиях, кандидатских диссертациях, докторских, мы обычно больные организмы сравниваем со здоровыми. И у нас большие трудности в том, чтобы найти количество вот этих здоровых людей, для того, чтобы сравнить с больными.

Поставить диагноз сложно. Это должен делать специалист для того, чтобы точно оценить, какие имеются болевые точки. Я думаю, что сегодня наш президент установил эти болевые точки в нашем государстве – это коррупция, которая проела все наши основные жизненные моменты. Здесь мы можем говорить, что сейчас нужно бороться с этим явлением.

Сергей Соловьев: Состояние здравоохранения можно назвать среди основных показателей качества жизни в нашем государстве?

Ян Габинский: Да. Это так, потому что качество жизни – это, в первую очередь, здоровье людей, это продолжительность жизни. Поэтому когда мы говорим, что у нас улучшается качество жизни или мы судим по тем или иным тезисам, которые говорят, что у нас улучшилось качество жизни, тогда мы можем точно сказать, что качество жизни улучшилось по средней продолжительности жизни. Средняя продолжительность жизни жителей, допустим, того или иного города или россиян она стала больше, тогда можно говорить, что качество жизни улучшается. А если средняя продолжительность жизни остается на прежнем уровне, если смертность превышает рождаемость, если мы не говорим о том, что у нас мужчины в Российской Федерации стали жить больше, чем 60 лет, то, я думаю, что качество жизни в этом плане не очень улучшается.

Сергей Соловьев: Вы, Ян Львович, возглавляете Екатеринбургский клинический кардиоцентр. Как руководитель медицинского учреждения, вы, наверное, хорошо знакомы с понятием «государственный стандарт медицинской помощи населению». Вот это та самая экономическая инъекция из госбюджета, на которую может рассчитывать большинство ваших больных. Как вы считаете, достаточно ли для оказания эффективной помощи в лечении и в реабилитации ваших пациентов вот такой инъекции, которая сегодня существует?

Ян Габинский: Об этом сейчас очень много споров, потому что Конституция наша всем нам гарантирует охрану здоровья – охрану здоровья человека, охрану здоровья нашего общества.

Мы все помним годы, когда мы жили при социализме, и даже не задумывались о том, что нам нужно выложить какие-то средства для того, чтобы получить медицинскую помощь. Сейчас каким-то образом все больше склоняются люди к тому, что давайте я лучше заплачу сколько это будет стоить. Медицинская услуга заставляет каждого думать – сколько надо будет средств провести в ту или иную операцию. Сегодня существуют определенные государственные гарантии здоровья, которые позволяют государству следить за состоянием здоровья, оберегать людей от различных болезней. Насколько они полноценны, насколько они отвечают всем тем требованиям сегодняшнего дня, это вопрос спорный, о котором можно говорить, спорить, приводить различные примеры.

Я хочу сказать, что здоровье населения – это государственная задача, это наша задача. Здоровье населения - это то же самое, что национальная безопасность. Вот это должно государство и все мы понимать, что это основная задача и цель, потому что если мы это упустим, то это точно также как защита наших границ. Здоровье населения – это государственная задача. Поэтому гарантии, которые сегодня существуют, они должны обеспечивать это в полном объеме. Если где-то этого не хватает, значит, здесь большие недоработки.

Сергей Соловьев: У нас есть звонок. Здравствуйте.

Слушатель: Семенов Василий Петрович. Я начальник отопительной котельной. Я могу "бить" жильцов холодом, и они тогда заплатят в десять раз больше за тепло. Но меня ограничивает энергетическая комиссия по цене за тепло. Почему же стоматологов никто не ограничивает? Они пытают людей зубной болью, угрозой здоровья, накупили по десять квартир. Их никто не ограничивает. Почему их нельзя ограничить, ведь от их услуг нельзя отказаться?

Ян Габинский: Не совсем по моему профилю, хотя по медицине. Наверное, речь идет о тех проблемах, которые сегодня стоят перед нашим государством, перед нашим обществом, когда люди определенных сфер не получают достаточной заработной платы для того, чтобы себя обеспечить. Вот этот переходный период, мы его уже называем рыночный период, когда идет становление, я думаю, что все эти вопросы будут решаться. Некоторые перегибы в тех или иных моментах, конечно, существуют.

Хочу сказать, что медики, к сожалению, на сегодняшний день получают очень маленькую заработную плату по отношению, может быть, к другим категориям профессионалов, которые есть, особенно, которые сегодня занимаются активно бизнесом и так далее. Это тоже говорит о том, что коммунальные службы сейчас, если они находятся в распоряжении городских властей, если они оплачиваются через бюджетные городские ассигнования, то они получают мало.

Сегодня стоит вопрос о том, чтобы ряд коммунальных служб и систем перевести на услуги, которые будут делаться через акционерные общества, через общества с ограниченной ответственностью. Эту услуги будут активно востребованы нашим населением, потому что такие услуги будут более качественными. Тогда, когда мы сможем все это сделать на должном уровне, тогда, я думаю, что и заработная плата этих людей повысится.

Сергей Соловьев: У нас еще звонок. Здравствуйте.

Слушатель: Виктор из Санкт-Петербурга. Государство не гарантирует охрану здоровья. Ян Львович, вы прекрасно знаете, что сердечно-сосудистые заболевания в России занимают первое место по смертности. Почему власти не принимают меры?

Ян Габинский: Стрессовые ситуации, которые у нас существуют в обществе, являются одним из факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Мы, кардиологи, всегда обучаем наше население, что надо уметь, с одной стороны, бороться со стрессами, с другой стороны, надо уметь их правильно воспринимать и понимать, и не увеличивать количество стрессов, которые есть. Иногда эти стрессы настолько бурно на нас наваливаются – это средства массовой информации соответствующие, и программы, которые есть, неустройство в жизни, бытовые неустройства – человек не может все это каким-то образом переломить, и возникает поломка в организме. Это действительно так. Все это требует определенной закалки, все это требует того, что мы говорим, что надо к своему здоровью относится внимательнее, чтобы мы говорили о здоровом образе жизни и могли воспринять те стрессы, которые на нас сегодня обрушиваются в нашей жизни, так, чтобы они нам не повредили.

Сергей Соловьев: Стрессы вызывают какие-то стремительные и радикальные изменения, скажем, в обществе. Вот постепенные и последовательные действия государственной власти дают нам возможность привыкнуть к таким изменениям, как-то усвоить их логику. Как вам кажется, у нас в стране государственные чиновники эту особенность человеческой психики учитывают?

Ян Габинский: Я думаю, что государственные чиновники – это особый такой контингент. Мы сейчас все время говорим об этом. Сейчас очень много говорится о государственной службе. Что это должны быть за люди? Какие критерии мы должны к ним предъявлять? Если мы сами, общество, выработаем те критерии, которые мы должны предъявлять государственному чиновнику, вот тогда уже мы можем говорить, что тот или иной чиновник соответствует своей должности, он выполняет это честно, справедливо, правильно и так далее. Я думаю, что здесь очень многое зависит от нас с вами. Вот сидит чиновник и позволяет себе брать взятки, он коррупционер, он занимается вымогательством. Если общество сможет это активно контролировать, если общество не может этого допустить, тогда все будет в порядке.

Сергей Соловьев: Вы участвовали в прошлых выборах екатеринбургского мэра как один из кандидатов. Тогда многие из ваших оппонентов говорили, что врач не должен управлять городом. Что должен делать врач? Что должен делать мэр?

Ян Габинский: Мы говорили о том, какой врач, какой квалификации должен заниматься, потому что у людей мало надежды на то, что вдруг появятся врачи высокой квалификации. Люди хотели, чтобы я остался на своем месте, потому что кардиология, сердечно-сосудистые заболевания должны стоять на страже здоровья, в первую очередь. Я благодарен моим жителям города Екатеринбурга за то, что они мне отвели такую должность и место. Врачи – это те люди, которые умеют не только слушать, но и умеют слышать. Это очень важно, когда ты умеешь слышать людей. Когда государственный чиновник становится на свое место, он руководит определенными процессами, он перестает слышать людей. Поэтому на этом участке, когда будет мэр социального плана, я считаю, что это было бы хорошо.

Сергей Соловьев: Ян Львович, я не назвал еще одну вашу должность – вы председатель свердловского отделения партии «Жизнь». Цели вашей партии.

Ян Габинский: Хочу сказать, что партия относительно молода, потому что она организовалась 2,5 года назад. Вы знаете, что лидер нашей партии Сергей Михайлович Миронов, председатель Совета Федерации России. Партия организовалась людьми, которые считают, что основная цель – это самое ценное, что есть у человека - это его человеческая жизнь. Необходимо сделать все, чтобы эта жизнь в том обществе, в котором мы сегодня находимся, она была достойной жизни нашего российского человека. Что значит достойной? Чтобы она была продолжительной, чтобы она была качественной. И вот все то, о чем мы сегодня с вами пытаемся говорить, как раз и есть цели российской партии «Жизнь» - чтобы мы жили в сильной демократичной стране, чтобы мы были здоровы, чтобы мы могли уметь защитить свое государство, чтобы дети наши были образованными, и чтобы жизнь наша была продолжительной.

Сергей Соловьев: Давайте послушаем еще одного нашего радиослушателя. Здравствуйте.

Слушатель: На Западе существует такая практика, что если человек долго не пользовался медицинскими услугами, то ему идет какое-то поощрение. Существует ли это у нас?

Второе. Пора нам уже древние названия «больница», «больничный лист» и «врач» пора эти дела называть оздаравливающими. От названия, как и от имени, очень многое зависит.

Сергей Соловьев: Хочу дополнить этот вопрос. Среди основных фактов, которые влияют на сердечно-сосудистую систему человека, врачи называют нервное напряжение и переживания, которые человек испытывает в повседневной жизни. Специалисты нам рекомендуют просто для начала пересмотреть отношение к ситуациям, которые вызывают вот такие переживания. Вы можете посоветовать, как это отношение сменить? Как сделать, чтобы меньше расстраиваться и переживать?

Ян Габинский: Я хочу сказать, что, то, что сказала радиослушательница, тоже имеет отношение к нашему здоровью. Но наверное, дело все-таки не только в названии. Дело в сути того, что мы делаем. Как мы охраняем здоровье нашего населения; как организована система здравоохранения, которая является государственной системой, в которой мы с вами находимся, которой доверяем или не доверяем – вот в чем вопрос.

Если мы сегодня доверяем нашей системе здравоохранения, если наши государственные чиновники высокого или менее высокого ранга лечатся у себя на территории, если не уезжают за границу, если они пытаются вложить деньги в наше российское здравоохранение, если они развивают наши больницы, если они развивают наши поликлиники, если они развивают наши традиции земских или семейных врачей, то это хорошо. Это они должны делать, вкладывая деньги в муниципальные, в государственные больницы, в то же время создавая условия для частных поликлиник, больниц и так далее, но они не должны забывать, что сила государства как раз и заключается и в силе оказания той помощи здравоохранения населению. Если мы будем вкладывать сюда деньги, достаточные деньги, не просто 2,5 процента внутреннего нашего валового продукта, а хотя бы 4, хотя бы 5, приоритеты мы немножко переставим, тогда мы будем говорить о том, что наше государство заботится больше о людях, чем о какой-то другой проблеме. Вот это то, чего мы все добиваемся.

Поэтому надо изменить не названия больниц или врачей, а изменить суть, о которой мы сегодня говорим. Мы хотим сегодня сделать акцент на том, что здоровье – это государственная задача, это наша национальная безопасность. Это мы должны знать. А если мы будем ежегодно терять более миллиона человек, это для нас будет трагично.

Сергей Соловьев: Ян Львович, результат работы врача – это состояние здоровья его пациента. Можно ли по аналогии с достаточной точностью подводить итоги работы государственных чиновников – мэра, губернатора, министра или даже президента – по состоянию ведомства в конце отчетного периода?

Ян Габинский: Я думаю, что – да. Работая депутатом в Городской думе города Екатеринбурга вот уже 4 года, когда отчитывается наш мэр на ежегодных отчетах, говорят об улучшении комфортности жизни, что улучшается благосостояние людей. Я всегда говорю: «А как у нас с показателями средней продолжительности жизни? Улучшились или уменьшились? Как у нас со смертностью?» Вот если эти показатели у нас будут уменьшаться, я имею в виду смертность, а средняя продолжительность жизни расти (не только по потребительским каким-то критериям и оценкам нашего потребительского рынка нужно судить о том, что качество жизни улучшилось, а именно по этим показателям, по средней продолжительности), значит, мы все делаем правильно, значит, мы рулим нашим городом, нашей республикой правильно. Это мое мнение.

XS
SM
MD
LG