Ссылки для упрощенного доступа

Покушение на Сапармурата Ниязова


Программу ведет Сергей Данилочкин. Участвуют: московский журналист Аркадий Дубнов, ведущий программы Радио Свобода "Кавказ и Центральная Азия" Тенгиз Гудава и бывший посол Туркмении в Турции и Израиле Нурмухаммед Ханамов. С бывшим министром сельского хозяйства Туркмении Сапармуратом Ыклымовым беседовал Андрей Шароградский.

Сергей Данилочкин: Мы обсуждаем покушение на президента Туркмении Сапармурата Ниязова. Власти Туркмении заявили, что его организаторам покровительствуют некоторые российские политики. Имена их не называются. В организации нападения президентская администрация обвинила лидеров оппозиции, находящихся за рубежом. Названы даже конкретные имена. В Ашхабаде по подозрению в причастности к покушению арестованы 16 человек. В результате обстрела президентского кортежа получили ранения несколько человек, сопровождавших Ниязова, сам президент не пострадал. С нами на линии прямой связи находится наш московский коллега Аркадий Дубнов, в студии Радио Свобода - ведущий программы Радио Свобода "Кавказ и Центральная Азия" Тенгиз Гудава, по телефону также Нурмухаммед Ханамов, бывший посол Туркмении в Турции и Израиле. Насколько я понимаю, господин Ханамов также обвиняется властями Туркмении в причастности к этому покушению... Мой коллега Андрей Шароградский также побеседовал в бывшим министром сельского хозяйства Туркмении Сапармуратом Ыклымовым, которого также обвинили в покушении на жизнь Туркменбаши.

Сейчас я хотел бы задать два или три вопроса для обсуждения ситуации и, во-первых, в этом деле прослеживаются сразу несколько линий. Первая линия – то, что причастны лидеры, которые уже давным-давно проживают за пределами Туркмении, вторая линия - что тем, кто организовал это покушение, или тем, кто участвовал в нем - покровительствуют власти России. Третья линия – то, что в покушении принимали участие какие-то непонятные "этнические грузины", как их назвали.

Давайте вернемся к интервью Сапармурата Ыклымова.

Андрей Шароградский: Господин Ыклымов, как вы ответите на обвинения в свой адрес в причастности к покушению на Сапармурата Ниязова?

Сапармурат Ыклымов: Пока я успел только удивиться. Ответить трудно. Наверное, человек исчерпал все свои возможности. Я от мира оторван уже 8 лет, в Туркмении вообще почти не имею контакта, и даже при желании такие штуки организовывать отсюда невозможно, по техническим и всем остальным причинам.

Андрей Шароградский: Ниязов заявляет, что автомобили, из которых велся огонь по его кортежу, или, якобы. велся огонь, принадлежат фирме вашего брата. Как вы можете ответить на подобные обвинения?

Сапармурат Ыклымов: Мы лет 8 уже под колпаком Туркменбаши, и очень во всем прозрачны. И семье Ыклымовых запрещен даже минимальный бизнес. С фамилией Ыклымов в Туркмении работать запрещено.

Андрей Шароградский: Последний вопрос, скажите, зачем, на ваш взгляд, Ниязову могла понадобиться подобная инсценировка?

Сапармурат Ыклымов: Человек доживает уже последнюю стадию, выхода нет, как дальше... Начать репрессии. Оппозиционная борьба - интеллектуалов, а не автоматов, слабый всегда начинает применять недозволенные приемы.

Сергей Данилочкин: Господин Ханамов также находится в списке обвиненных лидеров оппозиции. Вместе с ним в списке Борис Шихмурадов, бывший министр иностранных дел Туркмении, и еще Худойберды Оразов, бывший глава Центрального банка. Вопрос всем участникам дискуссии - в чем собственно причина покушения, кому это было бы выгодно?

Аркадий Дубнов: В такой обстановке, особенно если учесть бурную деятельность туркменского агитпропа, официальной пропаганды, то, кажется, выгодно это, в первую очередь, Сапармурату Ниязову. Во-первых, он сегодня удачно и как нельзя более вовремя, как он себе это представляет, включается в борьбу против мирового терроризма. Штука ведь в том, что этот терроризм, который, его же устами, в общем, никак не угрожает нейтральному Туркменистану, вдруг оказался у него на пороге. И в этих заявлениях, в которых он обвиняет, в частности, Россию или, точнее, представителей руководства, он говорит слова про угрозу мирового террора, чему свидетельством стал этот акт. Кроме того, он сейчас, естественно, может показать всему миру, что он не случайно закручивает гайки внутри страны, начинает преследовать абсолютно всех инакомыслящих и любых подозреваемых в нелояльности к себе, а это фактически, наверное, сегодня вся страна, и этот аргумент...

Сергей Данилочкин: Господин Ханамов, вы уже слышали слова вашего коллеги по несчастью, обвиненного также в этом событии, господина Ыклымова. Он ничего, конечно, как он говорит, не знал о том, кто организовывал это дело и заявляет о своей непричастности. Что вы можете сказать, как вы узнали об этом деле и, как вы считаете, кому выгодно такое покушение на Сапармурата Ниязова?

Нурмухаммед Ханамов: Действительно, хотелось бы получит ясность и нам самим, кого обвиняют в этом вопросе. Во-первых, как я узнал: у нас, оппозиционеров, рабочий день начинается за компьютером, включив компьютер где-то часиков в 11, я увидел там такую информацию о том, что произошло. Правда, сведения были настолько разноречивыми. А потом вечером, когда шла по телевидению программа "Ватан", это примерно как "Время", там Ниязов проводил кабинет министров, и в конце заседания он решил рассказать народу, как это было и что случилось. В Туркмении открыто оппозиции работать невозможно уже давно. Поэтому все те, кто не согласен с режимом Ниязова, чтобы своими действиями могли освободить наш народ от этого диктаторского режима, за рубежом работают. Но я вам хочу сказать, что наше Национально-демократическое движение, возглавляемое Шихмурадовым, в программе нашей нет силового метода свержения власти. Почему мы с того дня, как было создано национально-демократическое движение Туркменистана, наши действия - они активизировали не только оппозиционеров за пределами Туркменистана, которые находятся, но и сам народ, внутри Туркменистана. Это разъяснение им, разбудить народ, что нельзя мириться со всем этим, распространение листовок - вот наши методы. Как-то однажды радиостанция "Свобода", тоже мне ваши коллеги задавали вопрос, что "у нас есть информация, что вы собираетесь вернуться в Туркмению". В одном из таких выступлений, у Шихмурадова было в апреле месяце, да, мы собираемся, но мы когда взвесили все, от и до, мы поняли, что народ наш надо разбудить, на это нужно время. Поэтому мы обязательно вернемся в республику, но предварительно надо подготовиться. Это, во-первых, нам самим, он же нас обвинил всех в воровстве, черт те что, разумному человеку в голову не придет, что он на нас наклеветал, это, во-первых, как говорится, я извиняюсь, я взволнован всеми этими делами - чтобы доказать что это ложь. И, во-вторых, чтобы действительно народ мог проснуться от этой спячки, что нельзя мириться с его диктаторским режимом, что ни одному человеку, не говоря уже о свободе слова, вообще невозможно что-либо там свое даже мнение или несогласие с чем-либо высказать.

Сергей Данилочкин: Вопрос Тенгизу Гудаве - как вы относитесь ко всему произошедшему? И еще один вопрос, раз вы говорите о Кавказе и Центральной Азии - причем здесь "грузинский след"?

Тенгиз Гудава: Эта история мне напоминает покушение на Брежнева в 60-е годы. Тогда в газете "Известия" буквально в 3-4 строчки было маленькое сообщение о том, что некий психически неуравновешенный человек обстрелял космонавтов. Вот все гадали, почему же космонавтов обстреляли? Потом, много лет спустя, выяснилось, что это было некое "покушение" на Брежнева. Так и сейчас, совершенно непонятно. Если верить самому Сапармурату Ниязову, а он остается главным глашатаем тех событий, стреляли не в него, а его машина была "отсечена" нападавшими, собственно говоря, обстреливали безоружных гаишников. Это, во-первых. Во-вторых, совершено непонятно, как можно из автомата стрелять в бронированный лимузин? Если вы говорите об участии предполагаемом грузин в этой истории - давайте вспомним покушение на Эдуарда Шеварднадзе последнее, как его бронированный лимузин обстреливали ракетами, и все равно лимузин выдержал, чем фирма "Мерседес" была очень довольна... А из автомата - это все равно, что из рогатки обстреливать бронированную машину. Вся эта история мне напоминает, если это не инсценировка - сверхнепродуманное, скорее всего, такое эмоциональное выступление одного из бесчисленных противников Ниязова. И вовсе необязательно говорить слово "оппозиция", тем более, "демократическая оппозиция". Наверное, у него есть противники и на его так сказать личном рынке, на распределении тех богатств, которое он ведет в Туркменистане. Есть просто обиженные люди, есть люди, родственники которых пострадали, и так далее, вот что это. Во всяком случае, это явно не похоже на продуманную акцию, на подготовленную акцию, и тем более не думаю, что демократическая оппозиция прибегла бы когда-либо к подобной акции. И еще подозрительно, не успели эти выстрелы смолкнуть, как Сапармурат Ниязов заявил, что он знает имена тех заказчиков, которые это сделали. Хотя бы надо было выждать какое то время и потом говорить. А так получается, что он просто выдает желаемое за действительное.

Сергей Данилочкин: Вопрос к Аркадию Дубнову: Тенгиз говорил о грузинском следе в покушении на Сапармурата Ниязова, но туркменские власти утверждают, что лицам, которые организовывали покушение, покровительствовали какие-то неназванные российские политики. Что вы думаете по этому поводу?

Аркадий Дубнов: Если бы я был Ниязовым, я мог бы сказать, что я думаю по этому поводу, но я, к счастью, не Ниязов. Пусть лучше он думает на эту тему... Я согласен с Тенгизом Гудавой, когда он говорит о том, что нужно быть очень низкого мнения о представлениях лидеров туркменской оппозиции о своем бывшем патроне, как он ездит, чтобы попытаться из легкого стрелкового оружия обстрелять его бронированный лимузин. Это действительно - тогда нечего Ниязову бояться этих людей. Это во-первых. Во-вторых, когда Ниязов переводит стрелки на Россию и говорит в этой связи о мировом терроризме, то здесь очень смешно. Вот когда он обвинил этого бывшего заместителя министра сельского хозяйства. Он сказал, что он "много лет уже живет за границей". Скажите, а сам Ниязов не знает, что господин Ыклымов живет в Швеции, как и многие другие старые туркменские оппозиционеры, это всем известно, известен город, в котором он живет. Это все прекрасно известно в Туркмении и лично Ниязову. Так вот, почему он не называет Швецию? В таком случае Швецию, может. тоже обвинить в пособничестве мировому терроризму. Тем более, что Ыклымов, оказывается, снабжал их оружием из Швеции, как-то это организовывал, что же, такие слабые вообще силовые структуры в хорошей западноевропейской стране?.. Понимаете, здесь все настолько примитивно, настолько, я бы сказал даже, пошло, настолько торчат уши, что говорить о серьезном выпаде в адрес России в этой связи даже не приходится. Он давно пытается каким-то образом найти виновных в России, потому что он считает, что Россия укрывает всю эту, как говорили в Китае во времена культурной революции, "банды четырех", хотя бы "банду трех". Ну где же?.. Он за второй год трижды поменял руководство КНБ, МВД. попытки поймать кого-нибудь... Бедный Ниязов, что же вы хотите, если после этого кто-то из отчаянных силовиков, которых гноят в тюрьмах, достал "Калашникова (не знаю, он не говорит, из чего стреляли) и вышел на улицу, чтобы стрелять. В конце концов, я могу себе представить отчаянных бывших сотрудников, которых уволили, могу себе представить бывших гаишников, функции которых теперь исполняет Министерство обороны, а у гаишников тоже, может, было табельное оружие. Здесь можно все что угодно придумать.

XS
SM
MD
LG