Ссылки для упрощенного доступа

Возможен ли компромисс между Тбилиси и Батуми?


Программу ведет Андрей Шароградский. С сотрудником Кавказского института мира, демократии и развития Давидом Дарчиашвили беседовал Олег Кусов.

Андрей Шароградский: По мнению большинства тбилисских политологов, компромисс между властями Грузии и Асланом Абашидзе невозможен - аджарский руководитель демонстративно противится преобразованиям в стране, начатым после ухода в отставку Эдуарда Шеварднадзе. Так считает сотрудник Кавказского института мира, демократии и развития Давид Дарчиашвили. С ним беседует Олег Кусов:

Олег Кусов: Давид, глава Аджарии отверг ультиматум президента Грузии, это что – распад Грузии продолжается?

Давид Дарчиашвили: Я не думаю, хотя такие оценки даются, в основном, к сожалению, из России. Но это все-таки или просто журналистские броские заголовки, или какой-то умысел, желание каких-то кругов выдавать желаемое за действительное. До распада далеко. Есть серьезная проблема: после революции в Аджарии сохранился тот режим, который, по идее, должен был уйти вместе с центральным правительством Шеварднадзе, которое за эти годы основало мафиозное государство, абсолютно основанное на коррупции и организованной преступности. Это как бы ушло из Тбилиси, но не до конца, все это еще притаилось, и далеко до победы верховенства закона. Но в Аджарии все сохранилось, как было прежде. Сейчас две Грузии, Грузия старая и Грузия новая противостоят друг другу. Здесь разговор о том, что нужны компромиссы, немножко не совсем адекватен, поскольку происходит временное несовпадение, и вообще фигуры с двух лагерей, которые противостоят друг другу, как бы социально и мировоззреченски, поведенчески настолько разные, что очень трудно говорить о компромиссе. Хорошая новость во всей истории - то, что и с той, и с этой стороны это один народ, на одном языке говорящий, и главного ингредиента для распада Грузии - этнического национализма - нет.

Олег Кусов: Я вам приведу еще утверждение журналистов и политологов о том, что президент Грузии Михаил Саакашвили все-таки допускает ошибку, пытаясь радикальным способом решить проблему Аджарии, и что перед Грузией стоят гораздо более серьезные проблемы, например, социально-экономические.

Давид Дарчиашвили: В Грузии революция произошла против именно этой системы клановости и феодализма. Можно и так называть то, что было. Здесь компромисс очень труден. Конечно, могут быть ошибки. Южный народ очень эмоционален, каждое слово должно быть взвешено несколько раз, прежде чем быть сказано. Одно дело - не отступать от принципов, не делать того, чего бы хотелось Абашидзе, то есть дать ему возможность править, как он правил, не обращая никакого внимания на Конституцию, на законность, на Уголовный кодекс тот же самый - с этим я как бы не согласился. А другое дело - говорить какие-то слова, которые могут воспринять как оскорбление не только он сам и его окружение, но и простые люди в Аджарии, которые не совсем понимают, что с чем борется. То есть такие вещи есть, но я бы не посчитал ошибкой принципиальную позицию центральных властей, не примиряющихся с режимом, который игнорирует элементарные права своих граждан.

Олег Кусов: Давид, если наблюдать за ситуацией в Грузии из Москвы, с помощью российских средств массовой информации, создается впечатление что до войны недалеко. Это ошибочное впечатление?

Давид Дарчиашвили: До вчерашнего дня я бы сказал, что далеко, но сегодняшние события уже еще больше накалили обстановку. Может, какие-то круги центральных властей и подумывали о военном решении вопроса, но в целом и общественность, и правительство против этого. У нас ежедневно идут дебаты, и очень многие выступают и говорят, эта идея превалирует, что военным путем никак нельзя этот кризис разрешать. Должны использоваться дипломатические шаги, правовые оценки и народная дипломатия – диалог между простыми людьми. Видя это, Абашидзе отдает приказ взорвать мосты, чтобы не было никакого сообщения между жителями Аджарии и остальной Грузии, и начинает снова расправляться с оппозиционными выступлениями, в том числе сегодня выступили студенты и учителя, в том числе школьные, женщины - их тоже разогнали, безжалостно расправляясь с ними. Как остановить Абашидзе, чтобы он не избивал своих граждан, допустить еще несколько дней эту возможность или сейчас же пресечь – вот здесь дилемма.

XS
SM
MD
LG