Ссылки для упрощенного доступа

Руководство Южной Осетии не разделяет оптимизма Тбилиси относительно скорого восстановления территориальной целостности Грузии


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Дмитрий Александров и Георгий Кобаладзе.

Андрей Шарый: Недавнюю смену власти в Аджарской автономии президент Михаил Саакашвили назвал первым шагом в деле восстановления территориальной целостности Грузии. Что делать дальше, как строить отношения с оставшимися мятежными автономиями - Абхазией и Южной Осетией? Сегодня подробнее поговорим о Южной Осетии. Откроет тему корреспондент Радио Свобода в Тбилиси Георгий Кобаладзе:

Георгий Кобаладзе: После свержения в Аджарии режима Аслана Абашидзе в Грузии начали говорить о том, что вскоре начнется решение проблем Абхазии и Южной Осетии. Президент Саакашвили объявил на многотысячном митинге в Батуми: "В Аджарии началось объединение Грузии. Вскоре мы будем в состоянии приступить к возвращению Абхазии и Южной Осетии". Впрочем, в последующем интервью президент Грузии отметил, что в Абхазии и Южной Осетии будет действовать мирными методами, однако настойчиво и целенаправленно. Но в Сухуми и Цхинвали помнят другие заявления Михаила Саакашвили. Недавно на военном параде в честь завершения американской программы "Обучение и оснащение" - по подготовке грузинских антитеррористических подразделений - глава государства подчеркнул, что "у Грузии уже есть армия, способная выполнить любую задачу по восстановлению территориальной цельности государства, и пусть об этом помнят все сепаратисты". О том, что руководство Грузии, по крайней мере, не исключает возможности использования силы в Абхазии и Южной Осетии, свидетельствуют и косвенные признаки. Например, президент помиловал бывшего командующего Национальной гвардией Грузии, активного участника абхазской войны Вахтанга Кобалия, который, отсидев в тюрьме 10 лет за измену родине и вернувшись в родную Мегрелию, соседнюю с Абхазией, заявил журналистами, что если и возьмет в руки оружие, то только чтобы воевать за возвращение Абхазии. С другой стороны, руководство Грузии все время подчеркивает важность сотрудничества с Россией при решении проблемы Абхазии. То есть, прекрасно понимая невозможность экспорта в Абхазию бархатной революции и не исключая силового сценария, в Тбилиси надеются на политическую поддержку России для достижения трехстороннего грузино-российско-абхазского стратегического компромисса.

Андрей Шарый: Руководство самопровозглашенной республики Южная Осетия оптимизма официального Тбилиси относительно скорого восстановления территориальной целостности Грузии не разделяет. Большинство населения республики видит свое будущее в составе Российской Федерации. Об этом открыто заявил в интервью корреспонденту Радио Свобода президент самопровозглашенной республики. Рассказывает Дмитрий Александров:

Дмитрий Александров: Люди разного социального статуса едины в одном: путь решения проблемы - переговоры. Причем, по мнению абсолютного большинства, руководству Грузии надо смириться с независимостью Южной Осетии, компромиссов нет и быть не может. Об этом говорил на встрече с ветеранами Великой Отечественной войны председатель Совета Безопасности Южноосетинской республики Джемал Каркусов.

Джемал Каркусов: Чувствуется, что есть напряженность в отношениях с Грузией. Риторика другая уже. То, что произошло в Аджарии, никак не сравнимо с Южной Осетией, потому что там грузины живут, и то, что они между собой - это уже их проблемы. То, что с нами - пускай не забывают, что большинство осетин живут в Северной Осетии, а Северная Осетия в составе России.

Дмитрий Александров: В Южной Осетии, население которой составляет всего 80 тысяч, представители правоохранительных органов с настороженностью относятся к любому чужаку. Милиционеры тщательно досматривают багаж и проверяют документы. При этом машины с местными номерами, проезжая через блокпосты, даже не сбавляют скорость. Во время одного из интервью с жителем райцентра Джава возле нас остановилась белая "семерка". Вышедшие из машины двое мужчин, преставившись работниками местной службы безопасности, потребовали предъявить им разрешение на работу в Южной Осетии. Как оказалось позже, сотрудники правоохранительных органов сами были не прочь высказать свою точку зрения. Говорит один из них – Олег Плиев:

Олег Плиев: Южная Осетия в скором будущем, я думаю, будет в составе России. Территория полностью контролируется как властями, так и спецслужбами местного руководства. Так и военная контрразведка Российской Федерации, которая дислоцируется на территории Южной Осетии. Они контролируют ситуацию, и они этого не допустят.

Дмитрий Александров: Более десяти лет назад часть самопровозглашенной Южноосетинской республики была объявлена зоной вооруженного конфликта. Местные жители считают, что этот статус позволяет избегать серьезных политических провокаций. Джавский район республики поделен на зоны ответственности, которые контролируют североосетинские, российские и грузинские миротворческие силы. Блокпосты, работающие круглые сутки, расположены на Транскавказской магистрали. Эта разбитая автодорога, которую в Южной Осетии называют "дорогой жизни", - единственное транспортное сообщение с Россией. Фактически Транскавказская магистраль кормит всю республику. Через Рогский перевал из Северной Осетии в Южную регулярно прибывают караваны с гуманитарной помощью.

Цхинвал, столица республики, расположен так, что практически со всех сторон окружен грузинскими селами. Осетинская часть населения считает, что проезд сквозь эти населенные пункты наиболее опасен. До серьезных конфликтов у осетин и грузин не доходит, но и особых симпатий они друг к другу не испытывают. Грузинское население Южной Осетии полностью поддерживает политику Михаила Саакашвили и уверено, что ему удастся объединить страну. С приходом нового президента многое изменилось к лучшему. Говорит житель грузинского селения Тамарашени Гиви Майсурадзе.

Гиви Майсурадзе: Для нас много изменилось. Свет дают уже нормально. Через Цхинвал ехать, через таможню, уже никакой проблемы нет. Люди уже больше общаются, хотят помириться. Я вижу, что осетины к нам приезжают в гости, мы к ним едем в гости. Ни один политик так бы не сделал, как в данный момент простые люди делают. Грузины и осетины веками жили вместе и, наверное, так и будут жить. Я думаю, что проблем не будет. Многие, может, не согласны, но я знаю, что многие в сторону Саакашвили пойдут.

Дмитрий Александров: В Цхинвале позицию части грузинского населения не разделяют. Скорее, наоборот, от грузинского президента ждут провокаций, которые могут нарушить хрупкий мир в нестабильном регионе. Своими опасениями делится главный режиссер южноосетинского театра Тамерлан Дзуцев.

Тамерлан Дзуцев: После заявления президента Грузии о том, что сейчас он будет вести настойчивые переговоры с Осетией и Абхазией, чтобы говорить о целостности Грузии, это уже о чем-то говорит, потому что этот человек очень непредсказуемый. И что ночью в голову взбредет, то утром может быть. Мы ничем не застрахованы от его действий. Сейчас возможна любая провокация с их стороны. Может, он завтра в Гори объявит учение в 30 километрах от Цхинвала. Он спокойно может это сделать. Он в Батуми морские ученья завершил, а сейчас он около Гори может начать учения своих войск. Дальше? Опять же аджарский сценарий? В этом отношении, честно говоря, я даже боюсь за то, что может произойти с 20-го по 23-е число, потому что 23 мая у нас выборы в парламент. Надо понять, что не может быть двух Осетией, Осетия должна быть одна и воссоединена. Если они просто-напросто решатся на какой-нибудь вооруженный конфликт, то это будет пострашнее того, что было в 1992-м году.

Дмитрий Александров: Абсолютное большинство уверено, что в случае начала боевых действий Россия окажет Южной Осетии любую помощь, вплоть до ввода войск.

Теймураз Джоев: Моя мать была грузинкой. Когда я прилетал из Москвы в Грузию, там было написано: "Грузия - гордость моя". Я думал, что это моя территория. Но когда они геноцид сделали, мне уже было обидно, больно в душе. Поэтому я взял оружие в руки, чтобы защищать свою семью, своих детей, своих родственников. И сейчас мы согласны с ними. Если Россия нам не поможет, опять начнем воевать, другого выхода у нас нет.

Дмитрий Александров: Первые лица самопровозглашенной республики обвиняют официальный Тбилиси в национализме. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты считает, что Михаил Саакашвили грубо нарушает демократические принципы и договоренности, которые были достигнуты за прошедшие годы.

Эдуард Кокойты: События, которые происходят в соседней Грузии, конечно же, настораживают нас. Нынешнее руководство Грузии еще раз продемонстрировало, что оно не может договариваться. Есть сплошное нарушение демократии, международных договоренностей по субъектности Аджарии. Конечно же, это вызывает у нас определенную настороженность. Многие политологи и многие в руководстве Грузии говорят о том, что это будет хорошим уроком для Южной Осетии и Абхазии - это далеко не так. Южная Осетия уже давно определилась, мы являемся независимым государством, мы уверенно идем своим путем и будем делать все возможное для того, чтобы добиться той цели, которую перед нами поставил народ республики. Грузинская сторона делает все возможное для того, чтобы переговорный процесс завести в тупик. Еще раз хотел подтвердить свое обращение к президенту Российской Федерации, к Государственной Думе Российской Федерации, к Федеральному собранию Российской Федерации о рассмотрении обращения народа республики Южная Осетия, президента республики Южная Осетия о вхождении в состав Российской Федерации.

XS
SM
MD
LG