Ссылки для упрощенного доступа

Верховная Рада Украины не поддержала поправки к конституции, предполагавшие переход республики к парламентско-президентской форме правления


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Владимир Ивахненко и независимый киевский политолог Константин Бондаренко.

Андрей Шарый: В четверг поздно вечером Верховная Рада Украины не поддержала поправки к конституции, предполагавшие переход республики к парламентско-президентской форме правления. Речь шла об уменьшении полномочий главы государства. Многие обозреватели комментируют и обозначают это событие как провал политической реформы в республике. Так ли это?

Владимир Ивахненко: Пропрезидентскому большинству и двум левым фракциям украинского парламента не хватило всего шести голосов для изменения конституции. Бурными овациями приветствовали это решение депутаты правоцентристской оппозиции. Один из ее лидеров Юлия Тимошенко, выступая в пятницу с парламентской трибуны, так прокомментировала провал политической реформы: "Вчера была поставлена точка не только антиконституционному заговору, но и режиму Кучмы".

Год назад нынешний украинский лидер заявил о решимости перехода к парламентско-президентской форме правления. Для этого были подготовлены поправки к основному закону, которые существенно ограничивают президентские полномочия. Их утверждение означало бы, что новый глава государства не сможет повлиять на формирование правительства и назначать губернаторов. Такое право в случае изменения конституции получало парламентское большинство. Предложенная реформа, по словам Кучмы, устанавливала бы баланс власти на Украине. Однако оппозиция пришла к выводу, что правящая верхушка таким образом добивается пролонгации своих полномочий. Говорит лидер народного РУХа Борис Тарасюк.

Борис Тарасюк: Вся эта реформа предназначена для того, чтобы остаться у власти.

Владимир Ивахненко: В том, что реформа обречена на успех, власти были уверены после присоединения к пропрезидентским силам в парламенте двух левых фракций. В сумме их голосов хватало для изменения конституции. По словам одного из лидеров социалистов Иосифа Винского, поддерживая реформу, левые не хотели допустить к приходу к власти вместе с новым президентом и очередных кланов олигархов.

Иосиф Винский: Мы считаем, что Украина должна выбирать европейскую модель управления страной. Мы видим, к чему пришла сегодняшняя система. Мы видим, что эта система плановая, она неэффективная ни с точки зрения политической, ни экономической, ни демократической.

Владимир Ивахненко: Провал политической реформы обеспечили несколько депутатов из президентского большинства. Мало кто сомневается, что под разными предлогами сторонники Кучмы будут добиваться еще одного голосования по внесению изменений в конституцию. Если же на реформе будет окончательно поставлен крест, то, по всей видимости, не исключено участие Леонида Кучмы при поддержке России в президентской гонке, считает один из лидеров блока Юлии Тимошенко Александр Турчинов.

Александр Турчинов: Безусловно, если Россия сделает для себя такой выбор, я думаю, что это может очень серьезно перечеркнуть украино-российскую перспективу добрососедских отношений. Потому что шансов победить у Кучмы нет даже в случае введения военного положения или каких-то массовых тотальных фальсификаций. Но это может привести к каким-то гражданским конфликтам, чего нам бы очень не хотелось.

Владимир Ивахненко: До президентских выборов на Украине, которые многие называют самыми драматичными за время украинской независимости, остается меньше семи месяцев.

Андрей Шарый: Сейчас в прямом эфире программы независимый киевский политолог Константин Бондаренко. 31 октября на Украине президентские выборы. Скажите пожалуйста, события вчерашнего дня каким-то образом связаны с грядущей президентской кампанией?

Константин Бондаренко: Они могут быть связаны с грядущей президентской кампанией, и они могут до некоторой степени изменить ситуацию в украинском политическом истеблишменте. В частности, не исключено, что сейчас возрастет влияние такой фигуры, как Владимир Литвин, который продемонстрировал себя вчера достаточно гибким политиком, политиком, который срежиссировал фактически всю ситуацию в Верховной раде. Также фактически после вчерашнего дня мало у кого остаются сомнения, что открыта прямая дорога для баллотирования на третий срок президента Украины Леонида Кучмы. Поскольку фактически провал политической реформы не ограничивает в будущем президентские полномочия, и в будущем Леониду Кучме не придется бороться с последствиями собственной реформы.

Андрей Шарый: То есть вы хотите сказать, что один из итогов вчерашних событий можно классифицировать и как успех президента Кучмы и его сторонников?

Константин Бондаренко: Именно так. Фактически еще накануне голосования многие эксперты говорили, что политическая реформа является таким лакмусом, который может показать, идет ли Леонид Кучма на будущие выборы или не идет. Дело в том, что политическая реформа закладывала конфликтное поле между разными субъектами политической деятельности, например, между парламентом и президентом, между кабинетом министров и президентом. Что касается самой политической реформы, ее последствий: если бы Леонид Кучма не хотел идти на третий срок, если бы Леонид Кучма готовил себе преемника, либо просто хотел уйти от дел, он бы оставил неразбериху после себя. Вот эти все конфликтные поля создали бы в результате глобальный конфликт, и украинская политика возвратилась бы к стадии 94-96-го годов, когда было глобальное противостояние между президентскими структурами власти и парламентскими. Если бы Леонид Кучма решил идти на третий срок, он бы спустил реформу на тормозах, он бы просто-напросто сделал все, чтобы эта реформа была провалена, причем провалена руками самих депутатов.

Андрей Шарый: Как вы считаете, история с политической реформой на Украине закончена как таковая или пропрезидентские силы или левые силы в парламенте под какими-то предлогами могут попытаться провести еще какие-то голосования?

Константин Бондаренко: Я думаю, что поставлена точка пока что псевдореформирования. Потому что то, что предлагалось, это была не политическая реформа, это была попытка реформирования отдельных положений конституции.

XS
SM
MD
LG