Ссылки для упрощенного доступа

В Армении состоится второй тур президентских выборов


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Ара Татевосян, Димитрий Волчек беседует с заместителем директора Ереванского Института средств массовой информации Марком Григоряном и московским политологом, президентом общественной организации Русско-армянское содружество Сейраном Багдасаряном.

Андрей Шарый: В Армении подведены итоги президентских выборов. Поскольку ни одному из кандидатов не удалось преодолеть 50% барьер, победитель определится во втором туре, который пройдет через две недели.

С подробностями из Еревана Ара Татевосян.

Ара Татевосян: Центральная избирательная комиссия Армении приняла сегодня решение о проведении второго тура президентских выборов. Очевидно, что это решение удовлетворит армянскую оппозицию и весьма расстроит сторонников действующего президента Армении. Как сообщил председатель ЦИК, решение было принято в виду того, что ни одному из кандидатов в президенты Армении не удалось набрать на выборах 19-го февраля более 50% голосов. С самого раннего утра Центральная избирательная комиссия сообщала, что действующий президент Армении Роберт Кочарян набрал 48% голосов, однако несколько позднее общественное телевидение Армении, ссылаясь на собственные источники, распространила информацию о том, что Роберт Кочарян набрал 51%, то есть тот процент голосов, который необходим для победы в первом же туре. После этого сообщения оппозиционные кандидаты, в частности, Степан Демирчан, который считается самым реальным соперником Роберта Кочаряна, заявили о готовности прибегнуть к массовым акциям протеста, если Центральная избирательная комиссия не пересмотрит своего решения. Итак, после последнего решения ЦИК очевидно, что во втором туре выборов 5-го марта встретятся действующий президент Армении Роберт Кочарян и лидер Народной партии Степан Демирчан, набравшие, соответственно, 49,8% и 27,7% голосов. Третье место занял кандидат Арташез Гигамян, набравший 17% голосов. Интрига предстоящего второго тура заключается в том, что пять лет назад на внеочередных выборах 1998-го года действующий президент Армении Роберт Кочарян победил во втором туре выборов отца Степана Демирчана, бывшего коммунистического лидера советской Армении Карэна Демирчана. Его сын пришел в большую политику в октябре 1999-го года после террористического акта в парламенте Армении, жертвой которого стал Карэн Демирчан, занявший тогда пост спикера национального собрания. "Решение ЦИК о проведении второго тура президентских выборов свидетельствует об отступлении властей", - заявила сегодня секретарь Демирчана Рузанна Хачатрян. По ее словам, используя различные нарушения, власти пытались любой ценой обеспечить победу Кочаряна в первом туре, но это им не удалось. "Борьба продолжается", - заявила пресс-секретарь Демирчана. Очевидно, что две недели, которые остаются до 5-го марта, пройдут в бескомпромиссной борьбе, и от того, кто из кандидатов более эффективнее использует свои ресурсы, будет и зависеть итог выборов.

Андрей Шарый: О политической ситуации в Армении Дмитрий Волчек беседовал с заместителем директора Ереванского Института средств массовой информации Марком Григоряном и московским политологом, президентом общественной организации Русско-армянское содружество Сейраном Багдасаряном.

Дмитрий Волчек: Господин Григорян, если позволите, сначала личный вопрос: за кого вы вчера голосовали?

Марк Григорян: Я не постесняюсь вам сказать, что я голосовал за Степана Демирчана. Дело в том, что в конце октября прошлого года на меня было совершено покушение в центре Еревана, и я полагаю, что за покушением стоят люди, близкие к правящему президенту. Степан Демирчан был человеком, который наиболее последовательно заявлял о том, что хочет наказать людей, связанных с преступлением в октябре 99-го года в армянском парламенте. Мне кажется, что покушение на меня связано с этим, поэтому я возлагал на него определенные надежды. Это очень личное, я понимаю, но я имею право на личный выбор.

Дмитрий Волчек: Как вы думаете, велики ли шансы у вашего кандидата победить во втором туре?

Марк Григорян: Я знал, что невелики шансы у него и в первом туре и пока что я сомневаюсь насчет второго тура, поскольку, слава богу, еще две недели впереди и можно будет подумать об этом.

Дмитрий Волчек: Господин Багдасарян, на ваш взгляд, борьба за президентский пост развивается по предсказуемому сценарию или то, что назначен второй тур, неожиданность?

Сейран Багдасарян: Я думаю, что действующий президент поступил мудро, когда он удержался от соблазна считать, что он победил в первом туре с незначительным числом голосов. Потому что для таких молодых государств как Армения и особенно новых государств на постсоветском пространстве победа 50%, даже 51-53, вызывает массу вопросов, и, конечно, оппозиция неминуемо использовала бы это фактор для того, чтобы поставить под сомнение итоги выборов. И я думаю, что вообще для государственного устройства Армении и для будущего Армении назначение второго тура - это лучший выход из ситуации, и она поможет в некоторой степени смягчить тот накал страстей, который последние дни шумели в Армении в связи с выборами. Тем более, надеюсь, что снимет подозрения со стороны всевозможных международных наблюдателей о подтасовках и тому подобное. Хотя я, будучи в Москве, естественно не могу исключить, что такие факты были.

Дмитрий Волчек: Господин Григорян, оппозиция утверждает, что результаты выборов были полностью сфальсифицированы, не мало претензий и у международных наблюдателей. Насколько велики нарушения, допущенные в ходе голосования?

Марк Григорян: Я возглавлял одну из групп, ведущих мониторинг освещения предвыборной кампании средствами массовой информации, и должен сказать, что, конечно, в средствах массовой информации, особенно на телеканалах, которые имеют очень важное значение для населения Армении, действующий президент Роберт Кочарян получил огромнейшее преимущество, в том числе и на канале общественного телевидения, может быть, в первую очередь. Очень трудно давать оценки количеству нарушений во время голосования. Честно говоря, я не думаю, что нарушения во время голосования были настолько велики и огромны, как это представляет оппозиция. Я понимаю эмоциональный настрой оппозиции и понимаю, что демократические и свободные выборы для оппозиции - это единственная возможность придти к власти, и поэтому они требуют свободных и демократических выборов. Тут скорее нужно поднимать вопрос об ожиданиях и реальностях. Так вот день голосования, я думаю, что не был уж такой ужасно плохой, но то, что предшествовало дню голосования, и то, что опасались многие, и что, слава богу, не получилось, это подсчет голосов, это часть вызывала наибольшие сомнения.

Дмитрий Волчек: Господин Багдасарян, все кандидаты на пост президента предлагали в своих программах развитие и укрепление стратегического партнерства с Россией. На ваш взгляд, для России, кто из претендентов на этот пост самый выгодный партнер – действующий президент или его соперник?

Сейран Багдасарян: Я думаю, что ответ на этот вопрос однозначен – естественно, действующий президент, что проявляется в многочисленных публичных высказываниях различных российских государственных деятелей и той степенью приема, который был оказан в последний приезд господина Кочаряна в Россию. Средства массовой информации московские в эти дни тоже не скрывают свою, скажем так, симпатию. Я бы хотел сказать о политкорректности в пределах поддержки действующего президента. В Армении законами армянской республики запрещено иностранцам агитировать за того или иного кандидата. За Роберта Кочаряна в предвыборный период агитировали, прямо агитировали Иосиф Кобзон, Юрий Лужков, супруга Федорова, Юрий Яров, кстати говоря, глава миссии наблюдателей СНГ. Так что о политкорректности я бы говорил очень осторожно, поскольку эти люди нарушали законы Армении. Что касается сотрудничества России, вы знаете, тут в Армении очень мало расхождений по поводу будущего сотрудничества с Россией. Поэтому, я думаю, что Россия будет дружить с любым человеком, который сядет в кресло президента.

Дмитрий Волчек: Господин Григорян, ваш прогноз - как будут развиваться события в течение ближайших двух недель, оставшихся до второго тура, в Ереване проходит массовый митинг оппозиции, возможна ли вспышка насилия?

Марк Григорян: Я выходил на улицу, это было три часа назад, состояние было достаточно острое и, возможно, была вспышка насилия. Но мне кажется, что объявление Центризбиркома о втором туре должно снять сегодня, по крайней мере, большую часть напряженности и проблем.

XS
SM
MD
LG