Ссылки для упрощенного доступа

Новый сезон на российском телевидении


Программу ведет Андрей Шарый. Участвует телевизионный обозреватель Радио Свобода Анна Качкаева, которая беседовала с телекритиком, обозревателем газеты "Известия" Ириной Петровской.

Андрей Шарый: В сентябре открывается новый сезон на российском телевидении. О новых планах крупнейших телеканалов - телекритик Радио Свобода Анна Качкаева:

Анна Качкаева: 1 сентября лошади из заставки программы "Вести" радикально посинели и сменили направление бега. Теперь русская тройка мчится прямо на зрителя, Шуховская башня на Шаболовке парит в межпрограммном пространстве, а трехцветный российский триколор в заставке, предваряющий рекламу, распадается на три парашюта, синий, белый и красный. Золото державных символов и помпезных царских корон канал сменил на облегченные воздушно-голубые тона, сменилось и название, теперь он называется просто "Россия".

Переодевшись и выпустив в эфире первые премьеры, "Россия" первой из национальных телекомпаний открыла новый телевизионный сезон. Облака как будто перетекли на второй канал с ОРТ, которое минувшим летом отказалось от слова "общественное" в названии. Первый канал опять стал просто первым, но сезон здесь по уже сложившейся традиции начнется в конце сентября и станет своеобразной кодой в переодевании и премьерных показах всех остальных телеканалов. Дизайнер Семен Левин, тот самый, который когда-то придумал зеленую горошину НТВ, переодел канал ТВС. Маленькая зеленая горошина, видимо, как своеобразное напоминание о преемственности, угадывается где-то на пересечении букв В и С, которые тоже составлены из белых кружочков, похожих на кнопки телевизионного пульта. Теперь ТВС расшифровывается так: "Твой верный спутник". На фоне изысканных черно-белых деталей настроечной телевизионной таблицы, компьютерных схем, лампочек и прочих внутренностей технического прогресса цветной всполох, как нарядная находка, привлекает внимание.

В новом сезоне форма окончательно возобладала над содержанием. Интереснее теперь рассказывать о том, как сделано, снято, придумано аранжировано, чем обсуждать содержание, потому что содержания практически нет. И хотя впервые за долгие годы на старт каналы выводят новые менеджеры - в трех телекомпаниях в прошлом сезоне появились новые руководители, все они выстроили жесткую коммерческую сетку: развлечения, развлечения и еще раз развлечения. Большая тройка - ОРТ, РТР, и НТВ, и три крупные сети СТС, ТВС, РЕН-ТВ - вшестером предлагают стране 16 новых развлекательных шоу, 23 сериала, 6 игр. Это помимо старых "больших стирок" и "миллионеров".

Даже на государственном телеканале впервые начали играть на деньги в шоу "Ставка". На первом канале зрители увидят продолжение фильмов "Следствие ведут знатоки-3", "Убойную силу-4" новый сериал "Ледниковый период" с Александром Абдулловым и Ириной Розановой, триллер Владимира Хатиненко "По ту сторону волков", сериал о провинциалках покоряющих столицу под названием "Другая жизнь". На ОРТ переселились программы "Док-шоу" и "Путешествие натуралиста" ранее выходившие на НТВ. На России стартовал канал "Доброе утро" и новое ток-шоу "Цена успеха". Ведущие - вдова Анатолия Собчака Людмила Нарусова и главный редактор скандального молодежного журнала "Молоток" Федор Павлов-Андриевич. Авторское телевидение сделало для второго канала шоу о человеческих судьбах "Вера, надежда, любовь". Новые серии "Форта Байяр" с участием ведущих канала "России", корреспондентов программы "Вести" и российских спортсменов будут выходить в эфир второго канала по субботам, начиная с 7 сентября.

Кардинальные перемены пришли на СТС. В сетке вещания не осталось ни одной прежней программы. Канал делает ставку на новые лица. Игру на деньги "Кресла" будет вести актер и режиссер Федор Бондарчук, гимнастка Алина Кабаева и певица Алена Свиридова стали ведущими одного из самых дорогих реальных шоу "Гарем", которое снималось в Кении. Здесь 4 женщины будут решать, кто из 18 мужчин, выдержавших все испытания, все-таки останется в гареме. "Большой куш" - шоу скандалов и ссор без купюр - приглашен вести известный скандалист и любитель нецензурной лексики Отар Кушанашвили. Александр Цикало появится в эфире СТС сразу в нескольких программах - романтической игре "Свидание вслепую" и развлекательной "Пол шестого". Программа неполитических новостей "Детали" начинает выходить на СТС со 2 сентября.

На РЕН-ТВ стартует ток-шоу убежденных холостяков и откровенных женоненавистников - начинается проект "За 5 минут до развода". На РЕН-ТВ будет много собственных сериалов, от историко-драматических до комедийных, но главную ставку канал делает на собственную вариацию реального шоу под названием "Русское чудо". Это своеобразный аналог шоу Трумэна по-русски, когда персонажи, за исключением нескольких подсадных, не подозревают, что нанимавшая их на работу фирма всего лишь съемочный павильон, а крутившаяся на РЕН-ТВ реклама, объявлявшая конкурсный набор в Арт-центр "Русское чудо" часть этой игры мистификации.

На фоне тотальной развлекательности все-таки есть несколько проектов, на которые может обратить внимание чуть более думающий зритель. В сетке НТВ остается программа "Гордон". Леонид Парфенов разобьет "Намедни" на три блока: информационный, исследовательский и лирический, который будет вести любимая многими компьютерная Масяня.

8 сентября новый сезон начнется и на ТВС, в этот день в эфир возвращаются "Итоги" с Евгением Киселевым, после которых юмористически итожить неделю будут в анимационной программе "Кремлевский концерт". Итоги событий недели на ТВС собираются подводить еще и по субботам в авторской программе Светланы Сорокиной "Ничего личного" и в программе Виктора Шендеровича "Бесплатный сыр", в которой появятся картонные персонажи российской политической сцены. На их фоне Иртеньев, Бельжо и вновь отрастивший бороду Шендерович попытаются вывести публику, которая погрузилась в мыльно-сериальную клюкву, из апатии. Программа документальных репортажей "Новый век" сохранится на ТВС, а ведущие репортеры телеканала Россия будут показывать свои работы в еженедельной рубрике "Специальный корреспондент".

Так что при всем обилии премьер разнообразие невелико, придворные новости по всем каналам и сериалы, помноженные на шоу - тоже у всех. Все каналы слились в одну сплошную развлекательную кинотелебудку. Можно ли это считать главной тенденцией наступившего сезона? Об этом мы говорили в Московской студии Радио Свобода с телекритиком, обозревателем газеты "Известия" Ириной Петровской.

Ирина Петровская: Мне кажется, что это тенденция наступающего сезона. Я вчера ради интереса посмотрела просто прайм-тайм, если считать примерно с семи часов вечера и до ночи. На ОРТ - 6 сериалов, на РТР - 4, на ТВЦ - 3, и так далее. Ощущение абсолютно какой-то унификации, и у меня возникло подозрение, что зрителей не наберешь столько на кино. Никаких отличий, кроме того, что у одних, может, будет больше сериалов, у других меньше. у одних больше игр, у других меньше - я не наблюдаю.

Анна Качкаева: Французский социолог Моник Данье в своей книге "Телевидение - частная жизнь" пишет: "Участниками передач чаще всего бывают выходцы из среднего класса и рабоче-крестьянской среды, которые живут в рамках логики аффективной недостаточности. Они, независимо от возраста, так и не позврослели, то есть их подростковое самоутверждение так и не окончено, они плохо представляют себе свое будущее, что приводит их к мысли, что медиатизация жизни, то есть, экранная слава станет лучшим способом преуспеть. Зритель же находит сходство с собой, получает суррогат реальной жизни, переживая вроде бы настоящую историю". Не кажется ли вам, что шоу и реальное шоу, которое явно захлестнет в этом сезоне российское телевидение - это путь к такому тотальному оглуплению аудитории и примитивизации жизни человеческой? Вам не кажется?

Ирина Петровская: Ну, конечно. Я не знаю, как насчет оглупления, потому что желающий оглупиться - он всегда найдется, и специфическая я думаю аудитория у подобных, многих, во всяком случае, шоу. В этих реальных шоу телевидение выступает как золотая рыбка, она сразу практически, нужно немножечко потерпеть посидеть за стеклом, ТНТ сейчас объявила о том, что желающие могут посидеть в клетке, желающие, уверяю вас найдутся, и в большом количестве, немного перетерпеть этих неудобств, а потом просыплется золотой дождь, в виде ли славы, или каких-то удачных, выгодных контрактов. Сейчас, я вот могу открыть тайну, РЕН-ТВ закончило съемку реального шоу. где все построено, я не буду открывать каких-то секретов, чтобы зрителю было потом интересно смотреть, как раз построено на том, что телевидение по сути предоставило тем людям, которые, кстати, не знали, что их снимают все условия для реализация себя, для работы в очень хороших условиях, и даже для дальнейшей работы на том поприще, которое они выбрали. И часть людей, когда им объявляли о том, что их снимали, теперь только проблема в том, дадут они согласие на показ себя или нет, большинство людей после первого шока испытанного поняли, что как только это попадет в эфир и если это попадет в эфир. они станут мгновенно знаменитыми, просто потому, что три недели будут наблюдать их в определенных обстоятельствах. и в дальнейшем это им тоже обеспечит определенное существование, и работу, в этом гуманистический смысл этой акции РЕН-ТВ, они не бросят своих испытуемых, как в ТВС...

Анна Качкаева: Мне-то кажется, что усреднение происходит и в документальных жанрах, смотрите на новостное телевещание, на остатки политического вещания. Новостей-то нет, все на каналах подвержены такой мании верности, и мы видим, что у нас один главный герой - президент, расписание его жизни мы узнаем ежедневно, и поминутно других героев, других идей, острых тем, по моему, просто не стало.

Ирина Петровская: Почему? Есть огромное количество катастроф, которых если бы не случалось - я даже боюсь подумать, о чем вещали бы наши новостейщики, о чем бы говорили. Концентрация плохих новостей, мне кажется, в скором времени приведет к общему катастрофизму, который существует в головах людей и лишает их всяких жизненных стимулов. Зачем чего-то добиваться, к чему-то стремиться, если в одночасье рухнет, или дом упадет, или самолет, стихия разгуляется, и в одночасье ту всего лишишься. Мне кажется, что все, или, во всяком случае, многие неудачи, от этого идут - что человек живет в своем вот этом катастрофическом сознании, катастрофическом мире и лишается возможности что либо предпринимать, чтобы изменить собственную жизнь.

Анна Качкаева: Вы довольно часто повторяете эту мысль - что, ну, развлекуха отвращает - не смотри, катастрофы надоели - не смотри. Всегда есть пульт и можно выключить телевизор. В общем, может, уже настало время когда надо относиться к телевизору, как к чайнику - всего лишь сервис?

Ирина Петровская: Огромное количество людей на просторах этой страны живет так, что телевизор у них единственное средство и познания, и досуга, и открытия мира, и общения с этим миром. Поэтому выключить телевизор, это значит оказаться в вакууме определенном. Мы с вами много ездили по стране и видели, в каких условиях часто живут люди, и они не могут выключить телевизор как чайник, он для них намного больше, чем просто средство передачи информации, он как член семьи для многих.

Анна Качкаева: Ну, хорошо, вот качественного выбора нет, общественное телевидение невозможно, говорят и специалисты, и менеджеры, потому что население не поддержит и вообще дорого, ну, тогда - "хавайте то, что есть"... Какой же выход?

Ирина Петровская: Ну, во-первых, у нас есть как минимум один государственный канал. Вот Путин на днях высказал мнение, что нет хорошей программы об армии, происходит это потому, что реклама, минута эфирного времени стоит очень дорого, и вещатели не заинтересованы в том, чтобы, допустим, в прайм-тайм ставить даже качественную программу об армии, о чем-нибудь другом. Мне кажется, это неправильный подход. Для этого и есть у государства телевидение, и я не понимаю, почему государственный единственный канал строит свою сетку, как коммерческий. Одной "Культурой" не обойдешься. "Культура" - очень хороший канал, но, во-первых, его...

Анна Качкаева: Ну, на ней реклама скоро появится...

Ирина Петровская: Немного смотрят... Реклама - говорят, что там появится такая специфическая реклама, будем смотреть.

Анна Качкаева: И уж очевидно, что и политика, и общественная дискуссия, видимо, из телевизионного эфира практически исчезнут.

XS
SM
MD
LG