Ссылки для упрощенного доступа

Правительственный вариант концепции развития российской науки вызвал резкую критику со стороны ученых


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимает участие корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.

Андрей Шароградский: Предложенный правительством вариант концепции развития российской науки вызвал резкую критику со стороны ученых: предполагается приватизировать все образовательные, научно-исследовательские и академические учреждения и значительно сократить их число. Число научных сотрудников может быть уменьшено в 6 раз. Над темой работала корреспондент Радио Свобода Любовь Чижова.

Любовь Чижова: Государство реформирует российскую науку для повышения ее эффективности. Вот что говорится в концепции:

"Целью реализации изложенных в Концепции новых принципов участия государства в управлении государственными научными организациями и подходов к реорганизации государственного сектора науки является существенное повышение эффективности государственной научно-технической политики, содействие развитию негосударственного сектора науки, формирование нового, отвечающего современному мировому уровню облика национальной инновационной системы".

Что стоит за столь замысловатыми формулировками? Говорит академик Российской академии медицинских наук, ученый-эмбриолог Сергей Колесников.

Сергей Колесников: Появилась Концепция государственного управления в сфере науки, которая рассчитана до 2010-2015 года. Концепция, конечно, вызвала бурю эмоций в научной среде, потому что в ней, если совсем сократить и понятным сделать: нас (имеется в виду государство) интересует комплекс академических и других научных учреждений; нам хочется сбросить максимально ответственность за финансирование и стимулирование развития науки и нас интересует последний этап приватизации - мы должны провести приватизацию и на этом закончить разговоры о государственной поддержке. Это вызвало большой шум. В результате правительство пошло на то, что оно откорректировало Концепцию и сделало те цели, которые были скрыты в Концепции под предлогом повышения эффективности научных исследований, инвестиционного процесса, они прямо заявили, что их интересует имущественный комплекс (Концепция стала называться "Концепция государственного управления имущественным комплексом организаций, выполняющих научные исследования", максимальная приватизация учреждений, то есть фактически они уйдут из сферы науки, это передача ряда научных учреждений на региональные бюджеты. Там из предметовведения регионов наука исключена. Куда будут передаваться эти учреждения? В никуда. Итак, шаг за шагом можно сказать, что идет вопрос о том, что будет разрушаться комплекс.

Любовь Чижова: Что говорится в Концепции об имуществе научных учреждений?

"Имущество организаций в среднесрочной перспективе планируется использовать в рамках структурной перестройки отрасли в целях развития новых форм научно-технической и образовательной деятельности и создания необходимых элементов инновационной инфраструктуры".

Многим научным учреждениям вменялось в вину, что они используют свои площади не по назначению, в частности, сдают в аренду. Это делается совсем не от хорошей жизни, отвечает академик РАН Геннадий Месяц.

Геннадий Месяц: В целом Академия примерно около миллиарда получает в месяц за сдачу в аренду. 4 процента мы сдаем всего своих площадей, а шуму столько. 4 процента сдаваемых нами площадей составляют менее десятой доли общего количества площадей, сдаваемых Россией, федеральных площадей. Но наша доля в получении денег еще в 2003 году составляла 15 процентов. Конечно, в Москве самые дорогие цены, а там Владивосток, Якутия и прочее и прочее в целом этих площадей сдается где-то по 30-40 долларов. Когда нам говорят, что вы сдаете, вы сдаете, мы говорим - 4 процента.

Этот миллиард для нас очень важен. Почему важен миллиард? Потому что нам нужно эти самые федеральные здания, сооружения поддерживать в нормальном состоянии. Мы государству сохраняем, а оно - нет, давайте приватизировать, денежки забрать и в стабилизационный фонд. Я этого не могу понять. Как можно, имея натуральное добро, превращать его в деньги, укладывать их в какие-то пакеты и брать по 1 проценту?

Любовь Чижова: Новая Концепция предусматривает значительное сокращение числа научных учреждений:

"Сектор науки к 2008 году должен включать в себя порядка 400 организаций, обеспечивающих результативную и бюджетно-эффективную реализацию функций государства в сфере науки. Исследовательское ядро государственного сектора науки составят 100-200 передовых научных организаций, а инфраструктурную компоненту государственного сектора науки – примерно 300-500 организаций".

В итоге это может привести к резкому сокращению научных сотрудников, что академик Сергей Колесников оценивает весьма негативно.

Сергей Колесников: А сейчас затраты на одного научного сотрудника составляют 125 тысяч рублей в год, это, конечно, мизерные затраты. Правительство говорит: "Мы хотим поднять к 2008 году затраты на одного научного сотрудника до 750 тысяч рублей в год". Возникает вопрос - за счет чего? Что будут увеличены ассигнования на науку? Бюджет будет больше давать денег? Нет. Из Закона о науке и научно-технической политики убирается цифра 4 процента от валового внутреннего продукта, по настоянию правительства, под жестким давлением правительства, и после этого говорится, что увеличивать ассигнования мы не будем, будем на инфляционный процесс увеличивать. Какой вывод следует? Мы должны сократить в шесть раз количество людей, работающих в научной сфере. Куда девать высвободившихся людей? По какому принципу будет высвобождение? Причем тут увеличение эффективности?

Любовь Чижова: Ученые говорят, что будущее российской науки под угрозой. Конечно, и ее настоящее не блестяще - ставка профессора сегодня составляет 4300 рублей. Но у образовательных учреждений были возможности для самостоятельного зарабатывания денег, которых они лишаются. Кроме того, правительственная реформа может вызвать новую волну «утечки мозгов» в западные страны, считают академики Колесников и Месяц.

XS
SM
MD
LG