Ссылки для упрощенного доступа

Беседа с Сергеем Ковалевым


С депутатом Государственной Думы России, правозащитником Сергеем Ковалевым беседовал корреспондент Радио Свобода Михаил Саленков.

Сергей Ковалев: Самый простой и грубый комментарий очевиден: терроризм - вещь ужасная. Есть, однако, существенное обстоятельство, сильно меняющее анализ этой конкретной проблемы. Требования террористов не вполне стандартны. Им не надо вертолета, им не надо 10 миллионов, им не надо освободить из тюрем подельников, им нужен мир на Кавказе, в Чечне. Это в некотором смысле повторение Буденновска. Мне пришлось как-то угадать, в мае 1995-го года угадать очень печальную вещь, я сказал тогда: партизанская война кончается террором, и это случилось очень скоро - Буденновск. Я вовсе не утверждаю, что нынешние террористы, захватившие этот Дом культуры, это отчаявшиеся люди, вполне вероятно, что эти люди – религиозные фанатики, но за ними народное отчаяние, вот в чем дело. Я отлично помню, как мы ехали из Буденновска в качестве добровольных заложников, уже после того, как было достигнуто соглашение. Знаете, что меня поразило: ликование народа по пути следования, ликующие толпы.

Михаил Саленков: Опыт Буденновска в 1995-м году одни называют неудавшимся, другие говорят о том, что тогда удалось спасти несколько сотен человек, вы были в числе тех людей, которые предложили себя в качестве добровольных заложников, вы сейчас можете предложить использовать буденновский сюжет, или в данном случае действия должны быть иными?

Сергей Ковалев: Действия выбираются в зависимости от целей, которых хотя достигнуть. Если цель, которая стоит перед теми представителями власти, которые должны разрешить эту проблему, если эта цель спасти людей, то выбора нет, я в этом глубоко убежден.

Михаил Саленков: Сергей Адамович, а могли бы вы принять участие в переговорах с террористами?

Сергей Ковалев: Думаю, что не мог бы, потому что никто меня туда не допустит. Я предлагал себя и не только себя а буденновскую команду, в частности, Олега Петровича Орлова, некоторых депутатов, которые тогда там были, Борщова, например, я сказал об этом "Эху Москвы", попросив сообщить на телевидение. Более того, я попытался через Владимира Петровича Лукина, у него есть "вертушка", позвонить в администрацию президента, я заранее знал, что это неудачные попытки, потому что эволюция происходит вот какая: я думаю, что наша нынешняя власть относится как раз к тем, кто Буденновск считает неудачей, а с моей точки зрения Буденновск - это не только спасение нескольких сотен жизней, но Буденновск - это, кроме того, отчетливая возможность прекратить войну. Если вы помните, в течение нескольких месяцев после Буденновска худо-бедно шли переговоры, и тлело перемирие.

Михаил Саленков: Есть ли у вас предложение по разрешению сложившейся страшной ситуации сейчас, в данный момент?

Сергей Ковалев: Ну, а что тут можно сказать нового? Я совершенно отчетливо понимаю, что невозможно выполнить требования боевиков, они просто невыполнимы, но вполне можно было бы им обещать и гарантировать начало мирных переговоров в Чечне. И это единственный гарантированный способ. Других гарантированных способов я не вижу.

XS
SM
MD
LG