Ссылки для упрощенного доступа

Ни один из кандидатов в президенты США так и не стал явным лидером кампании


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Владимир Абаринов и Ян Рунов.

Андрей Шарый: До президентских выборов в США остается четыре дня, но ни один из кандидатов так и не стал явным лидером кампании. В четверг в предвыборных митингах Джорджа Буша и Джона Керри приняли участие звезды музыки и спорта. О последних событиях президентской кампании из Вашингтона корреспондент Свободы Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Итог голосования 2 ноября остается непредсказуемым. Все усилия кандидатов сосредоточены сейчас на десяти ключевых штатах, общее число выборщиков от которых 131 человек. По данным последнего опроса социологической службы Зогби и агентства Reuters, президент Буш опережает соперника в пяти штатах, сенатор Керри – в четырех, в десятом штате Пенсильвании они пользуются равной поддержкой. Как заявил глава службы Джон Зогби, «мы вернулись к тому, с чего начали».

В целом по стране президент опережает сенатора на 2 процентных пункта. Доля не определившихся избирателей сократилась до 3 процентов, однако по-прежнему загадкой остается позиция молодых американцев, которые будут голосовать в этом году впервые. У многих из них нет квартирных телефонов, а звонить на сотовые социологи не имеют право, так как эти звонки оплачивает абонент.

Кандидат демократов продолжал в четверг обвинять президента в пропаже взрывчатых веществ в Ираке.

Джон Керри: Их нет там, где они должны быть. Они не охранялись, их безопасность не была обеспечена. Джордж Буш не должен быть нашим главнокомандующим.

Владимир Абаринов: Президент отвечал сопернику обвинениями в демагогии.

Джордж Буш: Сенатор Керри опять выступает с нападками на действия наших сил в Ираке, не обращая ни малейшего внимания на факты. Сенатор Керри скажет все что угодно лишь бы за него проголосовали. Сенатор изменяет принципам, когда это ему выгодно. Отсюда ясно - было бы ошибкой доверить такому человеку такой пост в такое время.

Владимир Абаринов: Тема пропавшей взрывчатки сходит на нет. Ей на смену пришли звезды музыки, кино и спорта.

В четверг на двух митингах в поддержку Джона Керри выступил Брюс Спрингстин.

Брюс Спрингстин: Страна, которую мы храним, в наших сердцах ждет. Вместе мы сможем сдвинуть Америку с места навстречу нашим идеалам. А кроме всего прочего, у нас был в Белом доме саксофонист, а теперь нам нужен там гитарист.

Владимир Абаринов: На саксофоне играет Бил Клинтон, а Джон Керри играет на гитаре.

В свою очередь Джордж Буш появился в пятницу в обществе звезды бейсбола Курта Шиллинга. Шиллинг играет в команде из родного штата Джона Керри «Boston Red Socks», который выиграл чемпионат Северной Америки. В поддержку президента выступил в одном из спорных штатов Огайо губернатор Калифорнии Арнольд Шварценеггер.

Андрей Шарый: Какое место в предвыборной борьбе Буша и Керри занимает проблема американо-российских отношений? По мнению американских экспертов, не первостепенное. Тем не менее, есть некоторые аспекты, которые могут определить будущие отношения Белого Дома к России в зависимости от победы того или иного кандидата. Об этом с американским экспертом беседовал корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов.

Ян Рунов: На наши вопросы отвечает политолог из американского совета по внешней политике Кайл Паркер

Кайл Паркер: Россия не занимала важного места в избирательной кампании по сравнению с Ираком, Афганистаном и так далее, хотя на первых президентских дебатах Буш говорил, что его беспокоит движение России к авторитаризму.

Одновременно американский президент сделал акцент на своих хороших отношениях с президентом России, называя его просто Владимир. Не прошло незамеченным и то, что президент Путин сделал ставку на Буша, оценив его вклад в борьбу с терроризмом. Вообще, это был довольно необычный шаг для Путина, открыто выразившего свой интерес к выборам в Америке. Однако это не подняло рейтинг Буша, но и не повредило ему. Думаю, это в какой-то степени повлияло на отношение русскоязычных американцев, большинство которых, судя по всему, на этот раз на стороне республиканцев. Видимо, это связано с тем, что для русскоязычных американцев после терактов в России, после Беслана, борьба с терроризмом вышла на первое место. Но в целом российскую карту в нынешней президентской кампании никто из кандидатов не разыгрывал.

Наши выборы – это референдум по Ираку и по экономике, это то, что влияет на сегодняшнюю жизнь американцев. Россия здесь занимает периферийное место. Но с российской стороны, как мне думается, есть желание чувствовать себя всегда в центре событий и как-то влиять на события, даже такие, как выборы президента США. Для американцев же после окончания «холодной войны» глобальный интерес к России ослабел. Мы теперь, в общем, союзные, дружественные страны. Вот и все.

Ян Рунов: Как вы думаете, если президентом станет Джон Керри, внешнеполитический курс США в отношении России останется прежним?

Кайл Паркер: Это вопрос. На какое-то время Керри захочет продемонстрировать разницу между его администрацией и администрацией Буша. Политика в отношении России может быть этим затронута. Но в то же время в правительстве Керри будут работать профессионалы, в частности, Ричард Холбрук, возможно, займет один из высоких постов. Он, думаю, будет стараться развивать союзнические отношения с Россией, особенно связанные с войной против терроризма, но одновременно будет поддерживать прозападный курс с Украиной, Грузией и другими странами бывшего Советского Союза. Думаю, от демократической администрации будут ожидать более артикулированной политики в отношении Чечни.

В то же время Керри придется выстраивать свои отношения с Путиным. Придется спрятать недовольство тем, что российский президент открыто поддержал Буша.

XS
SM
MD
LG