Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Американские законодатели кардинально реформируют американскую разведку. Противоракетная оборона: секреты и реальность. Защитники природы - террористы?


Юрий Жигалкин: Американские законодатели кардинально реформируют американскую разведку. Противоракетная оборона: секреты и реальность. Защитники - природы террористы? Таковы темы рубрики "Сегодня в Америке". У микрофона в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.

Американские законодатели готовы утвердить закон о крупнейшей в истории страны реформе разведывательных служб. Это может произойти во вторник. Слово Владимиру Абаринову.

Владимир Абаринов: Законопроект, разработанный с учетом рекомендаций независимой комиссии по расследованию терактов 11 сентября, предусматривает более тесную координацию всех разведслужб страны под началом нового должностного лица - директора Национальной разведки. Эта перестройка вызвала возражения со стороны председателя комитета Палаты представителей по делам вооруженных сил Данкена Хантера. Он заявил, что, лишая американские войска непосредственного доступа к данным космической разведки, реформа поставит их под удар, и отказался поддержать законопроект в первоначальной редакции. Другим оппонентом стал председатель комитета по юридическим вопросам Джеймс Сансенбреннер. Он настаивает на том, чтобы в текст законопроекта было внесен запрет на выдачу водительских прав нелегальным иммигрантам.

Столкнувшись с возражениями авторитетных законодателей, спикер палат Деннис Хастерт отказался поставить законопроект на голосование. В ходе дальнейших консультаций в текст были внесены некоторые изменения, после чего конгрессмен Хантер в понедельник снял свои возражения.

Деннис Хантер: Мы полагаем, наши солдаты - мы всегда говорили это - наши солдаты заслуживают наилучшего отношения. Лучшее, что мы можем сделать для них - это обеспечить их всем необходимым для выполнения боевой задачи. Сегодня доступ к данным космической разведки для наших войск так же важен, как когда-то - армейская разведка. Это глаза и уши наших солдат на поле боя.

Владимир Абаринов: Однако другое возражение, относительно водительских прав, остается в силе. Водительские права в США - основной документ, удостоверяющий личность. Имея его на руках, нелегальный иммигрант может купить билет на самолет, открыть счет в банке, снять жилье - одним словом, легализоваться. По мнению Джеймса Сенсенбреннера, эту лазейку в действующем законодательстве следует закрыть. Вице-председатель независимой комиссии Ли Хэмилтон попытался предложить компромисс.

Ли Хэмилтон: Вопрос о водительских правах для нелегальных иммигрантов выходит за рамки рекомендаций нашей комиссии. У нас нет позиции по этому вопросу. Мы почтительно просим вынести эту проблему в отдельный законопроект, чтобы не задерживать принятие закона, который содержит так много важных положений о контртерроризме.

Владимир Абаринов: Демократы в Конгрессе призывают спикера Хастерта поставить законопроект на голосование, они уверены, что он будет принят большинством голосов. Но с противоположным призывом к законодателям обратились родственники жертв "Аль-Каиды" - многие из них считают, что лучше отложить голосование, чем принять закон, страдающий пробелами.

Юрий Жигалкин: Во вторник на военно-воздущной базе Ванденберг к северу от Лос-Анджелеса должна начаться установка первой в Калифорнии ракеты-перехватчика, которая станет частью общеамериканской системы противоракетной обороны. Идея создания национального антиракетного щита воплощается, несмотря на серьезные препятствия: сомнения в работоспособности системы, гигантскую ее стоимость и средоточии внимания и сил правительства на борьбе с терроризмом. Тем не менее, шесть ракет-перехватчиков уже установлены на Аляске. После монтажа двух очередных в Калифорнии Пентагон планирует ввести в эксплуатацию прототип беспрецедентной оборонительной системы, которая должны быть способна отражать баллистические ракеты, выпущенные по США. Что сейчас известно об этой системе и почему ее сооружение в последнее время особо не афишировалось? Я задал этот вопрос Джону Вулфстолу, политологу из фонда Карнеги.

Джон Вулфстол: Эти перехватчики проектировались для перехвата одиночных баллистических ракет, имеется в виду, прежде всего Северная Корея, над Тихим океаном. Но это цель. Мы знаем, что на данный момент не существует радаров, способных отслеживать запуск ракет противника. Мы знаем, что способность новых ракет уничтожать цели в космосе сомнительна, значительная часть тестов обернулась провалом. Не исключено, что Пентагон явно сгустил в последние месяцы покров секретности во всем, что касается испытаний анти-ракетной системы для того, чтобы не дать повода критикам системы в Конгрессе ратовать за прекращение финансирования технически провалившегося проекта. Словом, незадолго до постановки части противоракетной системы на боевое дежурство мы соверешенно не уверены в том, работоспособна ли она.

Юрий Жигалкин: Интересно, что Москва недавно объявила о намерении поставить на боевое дежурство новый класс межконтинентальных баллистических ракет. Как вы считаете, это совпадение или Кремль видит в этой идее американской противоракетной системы более глубокий и серьезный умысел?

Джон Вулфстол: Я думаю, Кремль держит в уме политические соображения. Ведь трудно представить здравомыслящего профессионала, считающего, что ограниченная американская система ПРО представляет вызов, на который Россия должна ответить. Но российский истеблишмент уверен, что военная ядерная мощь превращает страну в глобальную международную силу, с которой мир вынужден считаться. Именно поэтому они бросают свои, в общем, ограниченные нефтедоллары на модернизацию ядерного арсенала вместо того, чтобы бросать их на внутригосударственные программы. Хотя, конечно, чисто психологически можно понять давних соперников, сохранивших в генах недоверие к намерениям Соединенных Штатов. Когда Вашингтон берет на вооружение новые системы оружия, некоторые страны будут рассматривать их в качестве угрозы и захотят ей что-то противопоставить.

Юрий Жигалкин: О монтаже в Калифорнии новой очереди американской противоракетной системы я говорил с сотрудником фонда Карнеги Джоном Вулфстолом.А сейчас коротко о других событиях дня в Соединенных Штатах.

Новый вид террористической активности - экотерроризм - может быть причиной крупного пожара, поглотившего в понедельник более десятка домов в предместье американской столицы Вашингтона. Представитель ФБР заявил, что рабочая версия следствия - поджог четырех усадеб, средняя стоимость каждой из которых около полумиллиона долларов, была предпринята активистом или активистами природозащитного движения. Лидер американского экологического движения - организация Сиерра Клаб, недавно обвинившая строителей комплекса в том, что они незаконно расширяют застройку на землях, прилежащих к национальному заказнику, сделал в понедельник заявление с осуждением любых актов насилия во имя охраны окружающей среды. Подозрения в поджоге усиливает то, что этот комплекс, принадлежавший исключительно состоятельным людям, находился в процессе строительства, его будущие жильцы не въехали в свои дома. Пожар выглядит символическим заявлением радикальных сторонников охраны природы, все чаще обвиняющих Белый Дом в том, что он поступается интересами будущих поколений, ослабляя федеральное законодательство, охраняющее от обживания государственные земли.

Американцы отказываются от персональных чеков, как предпочтительной системы оплаты за различные услуги, и все больше прибегают к услугам электроники. Если несколько лет назад у каждой домохозяйки в сумке лежала чековая книжка, то сегодня ее заменяет пластик - кредитные и банковские карты. В прошлом году сумма электронных трансакций впервые превзошла трансакции чековые, составив почти 42 миллиарда долларов. Как говорят специалисты, быстрому переходу на пластик способствует исключительная простота оплаты: карточки, принимающиеся сейчас везде, практически исключают нужду в наличных деньгах, причем для подтверждения трансакции требуется лишь личная подпись. Для банков же использование пластика, исключающее дорогостоящую обработку чеков, настолько выгодно, что они предлагают самые разные призы, включая бесплатные авиабилеты, активным поклонникам кредитных и банковских карт.

Как деятели культуры относятся к бесплатному распространению их работ по Интернету? До сих пор считалось, крайне отрицательно. Известна, например, громкая борьба индустрии грамзаписи с массовым воровством музыки. Но, как выясняется, картина далеко неоднозначна. Американская социологическая служба "Пью ресерч" провела опрос среди производителей ценностей поп-культуры: лишь половина из них считает копирование своих работ с помощью Интернета преступным деянием. Многие же музыканты даже возносят хвалу Интернету за то, что он помогает рекламировать их вещи. Об этих неожиданных результатах я беседую с моим коллегой Александром Генисом, который на собственном опыте знаком с проблемой интеллектуального пиратства.

Александр, как вы относитесь к этой проблеме?

Александр Генис: Как все те артисты, о которых вы только что рассказывали, - амбивалентно. С одной стороны - обидно, с другой - приятно: раз воруют, значит кому-то надо. Только тут надо сделать важную оговорку - мы говорим о "бескорыстном воровстве". Робин Гудов Интернета нельзя путать с обычными бандитами, вроде тех, кто обобрал вдову Довлатова, положив прибыль от его книг себе в карман.

Юрий Жигалкин: Ну, это вопрос обычного права, а Интернет ставит вопросы, выходящие за привычные юридические нормы. Проблема ведь еще и в том, что сами жертвы, такие, как вы, не уверены, на чьей они стороне.

Александр Генис: Малоизвестные авторы пытаются навязать Интернету свои опусы, в надежде сделать себе имя. Так произошло с переводами культового в России японского писателя Мураками, который по-русски впервые появился в Интернете. Тут ведь надо еще учесть, что молодежь часто доверяют Сети больше, чем бумаге. Есть такие, кто и Пушкина читает с экрана. Синдром Самиздата, я бы сказал. Другие писатели, например, Владимир Сорокин, категорически запрещают публикацию своих текстов в Интернете. Каждый роман Сорокина - бестселлер, почему же он должен уступать Интернету свою часть доходов от проданных книг?

Юрий Жигалкин: А как поступаете вы?

Александр Генис: Как Будда - иду средним путем. Сопротивляюсь и протестую, если тексты берут без спроса, особенно - с эфира, публикуя распечатки моих радиоматериалов с диким количеством неизбежных ошибок. Но есть и цивилизованный метод, к которому прибегают крупные электронные хранилища, вроде библиотеки Мошкова. Они спрашивают разрешения в письменной форме и всегда публикуют ссылку на исходный источник - книгу или журнал.

Юрий Жигалкин: То есть, это уже реклама?

Александр Генис: Убеждая отдать текст в Сеть, Мошков привел цифры, согласно которым публикация в Интернете не уменьшает, а увеличивает продажу книг. Не знаю, можно ли доверять этим данным. Но дело, честно говоря, в другом. Вопрос об интеллектуальной собственности выходит за пределы права, в область философии.

Юрий Жигалкин: Да, товар это все-таки особый…

Александр Генис: В том-то и дело. Лучшее из того, что создано человеческим духом, никому не принадлежит, ибо принадлежит всем. Никакое авторское право не защитит хорошие стихи - их все знают наизусть. Чем больше значение любой идеи, тем меньше у нее шансов остаться в частном владении. И самые важные мысли нашего времени вроде бы и не имеют авторства - они растворяются в атмосфере эпохи, становятся всеобщим достоянием. Никакой суд не сможет остановить беззастенчивую эксплуатацию чужих интеллектуальных усилий, которая называется круговоротом идей. Поэтому признаюсь, что хотя я и сам страдаю от пиратства, не могу не сказать: высшая награда автору состоит в том, что его интеллектуальная собственность подлежит экспроприации, обобществлению. Знаете, Юра, в определенном смысле это справедливо: ведь все высшие наслаждения в этой жизни - любовь, семья, творчество, природа, интеллектуальные радости - даются нам бесплатно.

Юрий Жигалкин: Говорил Александр Генис.В завершение рубрики Сегодня в Америке - песня, которая почти наверняка наберет во вторник большее количество номинаций на Грэмми - номинации на главный музыкальный приз страны. Это песня “Yeahh” в исполнении Ашера.

XS
SM
MD
LG