Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. Компенсации семьям, потерявшим близких 11 сентября. Получит ли марихуана статус лекарственного растения?


Юрий Жигалкин: Компенсации семьям, потерявшим близких 11 сентября. Получит ли марихуана статус лекарственного растения? Койоты пришли в Вашингтон. Эти темы - в рубрике "Сегодня в Америке". У микрофона в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.

Американские семьи, потерявшие 11 сентября близких, получили щедрые компенсации от государства, страховых компаний и благотворительных организаций. Корпорация "Рэнд" провела исследование того, кто и как поддержал семьи жертв трагедии 11 сентября. Выяснилось, что семьи, потерявшие кормильцев, получили миллионные суммы. Рассказывает Ян Рунов.

Ян Рунов: Как выяснилось благодаря исследованию, общая сумма, выплаченная семьям, потерявшим своих близких в результате терактов 11 сентября 2001 года, равна примерно 38 миллиардам долларов. В среднем каждая потерпевшая семья получила от правительства и от благотворительных фондов более чем по 3 миллиона долларов. А семьи погибших полицейских или пожарных - в среднем по 4 и более миллиона. Только страховые компании выплатили фирмам, пострадавшим от терактов, 7,5 миллиардов долларов. Все эти цифры значительно превысили предварительные подсчёты. Их приводит в своём 173-страничном докладе некоммерческая исследовательская организация «Ранд Корпорейшн», базирующаяся в Санта-Монике, штат Калифорния. Самая большая доля компенсации пришлась на страховые компании, выплатившие из общих 38 миллиардов половину. На втором месте - государственные компенсации, составившие почти 16 миллиардов. И на третьем - благотворительные организации, выдавшие около 3 миллиардов, но эта сумма была роздана, в основном, жертвам терактов или их семьям, тогда как правительство почти поровну разделило выплаты между пострадавшими семьями и пострадавшему бизнесу, а страховые компании почти на 90% компенсировали потери бизнесу.

Все эти цифры очень важны как прецедент на будущие случаи, если придётся выплачивать компенсации новым пострадавшим от террористических актов. Руководил исследованием старший экономист "Ранд-Корпорации" Ллойд Диксон.

Ллойд Диксон: Я полагаю, что одна из задач нашего исследования - показать систему компенсации как нечто целое, собрать воедино отдельные части. Это и частные страховые компании, в которых любой американец может купить для себя страховой полис, это благотворительные компании, которые после 11 сентября стали играть довольно значительную роль в помощи потерпевшим, это правительство, прямо выдающее компенсации в рамках государственных программ, это, наконец, суды, через которые можно добиваться выплат. Вот мы и попытались понять систему в целом и показать нашей законодательной и исполнительной власти, насколько важны взаимодействие и координация всех звеньев системы. В других странах - в России, в странах Европы, в Азии - тоже, как мне кажется, важно теперь создать общую систему компенсации жертвам терроризма, включая сюда страхование на случай потери здоровья в результате терактов, страхование на случай потери работы в результате терактов. Государства должны теперь разработать политику компенсации в связи с угрозой терроризма.

Ян Рунов: По словам Ллойда Диксона, страховые компании теперь стали оговаривать в своих полисах потерю в результате террористических актов. Суммы выплаченных в США компенсаций беспрецедентны в мировой истории. Это совершенно новая область права и экономики, которую предстоит тщательно разработать.

Юрий Жигалкин: Получит ли марихуана нечто подобное статусу лекарственного растения в Соединенных Штатах? Такая перспектива стала близка к реальности после президентских выборов. Дело в том, что вместе с избранием президента несколько штатов и городов провели референдумы по вопросу о легализации использования марихуаны в медицинских целях. С подавляющим перевесом избиратели одобрили эту идею. Теперь 11 штатов позволяют больным использовать наркосодержащее растение как болеутоляющее средство, а некоторые из них даже позволяют выращивать марихуану для личного медикаментозного использования. Итак, что такое марихуана: опасный наркотик, а именно так ее трактует федеральное законодательство, или почти народное лекарственное средство, так она выглядит в интерпретации законодательств некоторых штатов? Мой собеседник - Дэн Винковецкий, корреспондент журнала «Хайтайм», специализирующегося главным образом на "марихуанной" теме.

Дэн, прежде всего, почему десятки миллионов американцев выразили такой интерес к медицинскому использованию марихуаны?

Дэн Винковецкий: Потому что стали однозначно очевидными многочисленные лекарственные достоинства марихуаны. Например, она облегчает приступы у людей, страдающих глаукомой, она нейтрализует эффект отвращения к еде, который испытывают многие раковые больные во время химиотерапии, их мутит при виде лекарств. Во многих случаях марихуана оказывает обезболивающее действие, и эти факты невозможно больше скрывать.

Юрий Жигалкин: Но ведь эти 11 штатов позволяют не только использовать марихуану, но и выращивать ее, скажем, на огороде. Не выглядит ли такой либерализм приглашением к распространению наркотика?

Дэн Винковецкий: Объясняется это тем, что штаты хотят избавиться от черного рынка, а к его услугам вынуждены сейчас прибегать больные люди, ведь производство марихуаны запрещено. Калифорния пошла дальше других штатов, там даже организованы медицинские клубы, где люди, которым прописана марихуана, могут безопасно приобрести ее.

Юрий Жигалкин: Известно, что федеральное правительство с тревогой следит за этой тенденцией и пытается бороться с тем, что оно считает распространением наркотиков. Как сочетаются общегосударственные законы и штатные?

Дэн Винковецкий: С трудом. Агенты ФБР, например, имеют право арестовывать людей даже в этих штатах за обладание марихуаной и ее применение. Но в ближайшее время в Верховном суде будет рассматриваться дело о том, соответствуют ли федеральной Конституции законы штатов о медицинском использовании марихуаны. Мы надеемся, что Верховный суд вынесет решение в пользу прав штатов.

Юрий Жигалкин: Об инициативе 11 штатов, легализовавших применение марихуаны в медицинских целях, говорил корреспондент журнала «Хайтайм» Дэн Винковецкий.

Наш разговор явно требует небольшого медицинского пояснения. За пояснением я обратился к профессору медицины Даниилу Голубеву.

Профессор, сторонники медицинского применения наркосодержащей травы говорят о ней почти как об идеальном средстве. Так ли это?

Даниил Голубев: Она несколько преувеличена, потому что в основе лечебного действия марихуаны лежит все-таки психофизиологическое воздействие, создающее ощущение психологического и физиологического комфорта, облегчающего разные страдания. Свойствами тяжелых наркотиков, вызывающих необратимые изменения в центральной нервной системе, марихуана не обладает. Но, тем не менее, побочных эффектов от ее применения достаточно: от самых легких, типа сухости во рту, до достаточно серьезных, например, галлюцинации. И поэтому применение этого препарата должно производиться только под врачебным контролем.

Юрий Жигалкин: Говорил профессор Даниил Голубев. А теперь коротко о других новостях дня в Соединенных Штатах.

Джон Керри, впервые во вторник после поражения появившийся в помещении Конгресса, заявил о том, что в качестве сенатора он готов бороться от имени 54 миллионов американцев, проголосовавших за него. «У нас есть ясная программа, я готов добиваться ее осуществления с той же энергией и страстью, которые я отдавал во время своей президентской кампании", - сказал Джон Керри. Керри отшутился в ответ на вопрос, есть ли у него планы борьбы за президентство через 4 года. Однако планы проигравшего кандидата сейчас не столь интересуют наблюдателей, как будущее Демократической партии. После поражения Керри и проигрыша на сенатских выборах лидера демократов в Сенате Тома Дашла, демократы пытаются договориться не только о выборе нового авторитетного лидера, но и ясно очертить идеологический фундамент партии, сдвинувшийся в леволиберальном направлении под водительством Джона Керри. Многие наблюдатели считают это серьезной причиной его поражения. Однако не исключено, что руководство партии так не считает. Во вторник стало известно, что бывший губернатор Вермонта и бывший кандидат в президенты Ховард Дин, стоявший на крайне либеральной предвыборной платформе, намерен предложить себя в председатели партии и его в этом поддерживают авторитетные силы.

Во вторник интернетный гигант концерн «Майкрософт» объявил о том, что он намерен в четверг представить свой собственный поисковый портал, который будет конкурентом двух лидирующих поисковых компаний «Яху» и «Гугла». Эти порталы помогают найти любую необходимую информацию на интернете, и с ростом популярности всемирной интернетной паутины от поисковых порталов требуется больше сообразительности, а этого, как выясняется, добиться не так просто. Из более чем десятка подобных порталов преуспели пока лишь два. Какие оригинальные функции Майкрософт придал своему порталу - пока неизвестно, хотя компания и ее основатель Билл Гейтс продемонстрировали за десятилетия замечательную способность копировать достижения конкурентов, творчески воспроизводить их и, благодаря неограниченным финансам, оставлять соперников позади. Однако этих достоинств не всегда хватает. В прошлом "Майкрософт", например, был вынужден отказаться от развития собственных технологий и попросту покупал многообещающих конкурентов. Но на этот раз соперники ему не по карману.

Как утверждают многочисленные очевидцы, и подтвердило солидное издание «Вашингтон пост», в столицу страны, в Вашингтон, вошли койоты. Дикие сородичи собаки, до сих пор оживлявшие своим заунывным воем дикий Запад и классические вестерны, были замечены в Вашингтоне, причем один - в пяти километрах от Белого Дома. Обмен информацией о передвижении койотов по столице столь же сейчас популярен среди обитателей Вашингтона, как и политическая сплетня. Все, например, предупреждены о необходимости не сводить глаз с домашних животных. Я попытался возвыситься над пересудами и спросил о том, что могло привести койотов в столицу государства, у Майкла Бина, сотрудника Фонда защиты природы. Не стало ли это неожиданным результатом долгой борьбы за чистоту окружающей среды?

Майкл Бин: Не думаю. Просто койоты легко адаптируются к любым условиям жизни. Они давным-давно вышли за пределы западных штатов, и я не удивляюсь, что, в конце-концов, они добрели до Восточного побережья и обнаружили, что наша столица - тихий, спокойный зеленый город, где легко найти пропитание, где им не угрожают сумасшедшие водители и другие опасности, и наш замечательный парк "Рок крик" в центре Вашингтона оказался просто идеальным местом для них.

Юрий Жигалкин: Известно, что фермеры на Западе объявляли войну койотам. Они называли их паразитами, способными только уничтожать скот? Чем эта война закончилось?

Майкл Бин: Несмотря на десятилетия массовой охоты на них, койоты не только выжили, но и расширили, как мы видим, свой ареал.

Юрий Жигалкин: Что же теперь остается столице США, сосуществовать с койотами?

Майкл Бин: Я думаю, нам нужно заключить с ними мир. Они останутся в городе. Например, Лос-Анджелес и его пригороды были вынуждены ужиться с койотам. И Вашингтону тоже придется привыкнуть к ним.

Юрий Жигалкин: Таково предсказание американского эколога Майкла Бина. И, кто знает, может быть в будущем бывшие обитатели прерий возбудят в столичных жителях столь же добрые чувства, как милые животные из мюзикла "Король-лев"?

XS
SM
MD
LG