Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. В Палате представителей Конгресса обострилась дискуссия вокруг законопроекта о реформе разведки


Юрий Жигалкин: В Палате представителей Конгресса обострилась дискуссия вокруг законопроекта о реформе разведки. Принятие закона блокируют лидеры республиканцев, сопротивляющиеся мнению республиканской администрации. С подробностями из Вашингтона Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Законопроект о реформе разведки разработан в соответствии с рекомендациями независимой комиссии, которая изучала причины, не позволившие правительству предотвратить террористическое нападение 11 сентября 2001 года. В числе этих причин комиссия указала на плохое взаимодействие различных разведслужб и рекомендовала подчинить все службы новому должностному лицу - директору Национальной разведки. По итогам работы комиссии в обеих палатах Конгресса прошли слушания - и был внесен законопроект. Однако председатели двух комитетов нижней палаты высказались против его принятия в нынешней редакции. С ними согласились лидер фракции республиканцев Том Дилэй и спикер Деннис Хастерт, снявший вопрос с голосования. Один из противников законопроекта - глава Комитета по делам вооруженных сил Данкен Хантер - мотивировал свою позицию интересами Вооруженных сил.

Данкен Хантер: Проблема состоит в том, что мы в корне меняем способ получения и обработки разведданных, которые мы получаем от спутников и которые должны помогать нашим войскам в Эль-Фаллудже, Мосуле, Афганистане и других местах. С моей точки зрения, нынешний вариант закона обрежет эту жизненно важную линию связи.

Владимир Абаринов: Пентагон контролирует сейчас 80 процентов бюджета всего разведсообщества. В его структуру входит и Агентство космической разведки. По этой причине министр обороны Дональд Рамсфелд считается главным оппонентом реформы. Председатель сенатского комитета по делам разведки Пэт Робертс с доводами своего коллеги из нижней палаты не согласился.

Пэт Робертс: Главный потребитель данных разведки - не военные. Главный потребитель - президент Соединенных Штатов, потому разведка и называется национальной.

Владимир Абаринов: Белый Дом поддерживает законопроект. Президент и вице-президент пытались уговорить своих однопартийцев, но пока безуспешно. На пресс-конференции в Чили Джордж Буш заявил, что по возвращении в США продолжит эти усилия.

Джордж Буш: Я говорил с ключевыми членами Палаты представителей. То же самое делал вице-президент. И мы продолжим действовать в том же духе. Надеюсь, что законопроект будет принят. Вернусь домой - и будем работать.

Владимир Абаринов: Так и не приняв законопроект, Конгресс отправился на каникулы по случаю Дня благодарения. На свою последнюю сессию в нынешнем составе он соберется теперь в начале декабря. К этому времени администрация рассчитывает склонить в свою пользу консервативное крыло Республиканской партии.

Юрий Жигалкин: Российские космические планы могут быть столь же грандиозны, как и американские. Москва планирует создать через двадцать лет автоматическую станцию на поверхности Луны, а к середине века подобная станция может быть отправлена и на Марс. Согласно американскому информационному агентству ЮПИ, с таким предсказанием выступил на конференции НАСА в Вашингтоне первый заместитель главы Роскосмоса Николай Моисеев. Если такие планы действительно существуют, то Россия, похоже, бросается вдогонку за Соединенными Штатами, объявившими около года назад о намерении послать астронавтов в ближайшие десятилетия на Луну и Марс.

Какова вероятность того, что мы можем стать свидетелями возрождения конкуренции в космосе? Мой собеседник - Чарлз Вик, сотрудник вашингтонского фонда «Глоубал Секьюрити».

Чарлз Вик: Я думаю, что подобные планы осуществимы, если они будут финансироваться и правительством России и зарубежными правительствами и корпорациями. Деньги - самое главное для Российского космического агентства. Потенциально идея организации автоматической станции на Луне , я думаю, перспективна, такая станция могла бы стать подготовительным этапом к полету астронавтов на Луну. Но, как известно, россияне в последние годы отличались демонстративной легкостью, с которой они спешили заявить о своих планах, а потом спускали их на тормозах, ссылаясь на отсутствие средств.

Юрий Жигалкин: А вообще, известно ли что-нибудь об интересных российских космических разработках последнего времени?

Чарлз Вик: Прежде всего это программа создания нового космического корабля «Клипер», предназначенного для сравнительно большого экипажа, смонтированного на мощном ракетоносителе. Но об этом проекте, его финансировании, потенциальном применении нового корабля, к сожалению, почти ничего не известно на Западе, что, скорее всего, можно объяснить неготовностью этой идеи к презентации.

Вообще, наблюдая за рывками Российского космического агентства в разные стороны, задаешься вопросом: не лучше ли ему заняться модернизацией старых разработок, ведь когда-то Москва далеко зашла в развитии идеи полетов на Луну? Вообще, прежде чем говорить о межпланетных экспедициях, Российскому космическому агентству стоило бы найти деньги для восстановления монтажно-испытательного корпуса на Байконуре, где несколько месяцев назад обрушилась крыша. Без этих мощностей трудно мечтать о пилотируемых межпланетных полетах.

Юрий Жигалкин: Иными словами, сложно пока представить некую российско-американскую конкуренцию в космосе?

Чарлз Вик: Прежде всего, я думаю, что будущее за международным сотрудничеством в космосе. Трудно представить возвращение эмоций прошлого - завистливого противоборства. С той ментальностью, по большому счету, покончено, поскольку ни одна из стран сейчас не может позволить себе в одиночку вести комплексные исследования в космосе.

В том, что касается ближайшего времени, то НАСА начнет подготовку к пилотируемому полету на Луну, Конгресс только что выделил на это средства в бюджете будущего года. Российская космическая программа вернется к жизни лишь тогда, когда четко будут определены ее приоритеты и государство решит, на что оно готово тратить деньги.

Юрий Жигалкин: А теперь – коротко о любопытных событиях дня.Холдинг, в который входят несколько казино, принадлежащие Доналду Трампу, одному из самых знаменитых американских мультимиллионеров, объявил банкротство, в то время, как сияющий Трамп заявил, что будущее казино, носящих его имя, безоблачно.

Трамп - одна из самых удивительных фигур американского бизнеса, чья слава предпринимателя, судя по всему, зиждется в основном на его крупном таланте к саморекламе. В девяностых годах вся страна следила за его шумным разводом с женой Иванкой, а затем за романом и женитьбой на бродвейской актрисе Марле Маппл. В то время, как таблоиды с его подачи обсуждали вопрос: своя ли у него растительность на голове или искусственная? В 2004 году десятки миллионов телезрителей повторяют за ним фразу - “вы уволены” - которую Трамп бросает участникам реалити-шоу «Подмастерье», бьющимся на телеэкране за право работать в его империи недвижимости.

Гораздо меньше известно, однако, что в начале девяностых Трамп чудом избежал личного банкротства, что его казино уже объявляли банкротство и что конкуренты списывают Трампа как эстрадного предпринимателя. Написав несколько книг о секретах предпринимательства, Трамп как-то в приступе откровенности выразил свое кредо так: «Есть много способов сделать карьеру, но лучший из них - родиться в нужной семье».

В тюремном госпитале в возрасте 92 лет скончался Хантер Рунтри, пять лет назад снискавший славу самого пожилого грабителя банков. На первое ограбление он пошел, когда ему было 86 лет. На вопрос - почему? - он ответил: «Вы не можете себе представить, какое это удовольствие (сказал он в интервью). Я чувствую себя отлично, чертовски хорошо. И это ощущение порой длится дни или часы». В 1998 году после ограбления банка в Миссисипи престарелый грабитель получил условный срок и был оштрафован на 260 долларов. За следующим ограблением банка во Флориде последовало трехлетнее заключение. Когда в августе прошлого года Рунтри, которому был 91 год, подошел к окошку банка в Техасе и протянул клерку записку с требованиями, того пробрал смех: «Ну у вас и шуточки». Деньги, однако, выдал - и тем самым подписал очередной приговор серийному грабителю банков. Получавший в пожилом возрасте удовольствие таким необычным способом, Рунтри закончил жизнь в полном одиночестве. Никто из близких не востребовал его тело.

В воскресенье при огромном стечении народу (очередь растянулась на несколько кварталов) открыл двери обновленный после грандиозной, занявшей два с половиной года, реконструкции Музей современного искусства - МОМА, этой аббревиатурой его принято называть в Нью-Йорке.

Об этом событии мы беседуем с моим коллегой Александром Генисом.

Александр, что после этой реконструкции изменилось в музее?

Александр Генис: Прежде всего он стал вдвое больше. Для учреждения, где хранится 135 тысяч объектов, это - уже хорошая новость. Впервые из запасников всплывет множество новых экспонатов, которым трудно было выдержать конкуренцию с прославленными шедеврами. Теперь место найдется для всех. К тому же галереи стали просторными. Надеюсь, что, когда схлынет первая волна, можно будет посмотреть картины без обычной давки. Ведь МОМА, пожалуй, - любимый музей города. Особенно - среди молодежи.

Я уже давно заметил, что если в классическом Метрополитен больше пожилых, то сюда приходят совсем юные, которые без труда "читают" сложные идиомы модернистского искусства. Оно прочно вошло в их мир и не нуждается уже в переводе. И произошло это во многом благодаря этому самому музею, который по праву считается лучшим в мире.

Именно к этому он, кстати сказать, и стремился со дня основания - еще в 1929 году. После Второй мировой войны, когда Нью-Йорк перехватил у Парижа звание столицы современного искусства, МОМА стал бастионом авангарда и наставником молодых художников, а главное - их зрителей. Можно сказать, что в эстетическом отношении музей воспитал Нью-Йорк, понуждая наш город к постоянному диалогу между вчерашним и завтрашним.

Юрий Жигалкин: Интересно, что архитектурное решение реконструкции хвалят все критики. Как вы думаете, в чем секрет успеха?

Александр Генис: Перед японским архитектором Йошио Танигучи стояла трудная задача: вместить разросшееся здание музея в очень тесный, уже давно сложившийся городской ландшафт. Зодчий нашел умный выход, подсказанный древней японской практикой садовой архитектуры, где такой прием назывался "заимствованным пейзажем". Танигучи как бы вставил Нью-Йорк в раму, которой служит сам музей. С балкона, из окон галерей, с тропинок скульптурного сада посетитель постоянно любуются городскими видами. В конце концов, Нью-Йорк и есть главный и самый удачный образец современного искусства.

Юрий Жигалкин: Скажите, а какой ваш любимый экспонат этого музея?

Александр Генис: Боюсь, что я не оригинален. Моя любимая картина - та же, что и у подавляющего большинства посетителей, если судить по количеству проданных открыток - это "Звездная ночь". На этом полотне Ван Гог изобразил уютный городок, над которым пронесся порыв космического урагана, отчего далекие звезды выросли в миллионы раз. Много лет спустя ученые обнаружили, что звезды Ван Гога - точно такие, как на фотографиях спиральных галактик.

Смысл этой многозначительной истории в том, что искусство - антенна, которая первой принимает позывные будущего. По-моему, одно это оправдывает те 425 миллионов долларов, что были потрачены на реконструкцию МОМА.

Юрий Жигалкин: Ну, раз уж мы заговорили о деньгах, то как вы относитесь к подорожанию входных билетов? Теперь ведь они стоят по 20 долларов.

Александр Генис: Дирекция музея ответила критикам: "Жалуйтесь в Белый Дом, который не дает нам ни цента". И не даст, добавлю я, потому что американцы не любят тратить деньги налогоплательщиков на искусство. Есть другой выход: дождаться пятницы, когда с 4-х до 8-ми музей бесплатный. Зная об этом, парочки часто назначают там свидания. И это - не худший способ отметить начало уик-энда.

Юрий Жигалкин: Завершим рубрику «Сегодня в Америке» песней «Сплошные извинения» группы "Нирвана". Впрочем, извиняться ей совершенно не за что. Собрание дисков распавшейся в 1994 году группы, поступающее в продажу сегодня, обещает стать крупным хитом.

Звучит песня группы "Нирвана".

XS
SM
MD
LG