Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке: Кто доставит американских астронавтов на орбиту в будущем году? Олимпийские скандалы в американском контексте. Соединенные Штаты Америки готовятся к смертельной эпидемии гриппа


Юрий Жигалкин: Кто доставит американских астронавтов на орбиту в будущем году? Олимпийские скандалы в американском контексте. Соединенные Штаты Америки готовятся к смертельной эпидемии гриппа. Эти темы - в рубрике "Сегодня в Америке".

Национальное агентство США по аэронавтике и космическим исследованиям оказалось в законодательной ловушке. Как пишет газета "Вашингтон Пост", закон 2000 года, запрещающий сотрудничество с Российским космическим агентством, ставит под вопрос экспедиции к Международной космической станции и пилотируемые полеты на Луну и Марс.

С подробностями из Вашингтона Владимир Абаринов.

Владимир Абаринов: Принятый в 2000 году Закон о политике нераспространения в отношении Ирана имел целью заставить Россию свернуть сотрудничество с Ираном в ядерной сфере. Администрация Билла Клинтона выступала против его принятия - она считала, что закон лишит правительство дипломатических рычагов воздействия на позицию Москвы. Однако в Конгрессе закон был принят единогласно, и президент Клинтон не рискнул воспользоваться своим правом вето, будучи уверен, что Конгресс это вето все равно преодолеет. Закон запрещает Национальному агентству по аэронавтике финансирование совместных с Россией программ до тех пор, пока президент не уведомит Конгресс, что Россия больше не экспортирует запрещенные материалы, оборудование и технологии Ирану. Это означает, что через полтора года американским астронавтам будет не на чем летать на Международную космическую станцию.

В настоящее время действует подписанное в 1996 году двустороннее соглашение, по которому Россия должна осуществить 11 полетов к Международной космической станции с американскими астронавтами и российскими космонавтами на борту бесплатно. 11-й, последний в рамках этого соглашения, полет "Союза" запланирован на октябрь будущего года. На Землю этот экипаж вернется в апреле 2006-го. После этой даты Москва намерена осуществлять только коммерческие запуски.

Проблемы с финансированием проекта создания станции возникали и прежде, но с наибольшей остротой вопрос встал после катастрофы шаттла "Коламбиа" в феврале прошлого года. График полетов оставшихся челноков был, по решению правительства, заморожен впредь до установления и устранения причин аварии. В нижнюю палату Конгресса был тогда внесен проект поправки к закону 2000 года, однако его поддержали всего трое законодателей. Закон же о санкциях в отношении нарушителей иранского эмбарго по-прежнему пользуется широкой поддержкой на Капитолийском холме.

Национальное Агентство по аэронавтике планирует возобновить полеты шаттлов в следующем году. Однако шаттл, в отличие от "Союза", не может пристыковаться к станции на длительный период. Экспедиции американских астронавтов станут поневоле кратковременными. А это, в свою очередь, подорвет американскую программу пилотируемых полетов в целом. Президент Буш, как известно, объявил целью этой программы экспедиции на Луну и Марс. Международной космической станции отведена роль лаборатории по изучению продолжительного воздействия состояния невесомости на человеческий организм. Эти планы и оказались сейчас под угрозой.

Президент может своей властью приостановить действие закона 2000 года только в случае возникновения опасности для жизни астронавтов. Не может он и сообщить Конгрессу, что Москва изменила свою позицию в отношении Ирана - законодатели знают, что это не так. Пока никакого выхода из создавшегося положения не видно. Станция, на сооружение которой США, начиная с 1985 года, потратили 33,5 миллиарда долларов, может оказаться недоступной для американской науки.

Юрий Жигалкин: О потенциальных проблемах с космическим извозом, которые могут встать перед американскими астронавтами, рассказывал Владимир Абаринов.

"Я рад, что этот кошмар, наконец-то, закончился", - признался в интервью "Нью-Йорк Таймс" перед отлетом из Афин абсолютный чемпион Олимпиады по гимнастике американец Пол Хэмм. За минутой счастья на подиуме для провинциального парня из Висконсина последовало испытание судейским скандалом, во время которого, как он пожаловался в интервью, он чувствовал себя брошенным всеми: командой, федерацией, американским Олимпийским комитетом. Покидает Олимпиаду с горькими чувствами не только он.

А как относятся к происшедшему на олимпийских аренах и за их пределами американские специалисты? Мой собеседник Уолли Ренфро - советник президента Национальной Ассоциации студенческого спорта.

Что скрывать, для многих болельщиков эти Игры ассоциируются с разочарованиями: допинговые скандалы, сомнительное судейство... Что для вас стало самым неожиданным?

Уолли Ренфро: Четыре года американская гимнастика находилась в глубокой спячке, никто не ожидал от наших гимнастов ничего сногсшибательного - и смотрите, чего они добились. С другой стороны, сильно разочаровывают баскетболисты, ведь Америка доминировала в этом виде спорта. Но что с этим поделаешь? Многие команды поднялись в игре до чемпионского уровня, американская команда оказалась не очень готова к этому.

В том, что касается допинга, лишения медалей, то нынешние проблемы все-таки не идут ни в какое сравнение с ситуацией пятнадцати-двадцатилетней давности, когда стероиды открывали путь к победе для поколений спортсменов из стран Восточного блока. Нынешние разоблачения я бы рассматривал как подтверждение того, что Олимпийское движение борется с этой проблемой. Если раньше для него были, так сказать, неприкасаемые святыни в спорте, то сейчас их не осталось. Проверки проходят все, медалей лишаются и самые легендарные атлеты, эта проблема будет под контролем.

Юрий Жигалкин: Сегодня многие россияне считают, что российских гимнастов засудили. Они говорят, что судейство явно расположено к американцам. У вас - как американского специалиста в спорте - есть такое ощущение?

Уолли Ренфро: Я могу лишь сказать, что в прошлом тоже самое приходилось слышать и от американских болельщиков. Можно лишь сказать, что судейство всегда вещь субъективная, судьи совершают ошибки, и мы вынуждены с этим мириться, иначе нам грозит хаос. Хотя должен признаться, что случай с Немовым очень странный. Я не специалист по гимнастике, но мне казалось, что его выступление было блестящим, заслуживало более высоких оценок. А тот факт, что его баллы были повышены сразу после вмешательства зрителей, вообще уникален; я не помню, чтобы подобное происходило прежде.

Юрий Жигалкин: Интересно, а вас не удивило откровенно слабое выступление российских олимпийцев?

Уолли Ренфро: Конечно. Хотя никто не может объяснить этот феномен. В мире спорта все продолжают верить в то, что Россия - ведущая спортивная держава, ее спортсменов хотят видеть среди лучших. Надеюсь, к следующей Олимпиаде россияне смогут разобраться в этих проблемах.

Юрий Жигалкин: О том, как видятся олимпийские проблемы из Соединенных Штатов, я беседовал с Уолли Ренфро, советником президента Национальной Ассоциации студенческого спорта.

Сейчас коротко о некоторых других новостях дня в Соединенных Штатах.

За несколько дней до открытия съезда Республиканской партии на главной нью-йоркской площади Таймс Сквер появились гигантские часы, отсчитывающие, однако, не время, а то, во сколько обходится Соединенных Штатам операция в Ираке, причем каждая ее секунда. Если новые часы не врут - 2047 долларов. 122 820 долларов набегают за минуту, 177 миллионов - за день. Отправная сумма при запуске часов составила 134,5 миллиарда долларов. Организатор этой акции - либеральный центр «За американский прогресс», возглавляемый бывшим руководителем администрации президента Клинтона Джоном Подестой. Расположенные высоко над землей, над головой рекламной красавицы, облаченной в бикини и кроссовки, часы не сразу различимы среди рекламной пестроты. Те же из прохожих, кто разглядел цифры, были потрясены. Однако, как известно, ньюйоркцев не надо агитировать за Демократическую партию, а как отнесутся к часам республиканцы - неизвестно. Не исключено, что они захотят показать их часовых дел мастеру.

Американское правительство разработало детальные планы на случай смертельной эпидемии гриппа, подобной трагедии 1918 года, когда погибло в Америке более миллиона человек. При первых признаках пандемии будут закрыты школы, введены карантины в разных районах, ограничено передвижение людей по стране, рационированы медикаменты. Местные власти должны сделать запасы антигриппозных средств, необходимых для лечения миллиона человек. На подготовку вакцины может потребоваться несколько месяцев. Это будет критический период, к которому, согласно правительственным директивам, должны быть полностью подготовлены больницы. Как говорят специалисты, поводом для особых мер стало распространение удивительно живучей разновидности птичьего гриппа, которая, как опасаются эксперты, может мутировать и перейти к человеку. По некоторым прогнозам, жертвами такой эпидемии гриппа в США могут стать более 200 тысяч человек.

В Голливуде собираются сделать фильм, который авансом уже сделал сенсацию. Это римэйк кинокомедии 1977 года «О Боже!». Разговоры и шум вокруг еще только запланированного фильма объясняются тем, что в роли Бога в нем выступит женщина - популярная комическая актриса и ведущая собственного телешоу Эллен ДиДженерис, известная не только своими артистическими талантами, но и тем, что несколько лет назад публично декларировала свой гомосексуализм. Это событие заинтересовало моего коллегу Бориса Парамонова.

На эту новость обратили внимание очень многие наблюдатели, во многом потому, что ситуация кажется революционной, не так ли?

Борис Парамонов: Я бы не сказал так. В фильме 1977 года роль Бога исполнял известнейший комик Джордж Бернс, отличительным признаком которого была никогда не выпускаемая изо рта сигара. Вредная привычка к курению не помешала актеру дожить до 100 лет. Успех фильма «О Боже!» был таков, что за ним последовало еще два на тот же сюжет; третий фильм назывался «О Боже! Ты дьявол!». Сюжет первого фильма состоял в том, что Бог делает своим представителем на земле скромного служащего бакалейной лавки. Творец ведет с ним откровенные разговоры, признаваясь, в частности, в некоторых ошибках и называя неудачными своими творениями страусов и фрукты авокадо.

Продюсер планируемого фильма Джери Вайнтроб говорит, что идея римэйка принадлежит самой Эллен ДиДженерис, и что ее идею одобрили режиссер первого фильма Карл Рейнер и его сценарист Ларри Джелбарт. В написании нового сценария будет участвовать сама ДиДженерис.

Легко предположить, что сенсационный шум вокруг нового проекта в значительной степени объясняется сексуальной ориентаций Эллен ДиДженерис. Но мне не думается, что этот момент по-настоящему значим в данной ситуации.

Юрий Жигалкин: Что же, как вам кажется, провоцирует наибольший интерес к этому сюжету?

Борис Парамонов: Я считаю, что этот сюжет надо поставить в феминистский контекст - и говорить в данном случае об ощутимой победе феминистской идеологии. Феминисток давно уже стали возмущать некоторые традиционнейшие установки человеческой культуры. Они вообще считают, что существующая культура отмечена порабощающей доминацией мужского начала. И, в частности, их возмущало, что высшая творческая сила бытия - Бог - считается мужчиной в прямом гендерном или грамматическом смысле: в Библии о Боге говорят «Он», что свидетельствует о привычнейшем, уже не сознаваемом, в плоть вошедшем мужском шовинизме. Известно, что есть вариант Библии, переписанной феминистками, где Бог называется ни "Он", ни "Она", но "Оно". Можно говорить о проекте Эллен ДиДженерис как о феминистском штурме неба, причем, так сказать, удавшемся.

Правда, могут сказать, что Эллен ДиДженерис - всё-таки не совсем обычная, не традиционная женщина. Но говоря так, мы поневоле подтверждаем убеждение феминисток в мужском шовинизме. И вообще если существуют гомосексуалисты-губернаторы, то почему бы ни представить Бога женщиной, и даже лесбиянкой?

Юрий Жигалкин: О планах съемки фильма «О, Боже!» где роль Бога исполнит актриса нетрадиционной сексуальной ориентации, я беседовал с Борисом Парамоновым.

XS
SM
MD
LG