Ссылки для упрощенного доступа

Иск на триллионов долларов - среди ответчиков члены саудовской королевской семьи и правительство Судана


Программу ведет Петр Вайль. Участвуют корреспондены Радио Свобода в США Ян Рунов и Владимир Абаринов.

Петр Вайль: Группа родственников жертв терактов 11 сентября вместе с пожарными и спасателями обратилась в суд с коллективным иском на более чем один триллион долларов против семейства Бин Ладен, членов саудовской королевской семьи, государства Судан и всех тех, кто, по их мнению, финансировал "Аль-Каиду" и режим талибов. Группа назвала себя "Семьи, объединившиеся с целью обанкротить терроризм". Наш нью-йоркский корреспондент Ян Рунов побеседовал с американским экспертом.

Ян Рунов: На наши вопросы ответил известный политолог из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Энтони Кордисмен:

Энтони Кордисмен: Я считаю это очень опасным прецедентом, когда группа безответственно использует политическую ситуацию ради крупного судебного дела в надежде выиграть его или прийти к соглашению сторон и получению крупных сумм. Вместо того, чтобы направить усилия на непосредственных преступников, иск преследует просто богатых людей. Вряд ли удастся в судебном порядке доказать, что саудовские принцы или дальние родственники Бин Ладена непосредственно финансировали террористическую деятельность "Аль-Каиды". Возможно их опосредованное участие в этом. Но в таком случае все могут судить всех за все во время любого международного кризиса, любой международной напряженности.

Ян Рунов: Какова может быть реакция Госдепартамента на этот иск? Ведь понятно, что дело против королевского дома Саудовской Аравии противоречит внешнеполитическому курсу США.

Энтони Кордисмен: Здесь две проблемы. Одна имеет юридический аспект, и здесь Госдепартамент не имеет права вмешиваться, разве что в порядке исключения. Но другая - внешнеполитическая. В то время как американское правительство пытается сохранить деловые отношения с умеренными арабскими режимами, пресса и различные экстремистские и оппозиционные группы в США не учитывают сложностей политики и дипломатии, не считаются с нашими глобальными интересами. И это очень затрудняет работу Госдепартамента. У нас после 11 сентября возникла напряженность в отношениях с Саудовской Аравией, и это тогда, когда мы остро нуждаемся в союзниках на Ближнем Востоке. Предъявленный против саудовских принцев иск еще более ухудшит положение, отвлечет саудовцев от борьбы с истинными спонсорами терроризма, может заставить их прекратить сотрудничество с Соединенными Штатами, остановит американские инвестиции в Саудовской Аравии в то время, как там пытаются ввести приватизацию, а саудовцы, опасаясь, что их капиталовложения в США могут быть заморожены, могут отозвать из нашей страны вложенные здесь сотни миллиардов долларов, и это, при нынешнем состоянии нашей экономики, худшее, что может произойти.

Ян Рунов: Как триллионный иск может повлиять на объявленную американской администрацией войну против терроризма?

Энтони Кордисмен: Все, что направлено не против конкретных террористических группировок, а против целых стран, которые часто являются заложниками экстремистских организаций или режимов, приводит к тому, что все меньше стран хотят с нами сотрудничать. Они начинают смотреть на нас не как на союзника, а как на противника. Такие иски приводят к результатам, противоположным задуманному: экстремисты и террористы указывают на это, как на подтверждение своей правоты. Они говорят "видите, это американцы - экстремисты, это американцы нечувствительны к нашим проблемам, проблемам Саудовской Аравии, арабского и исламского мира".

Ян Рунов: Это было мнение Энтони Кордисмена из вашингтонского Центра Стратегических и международных исследований. Тем временем более 600 членов группы под названием "Семьи, объединившиеся с целью обанкротить терроризм", подавшие в суд округа Колумбия в Вашингтоне иск, в котором среди ответчиков семь международных банков, восемь исламских фондов, строительная корпорация Бин Ладен, три саудовских принца и правительство Судана, уверены, что, несмотря на все трудности, сумеют добиться победы и обанкротить тех, кто финансирует террористов, дабы у террористических организаций не было средств повторить то, что было ими совершено 11 сентября 2001-го года.

Петр Вайль: Родственники жертв терроризма и их адвокаты уверены, что добьются удовлетворения своего иска. Вместе с тем они сознают, что им предстоит долгая судебная тяжба. О юридических аспектах дела рассказывает корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Владимир Абаринов:

Владимир Абаринов: Адвокат Рон Мотли, возглавляющий команду юристов, которая составила исковое заявление, сообщил журналистам мало подробностей о содержании документа. Известно, что ответчиками по иску значатся правительство Судана, семь банков, восемь исламских благотворительных фондов, а также члены правящей династии Саудовской Аравии - всего более 70 физических и юридических лиц. Истцы, число которых адвокаты рассчитывают в ближайшее время довести до тысячи человек, обвиняют их в пособничестве терроризму, вымогательстве, сговоре с целью убийства и ряде других преступлений, предусмотренных американским законодательством.Рон Мотли отказался уточнить, числится ли среди ответчиков правительство Саудовской Аравии, однако подчеркнул, что саудовские власти бесспорно оказывают поддержку террористам и назвал саудовскую королевскую семью "группой коварных людей". По словам другого адвоката, выступающего от имени истцов, Аллана Герсона, американские законы, несомненно, дают возможность простым людям привлекать к ответственности иностранные правительства, причастные к терроризму. Герсон известен как адвокат, защищавший интересы жертв терроризма и их семей в судебном процесса против правительства Ливии и ливийских спецслужб, организовавших в 1988-м году взрыв самолета американской авиакомпании Пан-Ам в небе над Шотландией, в результате которого погибло на земле и в воздухе 270 человек. Судебное разбирательство завершилось в пользу истцов. Возмещение ущерба пока не получено, однако в мае адвокаты объявили о достигнутой договоренности с ливийской стороной, согласно которой семьи жертв получат по 10 миллионов долларов за каждого погибшего. Ливийское правительство заявило, что не имеет никакого отношения к сделке.

Аллан Герсон утверждает, что в документе объемом в 258 страниц раскрыта картина террористического заговора, в котором участвовали ответчики. Пока сложно сказать, насколько убедительной сочтет эту информацию суд - насколько известно, адвокаты не проводили собственного расследования; всего вероятнее, речь идет о компиляции сведений, опубликованных в прессе. По данным газеты "Вашингтон Пост", часть информации, в том числе сообщения разведки, была предоставлена в распоряжение истцов правительством Франции.

Адвокаты надеются получить компенсацию за счет принадлежащих ответчикам средств, размещенных в американских банках. Частично эти активы уже заморожены, как принадлежащие лицам и организациям, перечисленным в официальном списке финансовых источников терроризма. Аналогичным образом, полагает Рон Мотли, власти Соединенных Штатов должны поступить и в отношении собственности других ответчиков. Это само по себе сложная задача. Речь идет об астрономических суммах, инвестированных в американскую экономику - их технически невозможно заморозить; изъятие этих средств из оборота нанесет несомненный ущерб инвестиционной привлекательности американского фондового рынка. Рон Мотли, впрочем, хорошо знает по собственному опыту, что выиграть иск и получить компенсацию - не одно и то же. В свое время он выиграл дело против табачных компаний - сумма компенсации составила 300 миллиардов долларов. Но истцы пока ничего не получили.

XS
SM
MD
LG