Ссылки для упрощенного доступа

Сегодня в Америке. К концу года США поставят на боевое дежурство первые комплексы системы ПРО. Цитаты из Библии на футболках


Ведущий программы – Юрий Жигалкин.

Юрий Жигалкин: К концу года Соединенные Штаты поставят на боевое дежурство первые комплексы системы национальной противоракетной обороны; библейские цитаты становятся атрибутом массовой моды; кинофестиваль, рожденный трагедией - в Нью-Йорке проходит Трайбекский кинофестиваль. Об этом - в рубрике "Сегодня в Америке".

Уже к концу лета должны быть поставлены на боевое дежурство антиракетные комплексы, способные прикрыть Соединенные Штаты от северокорейских ракет. Это первый шаг в создании небывалого антиракетного щита, который в будущем сможет защитить и Европу от ограниченной ракетной атаки. Стали известны некоторые подробности того, как может выглядеть эта пока кажущаяся фантастической система. Рассказывает Владимир Абаринов:

Владимир Абаринов: На военной базе Форт-Грили, расположенной близ маленького городка Дельта-Джанкшн на Аляске, уже готовы к эксплуатации шесть пусковых шахт и командный центр с системой подземных тоннелей. Главной проблемой при сооружении этих объектов был короткий строительный сезон - рыть шахты приходилось в вечной мерзлоте. Однако Аляска выбрана не случайно: над ней проходят траектории баллистических ракет, запущенных с востока или запада в сторону США. Скоро в шахтах появятся ракеты. Но пусковые установки - только малая часть глобальной системы контроля и наведения, охватывающая 9 часовых поясов. Каждая ракета будет связана с сетью радаров, спутников и командных пунктов, как наземного, так и морского базирования. Так, например, один из радаров будет установлен на громадной платформе для нефтедобычи. После сборки на заводе в Техасе платформа не сможет пройти по Панамскому каналу и должна обогнуть Южную Америку, чтобы добраться до места своей постоянной дислокации - Алеутских островов. Еще одной новинкой будет невероятно мощный лазер, установленный в носовой части "Боинга-747". Этот самолет будет нести постоянное дежурство вблизи враждебных США стран и в случае запуска ракеты постарается сбить их с курса уже на старте.

Элементы американской системы ПРО размещены и на территории других стран. Локаторы раннего оповещения будут установлены в Англии и Гренландии. Парламент Японии недавно проголосовал за ассигнования на оборудование радарами японских военных кораблей. Вашингтон ведет также переговоры с Австралией о размещении объектов системы в ее водах и на ее территории.

Критики говорят, что дорогостоящая система предназначена для предотвращения несуществующей угрозы. Кроме того, они напоминают, что система никогда не проходила полномасштабные испытания. По упрощенной схеме было проведено восемь летных испытаний: цель удалось поразить лишь в пяти случаях. Но в том-то и дело, что для того, чтобы испытать всю невероятно сложную систему целиком, ее нужно построить и ввести в строй. Что касается аргумента о несуществующей угрозе, глава Агентства противоракетной обороны генерал Рональд Кадиш отвечает на него просто: если есть техническая возможность создать систему ПРО, ее нужно создать.

Для города Дельта-Джанкшн, население которого составляет всего 980 человек, а годовой бюджет 250 тысяч долларов, сооружение пусковых установок стало настоящим подарком судьбы. В свое время сильнейший удар по экономике города нанесло закрытие базы Форт-Грили. Сейчас благоденствие возвращается. Город получил от Пентагона 25 миллионов долларов - эти деньги будут потрачены на строительство школы, библиотеки, пожарной станции, зоны отдыха и свалки.

Юрий Жигалкин: У американской молодежи появилось новое горячее пристрастие: майки с изречениями религиозного содержания. Все началось с того, что в них облачились идолы поп-культуры Мадонна и Памела Андерсон, любимцы подростков актеры Лара Флинн Бойл и Эштон Кутчер. Сегодня компании, специализирующиеся на этом товаре, превратились в заметный сектор индустрии одежды. Моя коллега Ирина Савинова поговорила об этом феномене с Томом Фрэнклином, пресс-секретарем фирмы Дейтомана, продающую исключительно вдохновленную свыше продукцию.

Ирина Савинова: Том, кто купит майку с такой специфической надписью?

Том Фрэнклин: Не верят в Бога только 2 процента американцев. И в Америке 30 миллионов молодых христиан, и половина из них ходит в церковь.

Ирина Савинова: А как вы узнаете, какой дизайн пойдет, и какие дизайны пользуются самым большим спросом?

Том Фрэнклин: Мы регулярно продаем наши футболки на фестивалях христианской музыки, берем на заметку, что пользуется успехом, спрашиваем у покупателей, чего именно они хотят. Самое популярная надпись - БОГ. Второй по популярности, в основном, у подростков - дизайн с розовым котенком и надписью под ним: "Бог любит меня". Третий с цитатой из Ветхого Завета "Не убоись зла". Популярен и у мужчин, и у женщин.

Ирина Савинова: Сейчас много говорят о взрыве интереса молодежи к религии - вы это почувствовали?

Том Фрэнклин: Конечно. Подростки сегодня гораздо сильнее, чем когда-либо, тянутся к религии и находят к ней свои пути, например, через христианскую музыку. В Америке ее продается больше, чем джаза и классики. После событий 11 сентября вопрос духовности приобрел особенную важность.

Ирина Савинова: А как смотрит церковь на то, что вы делаете их работу – пропагандируете любовь к Богу?

Том Фрэнклин: Многие из моих знакомых священников переписываются со мной по электронной почте. Их типичный комментарий такой: любое искреннее проявление любви к Богу - это хорошо.

Ирина Савинова: А если мода на религию пройдет - что станет с вашим бизнесом?

Том Фрэнклин: Трудно представить себе, что интерес к религии и духовному когда-нибудь иссякнет. А если это мода, то она все равно останется с нами на очень долгое время.

Ирина Савинова: Объявить о свой религиозной принадлежности не стоит дорого. За 20 долларов вы можете объясниться в любви к Христу, купив футболку с полюбившейся надписью, а все вместе мы тратим 100 миллионов долларов в год – это известно точно.

Юрий Жигалкин: А теперь - о некоторых из событий дня в Соединенных Штатах. Уровень поддержки потенциальными избирателями президента Буша снизился до рекордного уровня, но это слабое утешение для его соперника Джона Керри, чьи рейтинги устойчиво ниже президентских. Согласно результатам национального опроса, опубликованным в среду, лишь сорок три процента американцев проголосовали бы за Джорджа Буша, если бы выборы были проведены сегодня, сорок процентов избирателей готовы отдать свои голоса Джону Керри, шесть процентов - независимому кандидату Ральфу Нэйдеру. Кажущаяся ничтожность разрыва ведущих кандидатов может быть обманчивой, говорят американские эксперты, вызванной скорей реакцией американцев на последние события в Ираке, чем растущей популярностью Джона Керри, который все еще остается темной лошадкой в глазах большинства избирателей. Интересно, например, то, что даже иракские проблемы Буша, а сейчас лишь сорок восемь процентов опрошенных считают оправданной кампанию в Ираке, не помогают Керри, почти половина респондентов считают, что Джордж Буш доведет кампанию до удачного завершения, и лишь тридцать шесть процентов доверили бы будущее операции кандидату Керри. А улучшающаяся экономическая ситуация отбирает у Керри и самый сильный анти-бушевский аргумент.

Четвертого июля в День независимости будет заложен первый камень в фундамент Башни Свободы – самого высокого в мире небоскреба, который поднимется на месте нью-йоркского Всемирного торгового центра. Выступая в среду на специальной церемонии, губернатор штата Джордж Патаки сказал, что гигантский проект нового торгового центра будет осуществлен несмотря на проблемы. А они разрослись до исторических пропорций. Главное: зачем строить почти шестисотметровый небоскреб и другие здания комплекса, если возврат инвестиций сомнителен? Многие компании попросту опасаются снимать офисы в башне, которая наверняка станет объектом внимания террористов, и которую не хотят страховать частные фирмы. Тем не менее, главный арендатор бывшего и будущего Всемирного торгового центра, знаменитый риэлтор Ларри Сильверстин уверяет, что финансирование строительства Башни Свободы обеспечено, а потенциальные съемщики помещений в уникальном сооружении, говорит он с традиционной недосказанностью, проявили значительный интерес.

Арнольд Шварценеггер не хочет быть представлен в виде американской версии куклы-неваляшки. Адвокаты губернатора Калифорнии подали в суд на компанию, пустившую в массовое производство так называемый бобблхэд, забаву американских водителей - куклу с раскачивающейся головой, которой приданы явные черты губернатора Калифорнии, а в маленьких ручках фигурки зажат автомат. Адвокаты Шварценеггера требуют многомиллионной компенсации за использование в коммерческих целях внешности и имени актера, которые наряду с его голосом охраняются авторскими правами. Производители неваляшки-Шварценеггера парируют тем, что став политиком, актер утерял право на неприкосновенность образа, который теперь представляет из себя объект общественного интереса, открытый для подобного рода иронических заявлений. В конце концов, любой желающий может купить за двадцать долларов куклу-Джона Керри, за 15 куклу- Джорджа Буша, которые готовы раскачивать головой по желанию покупателя.

В Нью-Йорке проходит третий Трайбекский кинофестиваль, он был впервые проведен в 2002-м году в память о жертвах терактов 11 сентября с простой целью - помочь нью-йоркцам прийти в себя. Но фестиваль перерос утилитарную цель и превратился в большое культурно-социальное событие, о котором я поговорил с кинорежиссером Славой Цукерманом.

Слава, в мире существует много фестивалей. Почему этот фестиваль, который задумывался буквально одним человеком - Робертом де Ниро - выстоял и, кажется, становится все более и более популярным?

Слава Цукерман: Дело в том, что началось все не с фестиваля. Еще 10 лет назад никто не знал слова "Трайбек", кроме, может, нескольких человек, живших там, и вот, несколько лет тому назад Роберт Де Ниро купил там здание, сделал кино-центр, и, естественно, раз есть кино-центр, есть и целый кино-район, там начали селиться кинозвезды, естественно, должен был появиться и фестиваль.

Юрий Жигалкин: Но при этом еще надо заметить, что крестным отцом этого фестиваля стало трагическое событие – теракты 11 сентября.

Слава Цукерман: Да, конечно. То, что этот район находится очень близко к бывшему Всемирному торговому центру, пепел над ним летал, люди, которые там живут и работают, под этим пеплом жили, конечно, это усилило как бы значение этого фестиваля.

Юрий Жигалкин: Но он и задумывался как событие, способное морально и финансово поддержать город и горожан.

Слава Цукерман: Вот тут у меня есть несколько цифр, которые действительно поражают. Первый фестиваль создавался на энтузиазме. 1300 добровольцев помогло организаторам фестиваля. В результате фестиваль посетили 150 тысяч, и он заработал для района 10 миллионов долларов. Вот на следующий год уже количество посетителей удвоилось - 300 тысяч. Количество заработанных денег упятерилось - 50 миллионов.

Юрий Жигалкин: Почему этот фестиваль становится явно заметным явлением, чем он себя выделяет?

Слава Цукерман: Прежде всего тем, что существует активный центр, прежде всего, Де Ниро, люди, которые привлекают внимание к себе. И когда организован фестиваль с таким количеством фильмом из разных стран мира, 40 стран представлено в этом году, несколько премьер самых известных режиссеров... Фестиваль обставлен как большое культурное явление. Кроме того, в нем есть специальные события, как-то в воскресенье будет ярмарка, на улице открыт так называемый "драйв-ин", что было популярно в 50-е годы - кинотеатр для автомобилей, бесплатно каждый нью-йоркец может на своем автомобиле приехать и посмотреть фильм. Несомненно, это привлекает людей, люди приезжают, чтобы поучаствовать в этом, увидеть звезд, которые участвуют в фестивале. Это редкая вещь для Нью-Йорка.

Юрий Жигалкин: А чем этот фестиваль выделяется с чисто профессиональной точки зрения?

Слава Цукерман: Он очень разнообразен. Здесь большая программа семейных фильмов, то есть фильмов, в которых нет ни секса, ни чего-либо такого, которые можно смотреть всей семьей. В то же время есть программы совершенно противоположного содержания, экспериментальные, шокирующие. Есть программы реставрированных старых фильмов, классики, возрожденной классики. Среди них всякий найдет на свой вкус. Среди них лучшие фильмы мировой истории, включая, например, "Летят журавли". Есть программа негритянского кино, этот фестиваль очень широкого профиля, и его главная задача сформулирована, как оживление Нью-Йорка, и, несомненно, эта цель достигнута. Люди туда едут.

Юрий Жигалкин: "Жизнь на Марсе" - ею можно пожить только в кинозале. Песня Дэвида Боуи...

Музыка.

XS
SM
MD
LG