Ссылки для упрощенного доступа

Конгресс США отложил рассмотрение предложения об отмене поправки Джексона-Вэника


Программу ведет Владимир Бабурин. С заместителем директора Центра российских исследований Гарвардского университета профессором Маршаллом Голдманом беседовал корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин.

Владимир Бабурин: Конгресс США отложил на неопределенный срок предложение об отмене поправки Джексона-Вэника, которая предусматривает торговые ограничения в отношении России. Предполагалось, что Конгресс примет это решение до визита президента Буша в Санкт-Петербург в конце мая. Однако, члены финансового комитета заявили, что в ближайшее время рассмотрение вопроса о снятии поправки не ожидается. О том, как эта отсрочка может отразиться на российско-американских отношениях, наш корреспондент в Нью-Йорке Юрий Жигалкин беседует с заместителем директора Центра российских исследований Гарвардского университета профессором Маршаллом Голдманом.

Юрий Жигалкин: Профессор Голдман, в последние дни американская пресса полна сообщений о том, что США намерены простить Франции ее антиамериканскую позицию до и во время войны в Ираке. К России явно отношение другое. Белый Дом дает сигналы о готовности восстановить отношения с Кремлем. Как вы считаете, понесет ли Москва, если можно так сказать, некую расплату за жесткую критику США в критический момент?

Маршалл Голдман: Я уверен, ей придется чем-то расплатиться. Наиболее реальным последствием выглядит запрет на участие российских фирм в восстановлении Ирака, особенно, его нефтяной отрасли, а этого добивались, как мы знаем, некоторые российские нефтяные концерны. Далее, многие эксперты в Вашингтоне считают, что у новых иракских властей будет солидный легальный повод расторгнуть существующие контракты с российскими фирмами и отказаться от уважения долгов, сделанных режимом Саддама Хусейна. Я, надо сказать, удивлен тем, как раздражены американцы поведением Франции, России и Германии, для многих из них это выглядело предательством в критическую минуту. Это в полной мере относится к законодателям. Интересно, однако, что если в Конгрессе наверняка пройдут законодательные инициативы, которые ограничат круг сотрудничества с Францией в разных областях, в том, что касается России, то вряд ли они станут столь серьезными. Конгресс, в самом деле, может сделать чисто демонстративный жест и отложить формальную отмену поправки Джексона-Вэника. Он наверняка накажет отдельные российские фирмы, запретив заключать с ними контракты на реконструкцию Ирака. Но Россия не пострадает так сильно, как Франция, хотя ей, конечно же, не стоит теперь рассчитывать на особое понимание со стороны Соединенных Штатов.

Юрий Жигалкин: Но явно выраженное желание Белого Дома сохранить тесные связи с Кремлем даже на фоне антиамериканских заявлений России свидетельствует о том, что отношения с Россией для США гораздо более важны, чем отношения, скажем, с Францией. Означает ли это, что Москва может рассчитывать на то, что иракская ссора будет скоро забыта Вашингтоном?

Маршалл Голдман: Я не думаю, что такое легко забудется. Во-первых, наверняка Вашингтон сделает все, чтобы российские компании не заработали на реконструкции Ирака и на иракской нефти. Во-вторых, признавая исключительную важность отношений с Россией в самых разных областях, американская администрация, президент будут вынуждены взглянуть в новом свете на свои отношения с президентом России, который в сложных обстоятельствах повел себя недружественно. Скорее всего, от Москвы потребуется в данной ситуации шаг вперед по направлению к Соединенным Штатам, если Владимир Путин хочет вернуть прежнюю близость. Подводя итог, можно сказать, что Россия наверняка будет объектом неких санкций, но она слишком важна, и Соединенные Штаты не зайдут в этом слишком далеко.

XS
SM
MD
LG