Ссылки для упрощенного доступа

Повлияют ли итоги парламентских выборов в России на российскую политику администрации США?


Корреспондент Радио Свобода в Вашингтоне Владимир Абаринов беседовал с экспертом вашингтонского Центра стратегических и международных исследований Сарой Мендельсон.

Владимир Абаринов: В своем ежегодном послании "О положении страны" президент Буш говорил о демократии, свободе и правах человека в Афганистане, Ираке, на Ближнем Востоке, но только не в России. Администрация будто не замечает негативных тенденций в российской внутренней политике, критика действий Кремля, направленных на создание "управляемой демократии", в заявлениях американских должностных лиц практически отсутствует. В Вашингтоне все чаще говорят о том, что, выиграв Ирак и Афганистан, США могут потерять – или проиграть, что по-английски одно и то же – Россию. Именно в этом республиканцы обвиняли в свое время администрацию Билла Клинтона. Насколько оправданны эти опасения? Сара Мендельсон:

Сара Мендельсон: Прежде всего, я думаю, что Россия - не наша, чтобы можно было ее потерять. Ни президент Буш, ни президент Клинтон не могли этого сделать. Однако я считаю, что политика США в отношении России имеет большое значение в смысле поддержки демократии и прав человека. Эта политика отличается слабостью во многих отношениях, и это создает проблему. Соединенные Штаты уже в течение многих лет сокращают финансирование программ поддержки демократии и правозащитного движения в России. В федеральном бюджете нынешнего финансового года эти расходы сокращены по сравнению с предыдущим, в бюджете 2005-го года они в лучшем случае останутся на том же уровне, тогда как на самом деле их следовало бы увеличить втрое. Это заставило администрацию Буша принять решение о закрытии в России представительства Агентства по международному развитию – это произойдет в 2006-м или 2007-м году.

Владимир Абаринов: В то же время в американской прессе появляются сообщения о том, что ведомство советника президента по национальной безопасности, Кондолиззы Райс, пересматривает принципы своей российской политики, и что внутри администрации чуть ли не кипят жаркие споры на эту тему. Что думает об этом Сара Мендельсон?

Сара Мендельсон: Свидетельства этого переосмысления пока не стали явными, поэтому трудно сказать что-либо определенное. В последние два года подчиненные Конди Райс проявляли недовольство по этому поводу. Доказательств существования угроз демократии и правам человека в России сколько угодно, однако до сих пор Белый Дом игнорировал эти угрозы или даже аплодировал президенту Путину и его, цитирую президента Буша, "видению демократии". Поэтому в сообществе политологов царит разочарование. Способны ли эти настроения повлиять на позицию президента Буша и доктора Райс – трудно сказать, я нахожусь вне этого круга.

Владимир Абаринов: Какое впечатление на администрацию произвели результаты думских выборов в России?

Сара Мендельсон: Думаю, говорить надо не только о результатах выборов, но и о процессе, который привел к этим результатам. Кампания и ход выборов 2003-го года в Думу внушили озабоченность многим, в том числе Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, ОБСЕ. Администрация Буша ответила на доклад наблюдателей ОБСЕ, и этот ответ свидетельствует о желании посмотреть на происходящее в России другими глазами. Но это стало следствием не только выборов, но и ряда других событий, которые говорят о том, что власть закона в России не просто слаба или неустойчива, а подменяется властью должностных лиц. Я имею в виду не только события вокруг "ЮКОСа", которые многие люди в американском правительстве расценивают как произвольное применение закона. Существует много и других свидетельств того, что власть людей заменяет власть закона. Это и усиливающийся контроль за средствами информации, и методы, которыми ведется чеченская война – все это становится предметом озабоченности здесь, в Вашингтоне.

XS
SM
MD
LG