Ссылки для упрощенного доступа

Северокорейский кризис


Юрий Жигалкин, Нью-Йорк: В понедельник министр обороны США Дональд Рамсфелд заявил о том, что Соединенные Штаты не намерены прибегнуть к силе для того, чтобы заставить Северную Корею отказаться от возвращения в строй ядерного реактора. Но, как предупреждают американские эксперты, усугубляющееся день ото дня противостояние может вскоре заставить США прибегнуть к решительным мерам.

В субботу северокорейские власти объявили о том, что они начали срывать пломбы со своих атомных реакторов и контейнеров, в которых находится отработанное ядерное топливо. Это означает, что Пхеньян демонстративно рвет соглашение восьмилетней давности, по которому КНДР обязалась заморозить свои ядерные реакторы и отказаться от работ по обогащению плутония в обмен на поставку топлива для электростанций и обещания со стороны США, Японии и Южной Кореи поставить ей реакторы, работающие на легкой воде. Как недавно рассказал Билл Клинтон, в 1994-м году Вашингтону удалось добиться от Пхеньяна отказа от работ над ядерным оружием только под угрозой бомбардировки северокорейских ядерных объектов. Но восемь лет спустя сам Пхеньян подтвердил правоту критиков того договора, заявив в начале декабря о том, что он вел подпольные работы по обогащению урана. Вслед за этим США прервали поставки топлива КНДР. Однако, северокорейские власти отреагировали на предупреждение ходом ва-банк, поставив все на карту в противостоянии с Соединенными Штатами. Если откинуть некоторые детали, то впервые со времени кубинского кризиса Вашингтон оказался объектом ядерного шантажа, и ведущие американские политики прямо говорят об этом. Глава сенатского комитета по международным делам Джозеф Байден заявил о том, что Северная Корея представляет сейчас сиюминутную угрозу, большую, чем Ирак. Специалисты предсказывают, что в течение нескольких месяцев Северная Корея может получить достаточно оружейного плутония для создания восьми ядерных бомб. Каковы шансы на то, что этот конфликт будет разрешен мирно? Вот что говорит американский политолог, сотрудник фонда "Heritage" Бейкер Спринг:

Бейкер Спринг: В данный момент все зависит от правительства Северной Кореи. Странным образом северокорейская ядерная программа была давним источником дохода для Пхеньяна, и он, по-видимому, пытается в очередной раз разыграть эту карту, чтобы получить больше с западных столиц. Если корейцы пойдут на крайний шаг, в самом деле, извлекут отработанное топливо из контейнеров и отправят его на переработку в лаборатории - они спровоцируют резкий отпор со стороны США и их региональных союзников.

Юрий Жигалкин: Но мало кто из специалистов ожидает, что Вашингтон в данных обстоятельствах будет склонен прибегнуть к этому крайнему способу выяснения отношений с КНДР. Это собственно подтвердил в понедельник Дональд Рамсфелд, заявивший, что нынешняя ситуация отличается от обстоятельств восьмилетней давности. Наблюдатели предсказывают дипломатический спарринг, а Белый Дом явно пытается организовать единый с Россией, Китаем, Южной Кореей и Японией дипломатический фронт для нейтрализации северокорейской угрозы без применения силы.

XS
SM
MD
LG