Ссылки для упрощенного доступа

Задержание Ахмеда Закаева


Ведущий программы "Liberty Live" Андрей Шароградский беседует с датским журналистом Владимиром Пимоновым.

Андрей Шароградский: представитель Аслана Масхадова Ахмед Закаев, задержанный в Дании по запросу российских властей, останется под стражей до 12 ноября. О задержании Закаева, прибывшего в Копенгаген для участия во Всемирном чеченском конгрессе, рассказывает датский журналист Владимир Пимонов.

Владимир, скажите пожалуйста, когда стало известно о задержании Закаева?

Владимир Пимонов: Закаев был задержан минувшей ночью в два часа 17 минут в гостинице "Скандинавия Рэдиссон" в Копенгагене. Стало известно это уже ночью, где-то в 5-6 утра, стали звонить друг другу журналисты. Дело в том, что за несколько часов до его задержания у датских журналистов была информация о том, что российское посольство передало датской стороне некий список людей, которые подозреваются в терроризме. Речь шла об участниках конгресса чеченского, проходившего в понедельник и вторник в Копенгагене. Однако около 12 ночи датский МИД не подтвердил существование списка. Мы до сих пор не знаем, есть ли список. Мы знаем от датской полиции, что уже в пятницу 25 октября, за два с половиной дня до начала Конгресса, российская сторона представила запрос датским властям, с просьбой выдать Ахмеда Закаева. События развивались следующим образом: в этом запросе не было дополнительной информации, единственное, что там было сказано – что в период с 1996-го года по 1999-й он подозревается в том, что он принимал участие в террористических действиях в этот период, а также, что он подозревается в участии при планировании акции с захватом заложников в Москве 23-26 октября сего года. Однако, датская полиция на основе пятничного запроса не задержала Закаева. обратившись к российской стороне с просьбой предоставить дополнительные материалы, которые поступили, по словам датской полиции, во вторник, то есть, только вчера. Аресту предшествовал обыск, датская полиция провела осмотр, не знаю юридически, это обыск или осмотр, гостиничного номера, где проживал Закаев, а также одного из других номеров в той же гостинице, на том же этаже, где проживал один из его помощников.

Андрей Шароградский: Владимир, скажите пожалуйста, стало известно, что Закаев останется под стражей до 12 ноября. Говорит ли это, что данные, которые российская сторона предоставила датской, очень серьезны, или это обычная процедура для такого рода дел?

Владимир Пимонов: Во-первых, по датским законам человека могут по подозрению заключить предварительно под стражу до 14 дней. После 14 дней это максимальный изначальный срок, этот человек должен предстать перед судьей и судья выносит решение, есть ли у властей основания задерживать его на более длительный срок, продлить еще на 14 дней, либо его должны отпустить, если нет никаких улик. Юридически дело обстоит так. Безусловно, датская полиция и датские власти отнеслись к запросу российской стороны очень серьезно, потому что выдвинутые обвинения, хотя это не совсем обвинения, сформулировано так, что он подозревается, но подозревается в таких вещах, к которым, естественно, датчане отнеслись очень серьезно, речь идет о планировании теракта в Москве и участии в террористических действиях с 1996-го по 1999-й год. Однако, пока неизвестно, есть ли действительно какие-то материалы, подтверждающие его причастность к тем действиям, в которых его подозревает российская сторона. Поэтому, наверное, в эти 13 дней, он заключен под стражу на срок в 13 дней, наверное, в этот период датчане будут ожидать дополнительной информации от российских властей и затем ее оценивать. Если она не покажется судье серьезной, то человека должны будут отпустить. Единственное, что мы слышали, что процедура, связанная с российским запросом об экстрадиции Ахмеда Закаева, началась в выходные дни. Однако, об этом не была поставлена в известность общественность, журналисты, и сейчас стало ясно почему - потому что первый запрос показался датчанам не вполне убедительным, в связи с отсутствием материалов. Были просто предъявлены некие обвинения в том, что он подозревается в подготовке теракта, в пресс-релизе датской полиции сказано в планировании, однако, никаких дополнительных материалов не было, поэтому конгресс прошел спокойно, и вот только это произошло во вторник, российская сторона представила некую дополнительную информацию, которая пока, наверное, носит в связи с ведением следствия закрытый характер.

Андрей Шароградский: А уже известно, когда будут первые слушания по делу Закаева?

Владимир Пимонов: Дело в том, что следующее слушание назначено именно после 13 дней, то есть, в этом и смысл как бы предварительного заключения, потому что мы не знаем сейчас юридического статуса Закаева. Я не знаю, предъявлено ли ему обвинение, думаю, что нет, потому что обвинение, наверное, может быть предъявлено только российской стороной, и в каком он юридическом статусе - пока никто не знает. То есть он, видимо, подозреваемый просто. Сейчас я знаю, что чеченцы пытаются выяснить, здесь вот люди, которые приехали на Конгресс, некоторые остались, в связи с задержанием Закаева. Они пытаются выяснить, были ли соблюдены все юридические нормы датскими властями при проведении задержания, досмотра гостиничных номеров и так далее, я не знаю про гостиничный номер, где жил Закаев, но вот другой номер, я сам там был, и мне рассказывал человек, который присутствовал при обыске, рассказывал, что очень серьезный был досмотр, и туалет проверялся, и все сумки, и матрацы, и одежда, и постельное белье. и так далее, но никаких претензий к находящимся в номере людям не было, и ничто не было конфисковано из номера, просто был проведен такой досмотр, обыск.

Андрей Шароградский: А вам удалось беседовать с участниками конгресса, что они думают по поводу задержания Закаева?

Владимир Пимонов: Да, я от газеты "ЭкстраБладет" освещал часть этого конгресса, было очень много прессы.

Андрей Шароградский: Как они комментируют это?

Владимир Пимонов: Сейчас обстановка очень такая шоковая у участников конгресса, причем замечу, что конгресс назвали Всемирный чеченский конгресс, но на нем отнюдь не большинство было чеченцев, значительно больше было русских, представителей Прибалтики, были люди из Польши, и других стран они сейчас переживают, все в шоке, после того, как появилась информация о задержании ночью Закаева, люди гадают, что происходит. Я знаю, что сейчас готовится какое-то заявление со стороны чеченских представителей, но на прямой вопрос, виновен Закаев или нет, или что будет, если он будет признан виновным, или подлежащим выдаче, они отвечают, что этот вопрос находится только в компетенции датского судьи, то есть, пока нет никаких высказываний. И из окружения Закаева люди, которые вернулись с этих слушаний, хотя на самих слушаниях они не были, так как слушания были за закрытыми дверями, но они не делают никаких заявлений. Насколько мы знаем, они готовят, датские журналисты готовят свою какую-то реакцию.

XS
SM
MD
LG