Ссылки для упрощенного доступа

Мошенничество в европейском статистическом агентстве Евростат


Программу ведет Иван Толстой. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Евгений Бовкун, Семен Мирский и Ефим Фиштейн.

Иван Толстой: Глава Европейской комиссии Романо Проди сегодня дает объяснения на закрытом заседании Европарламента в связи со скандалом вокруг статистического агентства ЕС Евростат. Предварительное расследование показало, что в результате мошенничества в агентстве пропали миллионы евро. Как утверждается, члены руководства Евростата открывали секретные счета, куда переводили деньги, полученные по фиктивным контрактам. Скандал вокруг Евростата - самый серьезный кризис, с которым столкнулась Европейская комиссия под руководством Романо Проди. При вступлении в должность после скандальной отставки прежнего руководства Европейского Союза в 99-м году, Проди провозгласил борьбу с мошенничеством в европейских структурах.

Евгений Бовкун: Европейское статистическое ведомство – Евростат, где трудится более двадцати тысяч чиновников, занимается сравнительным анализом экономической отчетности стран ЕС и в силу служебной необходимости контролирует исполнение многих экономических проектов. Однако давно существовали подозрения, что влиятельные чиновники администрации ЕС, включая Европейскую комиссию и Евростат, используют свое положение в корыстных целях. Прежний председатель Европейской комиссии Жан Сантер четыре года назад вынужден был подать в отставку, поскольку многие члены комиссии оказались замешаны в коррупции. Новый председатель Романо Проди провозгласил решительную борьбу за чистоту рядов брюссельской администрации, комиссию перетрясли, но на Евростат кампания санации тогда не распространилась. Теперь ревизоры ЕС обнаружили такие финансовые неполадки в Евростате, что по сравнению с ними упомянутый скандал в Европейской комиссии сразу поблек. Коррупция, мошенничество, подделка документов, уклонение от уплаты налогов, злоупотребление служебным положением... Чиновники Евростата принимали участие в нелегальных сделках, содержали так называемые «черные кассы» и укрывали подпольные доходы в банках Люксембурга и Лихтенштейна. Некая частная фирма экономической статистики в Люксембурге получила от Евростата липовых заказов почти на тридцать два миллиона евро, причем четыре миллиона из них вообще бесследно исчезли. Прокуратура Люксембурга уже расследует эту аферу. В общей сложности ревизоры нашли более четырехсот липовых договоров, заключенных чиновниками Евростата с начала девяностых годов. Первые результаты проверки стали известны весной текущего года. В июле Европейская комиссия наложила ряд дисциплинарных взысканий на руководителей Евростата. Два директора были уволены, на некоторых чиновников дела переданы в прокуратуру. Романо Проди оказался в трудном положении. Он считает, что вскрытые финансовые злоупотребления должны оставаться, главным образом, на совести его предшественников, в виду того, что большинство нелегальных сделок Евростата начинались еще во времена Жака Сантера. Но поскольку сам Проди обещал проявлять «нулевую терпимость» к финансовым махинациям, он не может уклониться от ответственности. Тем более, что угроза отставки нависла не только над чиновниками Евростата, но и над некоторыми членами Европейской комиссии. Скандал в Евростате накалил обстановку и в Европейском парламенте. Фракции политических партий начинают предъявлять друг другу взаимные обвинения.

Иван Толстой: У нас в студии наш комментатор Ефим Фиштейн, с которым мы поговорим о том, как этот скандал отражается на странах-новичках, которые вступают в ЕС, и на телефонной связи с Парижем наш корреспондент Семен Мирский.

Семен Мирский: Добрый день, Иван. Вас, наверное, интересует, как на дело Евростата реагируют во Франции. Верно?

Иван Толстой: Совершенно верно, именно такой вопрос я хотел вам задать.

Семен Мирский: Итак, первая реакция, достойная самого пристального внимания - это призыв к осторожности, призыв воздержаться от нормальных обобщений типа, скажем, в Брюсселе, мол, вор на воре сидит и вором погоняет. Действительно, дело Евростата, и об этом до меня говорил Евгений Бовкун, далеко не первое в своем роде. Он упомянул Жака Сантера, я напомню, что несколько лет назад с треском и шумом была вытолкнута в отставку представительница Франции Эдит Крессон, это имя еще памятно, она в свое время занимала пост председателя Европейской комиссии и нашла в Брюсселе теплые места для многих своих друзей, включая личного парикмахера. Известное дело: там, где существует большая кормушка, там существует и очень большой соблазн из этой кормушки в свое удовольствие угоститься. На этом фоне призыв к взвешенности и осторожности тем более уместен, что дело Евростата, и об этом опять же упомянул в конце Евгений Бовкун, начинает напоминать очень яркую политическую окраску. Здесь столкнулись в кои времена и в очередной раз левые и правые прямо в самой сердцевине Европейской комиссии и Евростата. Стоит подчеркнуть, что самая серьезная критика, связанная с махинациями и злоупотреблениями, обращена против трех высокопоставленных чиновников Евростата, и все они принадлежат или же к партиям социалистических своих стран или к партии "зеленых". Речь идет о директоре Евростата испанце Педро Солбесе, британском лейбористе Ниле Кинноти и представительнице партии "зеленых", которую зовут Михаэля Шрайер. Как пишет сегодня газета "Монд": комиссии, занимающейся расследованием этого скандала, предстоит прежде всего выяснить, идет ли речь о злоупотреблениях, имевших место в прошлом, в бытность генеральным директором Евростата француза Ива Фронше, или же злоупотребления продолжались после того, как его сменил на этом посту уже упомянутый мною испанец Педро Солбес. Второй, очень немаловажный вопрос, это - куда шли деньги: для личного обогащения или, как считает в частных разговорах тот же Романо Проди, речь идет не о вполне законном увеличении бюджета Евростата за счет внутренних перечислений. Евростат хронически страдает от нехватки средств. Я хотел бы остановиться на таком важном моменте. Быть может, не столь уж отрицателен тот факт, что дело Евростата начинает приобретать политический характер. И вот почему: именно наличие политических расхождений приводит часто к тому, что брюссельские чиновники весьма пристально поглядывают на руки своих коллег, принадлежащих к другому политическому лагерю и распоряжающихся судьбой миллионов, а часто даже миллиардов евро. Это способствует поддержанию добродетели, не потому что брюссельские чиновники особенно добродетельны, а потому что бесчестные поступки рано или поздно станут достоянием общественности, и люди, совершившие эти поступки, рано или поздно понесут наказание.

Иван Толстой: Большое спасибо, Семен Мирский. Двинемся теперь с Запада на Восток. Мы с вами, Ефим Фиштейн, находимся в Праге, и я хотел вас спросить: какое впечатление этот скандал производит на страны-новички, которые собираются вступить в ЕС?

Ефим Фиштейн: Одним словом, самое печальное впечатление. Именно потому, что те же самые чиновники, которые сейчас замешены в этом скандале, в прошлом не раз и не два занимались поучениями, наставлениями стран-новичков о том, как следует себя вести в аналогичных ситуациях. Итак, первое, поражающее всякую фантазию новичков обстоятельство - это их относительная безнаказанность. Сошлюсь на слова комиссара Европейской комиссии Криса Потена, котоырй сказал: "Кажется, доказано, что хотя растраты и были в значительных размерах, но шли они не на покупку шуб для любовниц этих чиновников". Вот какой своеобразный критерий, я бы сказал, весьма высоко поставленная планка. При этом нужно отметить, что скандал 99-го года и нынешний скандал проходили примерно по одной и той же схеме - это также поражает воображение восточноевропейцев. О какой схеме я говорю? Тогда какой-то чиновник, кажется, голландского происхождения, привлекал не раз внимание своего начальства, в том числе и высшего начальства - Жака Сантера тогда, к растратам и прочим хищениям в рамках своего ведомства, никакой реакции не было. Сейчас стало известно, что Роману Проди посылала э-мейлы некая чиновница из Евростата. И что же? Он наложил на эти письма, доносы, если хотите, уведомления визу - "расследовать" и отправил это ее непосредственному начальнику. Естественно, и в этот раз и в прошлый раз доносчик, или человек, который в соответствии со своей доброй совестью пытался привлечь внимание к этому, был с работы изгнан. И третье, что весьма плачевно отражается на отношении восточных европейцев к Европейскому Союзу - это именно тот факт, что они не раз здесь бывал. Те два высших чиновника Евростата, которые были изгнаны в последнее время или вынуждены были подать в отставку, в частности, были здесь в январе текущего года. Потому что здесь проявились некие недостатки в работе статистического управления, не связанные с хищением имущества, связанные всего лишь с неправильным ведением какого-то делопроизводства, в результате чего оказалось, что государственные доходы рассчитаны неправильно, меньше на самом деле, чем они есть. И что же? Эти чиновники здесь были, рассказали, как себя вести, и в результате тогдашняя директриса статистического управления вынуждена была подать в отставку, хотя никаких хищений не было. Сейчас те же люди, в частности, заместитель директора Евростата, который сейчас подал в отставку, оказалось, что они на самом деле расхитители, на самом деле они и есть первые нарушители этих европейских норм. И это действует, я бы сказал, как холодный душ.

XS
SM
MD
LG