Ссылки для упрощенного доступа

Социальная активность женщин и ее влияние на продолжительность их жизни


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына и писатель Мария Арбатова.

Андрей Шарый: Британские исследователи пришли к выводу, что женская эмансипация представляет собой угрозу здоровью женщин и, в конечном итоге, уже в обозримом будущем приведет к сокращению их жизни. Не бесспорное утверждение. Однако британские исследователи приводят факты в подтверждение своей точки зрения. Репортаж нашего лондонского корреспондента Натальи Голицыной:

Наталья Голицына: Результаты исследований, проведенных сотрудниками Британского бюро по изучению продолжительности жизни были опубликованы в журнале "The Journal" – органе Института страхования жизни. В исследовании говорится, что к концу текущего столетия мужчины обгонят женщин по продолжительности жизни. Как известно, сейчас женщины живут дольше мужчин. По мнению ученых, наблюдается набирающая силу тенденция к снижению продолжительности их жизни. Сейчас средняя продолжительность жизни мужчин в Великобритании 75 лет. Женщин – 80 лет. Ведущий здоровый образ жизни и не обремененный излишним весом 35-летний житель Британии из семьи, где нет дурной наследственности, имеет шансы дожить до 86 лет, если он мужчина, и до 93 лет, если это женщина.

Однако, подчеркивают британские ученые, рост употребления алкоголя среди молодых женщин, большой процент курящих среди них, рост числа работающих женщин ведет к сокращению продолжительности их жизни. За прошедшие 20 лет употребление алкоголя женщинами удвоилось. Согласно статистике, молодые женщины сейчас курят больше мужчин. И это один из важных факторов, влияющих на продолжительность жизни. Другой важный фактор - стрессы, которым подвергаются женщины на работе. Женщины на работе, отмечают исследователи, рискует психическим здоровьем.

Таким образом, эмансипация женщин, открывшаяся перед ними возможность работать в любой профессии, губительно сказывается на продолжительности их жизни. Равенство с мужчинами на рынке труда, утверждают ученые, убивает женщин. Директор института страхования жизни Кэролайн Инстанс отмечает: "Вполне логично предположить, что, если женщины все больше становятся похожими на мужчин, их продолжительность жизни также должна сближаться с мужской."

Андрей Шарый: Из Москвы по телефону - писатель Мария Арбатова.

По вашему мнению, на основании такого рода исследований можно ли делать выводы о роли и месте женщины в современном обществе и как-то корректировать эту роль?

Мария Арбатова: Я бы сказала, что исследования глубоко шовинистические, потому что они пытаются выяснить среднюю температуру по госпиталю. Когда обследуется продолжительность жизни женщин даже в отдельно взятом регионе, и из нее делаются какие-то выводы о продолжительности жизни деловых женщин, то уходят из сознания исследователя такие цифры, что, например, в большинстве стран, в которых запрещены аборты, самая высокая причина смертности женщин от 15 до 30-ти - это криминальный аборт. Уходят такие цифры, как российская чудовищная цифра - 13 тысяч убитых от домашнего насилия женщин в год. Поэтому говорить о серьезности подобного исследования я бы не стала. Более того, продолжительность жизни по гендерным стереотипам очень глубоко залезла в национальный менталитет. Например, в Японии, где уже достаточно либерализованное общество и даже рождаемость снизилась до уровня рождаемости в Европе, женщины и мужчины живут одинаково.

Андрей Шарый: Как тогда должна ставиться проблема такого рода применительно к России? На что, в первую очередь, нужно обратить внимание?

Мария Арбатова: Какого рода проблема?

Андрей Шарый: Прежде всего, проблема о том, каким должно быть место женщины в обществе, связано ли это с продолжительностью жизни и традиционной ролью женщины как хранительницы домашнего очага, пагубностью этих стереотипов и с тем, что меняется, может быть, с изменением социальных условий, в которых женщина находится, меняются ли какие-то биологические факторы ее существования?

Мария Арбатова: Везде, где большого уровня достигло женское движение, женщины стали здоровее, умнее и свободнее. Это не Бином Ньютона. В российской ситуации вообще надо говорить сегодня не о продолжительности жизни женщин, а об уровне их дискриминации. О том, что россиянка - практически каждая! - была жертвой изнасилования хоть один раз. О том, что она не защищена от бытового и сексуального насилия. О том, что у нее нет равных прав на рынке труда, из-за чего она больше работает. Говорить о том, что все женщины социально успешные. У них - по российским условиям - глубочайшее чувство вины... Когда вы берете мужчин в тех же самых группах, то выясняется, что, не платя алименты, не воспитывая своих детей, мужчины этого же социального уровня не имеют чувства вины.

Андрей Шарый: Вы ставите сразу несколько вопросов – мы с вами вместе ставим несколько вопросов. От кого зависит ответ на эти вопросы? Это вопрос к государству российскому? Это общественные стереотипы? Это некая объективная финансовая ситуация или социальная ситуация, в которой находится российское общество? Что здесь главное? За какую нить надо тянуть?

Мария Арбатова: Сегодня в России мы имеем продолжительность жизни женскую на 12-15 лет выше, чем мужскую, поэтому сегодня разговоры о спасении женщин от социальной реализации в России преждевременны. Давайте лучше говорить о том, что в России сегодня из всех стран, публикующих статистику, самая страшная - продолжительность жизни у мужчин. У нас только от нелицензионного алкоголя погибает 50 тысяч мужчин в год. Поэтому в России рассказывать о том, что социально успешная женщина будет меньше жить, просто курам на смех.

XS
SM
MD
LG