Ссылки для упрощенного доступа

Политические последствия самоубийства Дэвида Келли


Программу ведет Дмитрий Волчек. Корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына беседовала с дипломатическим редактором газеты "Тimes" Майклом Биньоном.

Дмитрий Волчек: В Великобритании разрастается политический скандал, вызванный трагической гибелью эксперта по оружию массового поражения Дэвида Келли. Самоубийство Келли в Англии связывают с тем, что Министерство обороны, где он работал, предало гласности его имя в качестве источника утечки информации, которую использовала "ВВС" для обвинения правительства в подтасовке данных разведки о наличии у Ирака оружия массового поражения и для оправдания необходимости военной акции против Ирака. С подробностями из Лондона Наталья Голицына:

Наталья Голицына: Опрос общественного мнения, проведенный в Англии уже после трагической гибели советника Министерства обороны Дэвида Келли, показывает, что репутация премьер-министра Тони Блэра серьезно пострадала в глазах британских избирателей в связи с самоубийством Келли. Мнения опрошенных разделились почти поровну. 39 процентов из них заявили, что Тони Блэр должен уйти в отставку; в то время как 41 процент полагает, что, несмотря ни на что, Блэр должен остаться на своем посту. В то же время, 59 процентов участников опроса отметили, что после гибели Дэвида Келли их мнение о британском премьер-министре ухудшилось.

Сам Тони Блэр отмел все обращенные к нему призывы уйти в отставку. Он отклонил также предложение лидера оппозиционной Консервативной партии Иэна Данкан Смита созвать чрезвычайную сессию парламента для рассмотрения обстоятельств гибели доктора Келли. Тем не менее, британский премьер выразил готовность дать показания в комиссии лорда Хаттона, которая занимается независимым расследованием причин самоубийства Дэвида Келли. Продолжается резкий обмен мнениями между канцелярией премьер-министра и руководством "ВВС" по поводу опубликованных этой телерадиовевещательной корпорацией обвинений в адрес правительства, в основе которых лежит якобы информация, полученная от Келли. Я спросила дипломатического редактора газеты "Тimes" Майкла Биньона, согласен ли он с тем, что мы стали свидетелями крупнейшего политического кризиса за всю карьеру Тони Блэра?

Майкл Биньон: Думаю, что да. Это один из самых серьезных кризисов и, по-видимому, сейчас возникла самая тяжелая ситуация для Блэра в его собственной партии. Внешнеполитические вызовы оказались для него еще более трудными, в частности, решение поддержать Джорджа Буша в войне с Ираком. Бесспорно, это самая тяжелая для Блэра внутриполитическая ситуация.

Наталья Голицына: Как вы полагаете, отразится ли это на положении Блэра как лидера лейбористской партии?

Майкл Биньон: Полагаю, что его положение пострадает. Настало время, когда многие его заявления и решения стали подвергаться сомнению. Сейчас в его собственной партии нарастает мощное недовольство в связи с войной в Ираке и другими внутренними проблемами. Все это одновременно обрушилось на него, и у него, похоже, возникло ощущение, что он начинает терять связь с собственной партией.

Наталья Голицына: Известно, что даже члены лейбористской партии призывают его уйти в отставку....

Майкл Биньон: Да, верно. Бывший министр правительства Гленда Джексон призвала Блэра уйти в отставку. Некоторые члены лейбористской партии обвиняют правительство в том, что оно несет ответственность за смерть Дэвида Келли - конечно, косвенную ответственность. С левого крыла лейбористской партии раздается резкая критика того, как правительство поступило с полученной от разведки информацией о военном потенциале Ирака. И, конечно, раздается критика всех обстоятельств, ставших поводом для начала войны с Ираком.

Наталья Голицына: Вы упомянули Дэвида Келли... Как вы оцениваете обстоятельства его смерти и ущерб, который его гибель нанесла правительству Блэра?

Майкл Биньон: Это трагическое событие. Дэвид Келли был в высшей степени умным и талантливым экспертом, который невольно оказался в центре политического спора между правительством и корпорацией "ВВС". Он общался с журналистом без санкции начальства, и, думаю, это его серьезно беспокоило, потому что он понимал, что правительство может его за это наказать. В связи с этим доктор Келли, видимо, был обеспокоен и своей будущей пенсией, и перспективой потери работы. И, конечно, он понимал, что информация, которую он передал журналисту "ВВС", стала основой материала, вызвавшего гневную реакцию со стороны правительства и не менее гневную защитную реакцию со стороны руководства "ВВС". Келли дважды давал показания в парламентском комитете по расследованию действий правительства в отношении "иракского досье" и, не сомневаюсь, что для него это было тяжелым испытанием. Несомненно, его смерть поставила в затруднительное положение правительство.

Наталья Голицына: Сейчас много пишут о том, что англичане теряют доверие к Тони Блэру. Насколько, на ваш взгляд, это серьезно для его политического будущего?

Майкл Биньон: В Англии растет разочарование Тони Блэром. И это серьезная проблема, потому что здесь личная трагедия Дэвида Келли оказалась сопряжена с вопросом о том, сообщило ли правительство правду о военном потенциале Ирака. Обе эти проблемы оказались тесно связаны. Люди были шокированы самоубийством Келли - для них оно стало поводом еще раз выразить недоверие к информации правительства, оправдывающей войну в Ираке. Сейчас все это еще более усложнилось в связи с тем, что Тони Блэр не может открыть все источники разведывательной информации, ибо это - донесения секретной агентуры. Так что все эти дебаты об "иракском секретном досье", которое было использовано для оправдания военной кампании в Ираке, будут продолжаться еще многие недели, а то и месяцы.

Наталья Голицына: Как вы полагаете, способен ли этот так называемый "Келлигейт" еще более ухудшить положение британского премьера?

Майкл Биньон: Положение правительства Тони Блэра было серьезно ослаблено всем этим делом. Уровень доверия к премьер-министру заметно снизился. Все это произошло на фоне обеспокоенности общественности и другими насущными проблемами, все еще не решенными правительством: проблемами здравоохранения или транспорта, которые серьезно беспокоят и членов лейбористской партии, и ее сторонников. В результате возникло ощущение, что Тони Блэр утрачивает высокую пробу своей политической репутации.

XS
SM
MD
LG