Ссылки для упрощенного доступа

Проблема Ирана


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода в США Владимир Абаринов и Ян Рунов - он беседовал с американским политологом Эли Краковски.

Андрей Шарый: Тегеран предложил США принять участие в строительстве иранских атомных электростанций. Как подчеркнул представитель МИД Ирана, присутствие на стройках американских специалистов поможет его стране убедить Вашингтон в том, что Иран не собирается производить ядерного оружия. Похоже, в Вашингтоне таким заявлениям не верят, и США проводят довольно настойчивый зондаж мирового общественного мнения, в том числе такого рода контакты имели место и на встречах в Петербурге, и на саммите "Большой Восьмерки" во Франции. Администрация США в частности называет "плодотворной" дискуссию с Россией по иранской проблеме. Петербургский саммит, по мнению Белого Дома, способствовал сближению позиций сторон в этом вопросе. С подробностями из Вашингтона -Владимир Абаринов:

Владимир Абаринов: Как заявил высокопоставленный представитель администрации, встреча президентов Буша и Путина в Санкт-Петербурге явилась продолжением дискуссий, касающихся иранской ядерной программы, которые имели место между Вашингтоном и Москвой в течение последних двух лет. Американская сторона считает этот обмен мнениями полезным и плодотворным. Об этом заявил на совместной пресс-конференции в Петербурге и сам президент Буш:

Джордж Буш: Я ценю понимание, проявленное Владимиром Путиным, и его готовность работать со мной и другими для решения этой потенциальной проблемы.

Владимир Абаринов: Президент России, в свою очередь, выразил опасение, что обвинения в адрес Москвы могут иметь двойное дно:

Владимир Путин: Мы просто против того, чтобы ядерные программы, или что-то другое, использовались в качестве рычага средства недобросовестной конкуренции для наших компаний на иранском рынке.

Владимир Абаринов: На эту ремарку в Белом Доме отвечают, что некоторые элементы ядерных технологий могли попасть в Иран и с Запада - нелегальным путем, возможно, без ведома компаний, которые обладают такими технологиями. Однако это не повод нарушать действующие режимы нераспространения таких технологий.

В Соединенных Штатах полагают, что Иран располагает достаточными запасами обычных энергоносителей, в частности природного газа, и у него просто нет никакой необходимости развивать ядерную энергетику. Как заявил на днях представитель Государственного департамента США Ричард Баучер, "единственно объяснимая цель этих программ состоит в создании ядерного оружия".

Последняя инспекция Международного агентства по атомной энергии, МАГАТЭ, установила, что Иран располагает технической возможностью обогащения урана до уровня, при котором его можно использовать в производстве ядерного оружия. Однако эта информация носит пока неофициальный характер. И в Вашингтоне, и в Москве ждут сейчас доклада МАГАТЭ об инспекциях в Иране, который генеральный директор агентства Мохаммед Эль-Барадэй должен представить совету управляющих в середине июня. После этого можно ожидать, что обсуждение проблемы возобновится. Позиция США, по столам Баучера, состоит в следующем: "Тайно проводимая Ираном программа разработки ядерного оружия находится в такой стадии, что Россия и другие страны должны вместе с Группой ядерных поставщиков прекратить всякое сотрудничество с Ираном в ядерной сфере".

Андрей Шарый: Тегеран по-прежнему отказывается подписать международное соглашение, которое позволило бы международным инспекторам более тщательно проверить, не производит ли эта страна ядерное оружие. Тот факт, что Россия, главный партнер Ирана в ядерной программе, тоже призвала Тегеран к подписанию дополнительного протокола по нераспространению ядерного оружия, с удовлетворением встречен в США. Продолжит тему корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов:

Ян Рунов: Подписание дополнительного протокола, по мнению американской администрации, даст Ирану шанс доказать миру, что эта страна не стремится к производству ядерного оружия. На встрече с президентом Путиным в Санкт-Петербурге, а затем на совещании "Большой Восьмерки" президент Буш настойчиво поднимал вопрос о нераспространении ядерного оружия и добился понимания со стороны ряда лидеров. Вот как оценивает ситуацию с Ираном американский политолог Эли Краковски:

Эли Краковски: С моей точки зрения проблема Ирана сейчас, после решения проблемы Ирака - самая важная для США и всего мира. Иран при его нынешнем режиме - наиболее сильный и крупный спонсор различных террористических групп. И поэтому способность этой страны создать собственные запасы ядерного оружия вдвойне опасны. Так что политика Буша в отношении Ирана совершенно правильна. Предложение Ирана и российского министра, чтобы США присоединились к России в строительстве ядерных электростанций в Иране - абсурдно. США справедливо считают, что ни одна из стран, включая Россию, не должна помогать Ирану в этой области. Мы понимаем, что у Москвы есть контракт с Ираном и есть обязательства, но ситуация настолько тревожна, что России придется от слов об озабоченности ядерными планами Ирана перейти к делу. Хотя сам факт достигнутого в Петербурге взаимопонимания Буша и Путина имеет большое значение. Надо надеяться, что Москва присоединится к давлению на Тегеран и в отношении укрывательства террористов. Здесь у США и России явно общие задачи, потому что России терроризм угрожает не меньше, чем многим другим странам. И не в российских интересах иметь недалеко от своих границ Иран в качестве ядерной державы. Сейчас, после победы американцев и в Афганистане, и в Ираке, Иран оказался зажат с двух сторон, и открылись новые возможности давления на иранский режим. Если к США в этом давлении присоединятся другие страны, то Иран окажется в изоляции и вынужден будет пойти на уступки. Экономическое положение в Иране таково, что дополнительные санкции и изоляция приведут режим к краху. Тем более что в иранском обществе нет единства, и там множество оппозиционных режиму групп. И это прекрасно понимают большинство иранцев, и даже руководство Ирана.

XS
SM
MD
LG