Ссылки для упрощенного доступа

Восстановление памятника русским военным в китайском городе Люй-Шунь, бывшем Порт-Артуре


Марина Ильющенко, Хабаровск: Хабаровские ветераны вооруженных сил стали инициаторами восстановления памятника русским военным в китайском городе Люй-Шунь, бывшем Порт-Артуре. В 1905-м там был установлен мраморный крест в память о 37 тысячах русских солдат и моряков, погибших во время осады Порт-Артура японскими войсками.

В 2003-м году ветераны вооруженных сил города обратились к известному хабаровскому художнику Николаю Долбилкину с просьбой восстановить разбитую икону на памятнике русским морякам, который установлен в бывшем Порт-Артуре. Как известно, переломный момент в войне между Россией и Японией в 1904-1905-м годах произошел именно после потери Порт-Артура. Сдав его, Россия фактически проиграла эту войну. Продолжает историк Владимир Попов:

Владимир Попов: Необходимо сразу сказать, что русские моряки просто проспали первую атаку. Первые три торпеды, выпущенные с миноносцев 25 января, достигли своих целей, и три корабля были торпедированы. Попаданий было всего из тринадцати три. Так началась война в Порт-Артуре.

Марина Ильющенко: После того, как Россия проиграла войну Японии, в Порт-Артуре было похоронено более 30 тысяч русских военных, а позже было принято решение об установлении на месте захоронения памятника мраморного шестиметрового креста.

Владимир Попов: Солдаты, конечно, не виноваты. Солдаты гибли за родину. Они и не знали предпосылок этой войны.

Марина Ильющенко: За могилами русских солдат, погибших при блокаде Порт-Артура, поначалу ухаживали офицеры русской армии, эмигрировавшие в Китай после октябрьского переворота, произошедшего в 1917-м году в России. 80-летнему хабаровскому художнику Николаю Долбилкину довелось встретиться с одним из них.

Николай Долбилкин: Я еще так смутно помню порт-артурское, самое большое кладбище было. Там был бывший полковник царской армии, он в эмиграции остался там, так служил по упорядочению и хранению, и ухаживанию за могилами русских солдат.

Марина Ильющенко: Однако во время так называемой китайской "культурной революции", которая произошла в 60-е годы прошлого века, в КНР многие могилы русских солдат были осквернены, а памятник воинам - шестиметровый крест - попытались даже разбить. Так оказалась утрачена даже икона, находящаяся в нише этого монумента. На кладбище русских солдат в бывшем Порт-Артуре побывал и ветеран вооруженных сил Леонид Крапко. Именно он выступил с инициативой восстановить то, что было разрушено во времена "культурной революции", прошедшей в Китае.

Леонид Крапко: Увидев, что он поврежден, и, в конечном счете, сделав несколько снимков этого повреждения, я обратил внимание, что рядом стоит указатель, на котором написано на трех языках - русском, китайском и английском, с некоторыми неточностями, но суть информации в том, что этот лик Христа давно уже разрушен. Я, приехав в Хабаровск, предложил художнику Долбилкину, чтобы, если у него есть возможность и желание, соразмерно с опытом и здоровьем, помочь в восстановлении этого лика Христа.

Марина Ильющенко: Говорит художник Николай Долбилкин.

Николай Долбилкин: Задачу мы выполнили. Она состояла в том, чтобы в твердом материале перевести изображение. Я предложил эмаль. По довольно щадящим температурным и климатическим условиям, эмаль вполне может быть использована. Получилась эта композиция с расчетом, чтобы он с расстояния мог восприниматься. Мне ясно, что это должно быть изображение лица сочувствующего, скорбящего по этим похороненным.

Марина Ильющенко: Историк Владимир Попов согласен, что памятник должен быть восстановлен. По мнению историка, должен быть еще один, общий памятник.

Владимир Попов: Я не думаю, что нужно ограничится только крестом православным для русских воинов, или только для японских солдат какие-нибудь синтоистские символы, я бы на месте правительств России и Японии в столетие этой войны поставил бы объединяющий памятник всем погибшим там.

XS
SM
MD
LG