Ссылки для упрощенного доступа

Число жертв атипичной пневмонии в мире превысило 400 человек


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Юрий Жигалкин и эксперт Радио Свобода, доктор медицинских наук, профессор Даниил Голубев.

Андрей Шарый: Число жертв атипичной пневмонии превысило в мире 410 человек, около шести тысяч инфицировано – сообщила в пятницу Всемирная организация здравоохранения. В Китае скончались еще 11 больных, в Гонконге – 8, в Пекине госпитализированы около ста человек. На окраине китайской столицы в срочном порядке развернута новая больница, в которую помещены 156 больных атипичной пневмонией. Для работы в госпитале мобилизованы военные врачи. В городе закрыты школы, кинотеатры, клубы и другие развлекательные заведения. Первый случай заболевания атипичной пневмонией зарегистрирован в четверг в Польше. В последние дни появились данные, свидетельствующие о том, что глобальной эпидемии атипичной пневмонии, удастся, скорее всего, избежать, но увеличение числа зараженных и многочисленные тайны, все еще окружающие вирус атипичной пневмонии обещают с ним долгую борьбу. Рассказывает наш нью-йоркский корреспондент Юрий Жигалкин.

Юрий Жигалкин: После нескольких недель тревожных, граничащих с паническими сообщениями о распространении таинственной смертельной инфекции, последние десять лет принесли долгожданную обнадеживающую информацию. Самое главное выяснилось, что распространение инфекцию можно сдержать и можно, по-видимому, уничтожить ее очаги. По крайней мере, Всемирная организация объявила о том, что вспышка атипичной пневмонии во Вьетнаме побеждена, в Сингапуре и Гонконге она пошла на убыль, были сняты ограничения на поездки в Торонто, где в течение 10 дней не было зарегистрировано ни одного заражения. Однако специалисты не готовы сделать никаких фундаментальных выводов из этих, на взгляд, обнадеживающих фактов, поскольку пока об этом вирусе, его поведении, его способности к выживанию в организме известно очень мало. Например, само заключение, что инфекцию удалось сдержать, базируется лишь на том, что в течение трех с небольшим недель в этих очагах не наблюдалось новых заражений. Но что если вирус способен затаиться в организме и ударить вновь через некоторое время? Мало того кое-кто из экспертов подозревает, что вирус, который сейчас считают источником заражения, может быть не единственной причиной странной пневмонии. Канадские ученые, например, выделили этот вирус лишь у 60% заболевших пневмонией. Среди множества неизвестных самые элементарные сведения о новом заболевании. Каков его инкубационный период? Как долго инфицированный человек остается источником заражения? Уровень смертности колеблется от 6 до 20% в разных очагах атипичной пневмонии. Выяснилось также, что она почему-то щадит детей, по крайней мере заболеваемость детей гораздо ниже, чем заболеваемость взрослых. Словом, пока ясно только одно – человечество столкнулось с новой инфекцией, с которой, хочется ему или нет, ему придется сосуществовать в ближайшем будущем. Свыкнемся ли мы с ней, как свыклись с гриппом? Станет ли она рутиной вроде простуды, побеждаемой лекарством? Американские власти только что заявили, что в случае взрывного распространения вируса вакцина или лекарство может быть создана в течение трех лет, хотя на это может потребоваться и меньше времени. Но, а пока в ожидании вакцины американские медики рекомендуют самый эффективный способ борьбы с атипичной пневмонией – частое мытье рук.

Андрей Шарый: На линии прямого эфира по телефону из Нью-Йорка эксперт Радио Свобода, доктор медицинских наук, профессор Даниил Голубев.

Скажите, прежде всего, считаете ли вы, что происхождение этой эпидемии выяснено, и можно уже делать определенные заключения о генезисе и идеологии этого заболевания?

Даниил Голубев: Я боюсь, что такой вывод делать рано. И вот почему: в основе представлений об инфекционности того или иного агента лежит так называемая триада Коха-Генле, она выверена веками, можно сказать. То есть вирус или микроб надо выделить от больного, но не выделять его от здорового. Этот вирус или бактерию надо ввести в здорового, пусть в эксперименте, и тогда возникнет именно та болезнь, которая была в начале обнаружена. Но третий показатель – культура возбудителя, должна быть выделена в чистом виде. Это делали и Пастер, и Кох, и Мечников. И только тогда на фоне этой чистой культуры можно создать вакцины, диагностические препараты и подобрать эффективные средства. Здесь в публикациях по этому поводу, а я внимательно слежу за каждой строчкой, я ни разу не видел слова "вирус выделен от больного", а говорится "вирус обнаружен", "вирус найден". Это значит, что для определения его наличия использованы молекулярно-биологические или электронно-микроскопические методы, очень ценные, очень важные, чувствительные, но недостаточно специфические. Может быть на этом основан те расхождения, которые имеются между канадскими и американскими и китайскими штаммами. Без культуры возбудителя висит в воздухе тезис о том, что он сильно мутирует или изменяется по ходу своего циркулирования. Это не вина, это беда, потому что от момента обнаружения и признания за ним права быть идеологическим фактором прошли не годы, не месяцы, а по сути дела недели.

Андрей Шарый: Скажите, профессор, вопрос, который поднял Юрий Жигалкин в своем репортаже, почему не болеют дети, известно что-то об этом?

Даниил Голубев: Да, это редкая особенность корона-вирусов. Я перебрал в памяти все инфекции, которые известны, и кроме опоясывающего лишая не нашел ни одного заболевания, которое бы так специфически поражало взрослых, а детей бы щадило, всегда дети более уязвимы, за исключением корона-вирусов. Корона-вирусы вызывают простудный насморк, разновидность острых респираторных заболеваний, преимущественно у взрослых. Это как раз показатель того, что это корона-вирус. Редкое, но важное свойство.

Андрей Шарый: Скажите, профессор, вцелом можно сказать, хотя бы с определенной долей вероятности, ситуация с заболеванием атипичной пневмонии в мире в целом улучшается или все еще ухудшается?

Даниил Голубев: Я бы сказал, что она стабилизирована. И главным оптимистическим моментом, источником моего оптимизма является положение, которое сегодня не упоминалось. По-видимому, это инфекция эндемична для определенных районов Китая. Мы знаем эндемичные инфекции и всегда понимаем, почему они именно тут локализуются. Скажем, желтая лихорадка на Кубе – она не выходит за пределы, если ее специально не привезти, хотя бывает, что западно-нильский энцефалит с берегов Нила попал в Нью-Йорк. Но в общем эндемические инфекции локализованы в этом районе и надо только следить за тем, чтобы они не распространились в другие районы. Поэтому все случаи атипичной пневмонии, которые есть в мире, завозные, отсюда эффективность карантинных мероприятий, запретных мер.

XS
SM
MD
LG