Ссылки для упрощенного доступа

План ООН по объединению Кипра будет вынесен на референдум


Программу ведет Мелани Бачина. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Турал Рзаев и специалист по греко-турецким отношениям Артем Улунян – с ним беседовал Андрей Шарый.

Мелани Бачина: 24 апреля пройдут референдумы, на которые выносится разработанный ООН план воссоединения острова Кипр. Как сообщил Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан, план предусматривает федеративное устройство единого Кипра с большей самостоятельностью обеих его частей.

Кофи Аннан: Если намеченные референдумы пройдут успешно, объединение Кипра может состояться, и очень скоро на острове исчезнут границы, будет восстановлена свобода передвижения.

Мелани Бачина: Если обе общины одобрят план, первого мая объединенный Кипр станет членом Европейского Союза, в противном случае в ЕС вступит только Греческая Республика Кипр. Заявление о референдумах Кофи Аннан сделал минувшей ночью по окончании десятидневных переговоров между греческими и турецкими представителями в швейцарском городе Бургинсток, и его заявление - знак того, что переговоры закончились неудачей. Идея о референдуме - уже четвертый план ООН по объединению Кипра, а первые предложения по этому поводу были выдвинуты всемирной организацией в ноябре 2002-го года. Одно из главных препятствий к объединению Кипра, помимо проблемы вывода турецкой армии с территории острова, право примерно 180 тысяч греков-киприотов, которые бежали с севера острова в 1974-м году после турецкого вторжения, вернуться в свои дома. Сейчас турецкая сторона настаивает на том, что число вернувшихся беженцев должно быть строго ограничено. Подробнее о позиции турок-киприотов и Турции - корреспондент Свободы в Анкаре Турал Рзаев:

Турал Рзаев: Итоги переговорного процесса в Швейцарии положительно восприняты Турцией. Заключительный вариант плана Генерального секретаря ООН Кофи Аннана, хоть и не полностью, но в некоторой мере отразил требования турецкой стороны. Основные претензии и возражения турецкой стороны вызывали пункты в плане, касающиеся турецкого военного контингента, находящегося на Кипре. Также были опасения относительно размещения греков-киприотов на северной части острова. Главным требованием турков-киприотов было их полное признание.

Эти нюансы нашли свое отражение в последнем варианте плана генсека ООН. Процесс передачи земли грекам-киприотам начнется через сто четыре дня после принятия обеими сторонами плана ООН. Этот процесс состоит из шести этапов и будет реализовываться в течение 42 месяцев. На протяжении этого времени управление данными территориями будет осуществляться турецкой стороной. В плане подчеркивается, что учредителями новой объединенной Кипрской республики являются греки и турки-киприоты. Эта формулировка является косвенным признанием прав турков-киприотов. Федеральный парламент нового государства будет состоять из двух палат с разным представительством депутатов с обеих сторон. Судебные иски о компенсации будут рассматриваться на местах, тем самым против Турции не будут возбуждены иски о материальной компенсации в международных судах.

Средства массовой информации Турции сообщают о распределении министерских портфелей в правительстве нового государства. Согласно данной информации, министерства юстиции и внутренних дел, финансов и по делам ЕС будут переданы греческой стороне. Турки-киприоты же возглавят министерства связи, обороны, иностранных дел, торговли и экономики.

Опасения как турков-киприотов, так и Турции вызывает вступление Кипра в ЕС. После первого мая на Кипре начнет действовать законодательство Европейского Союза. Многие пункты в плане Генсека ООН противоречат этим законам. В связи с этим Турция требует принятия и одобрения этого планы также со стороны ЕС и гарантии неизменения плана после вступления Кипра в Европейский Союз. В случае получения соответственных гарантий, ожидается, что Турция использует все рычаги давления на турков-киприотов для принятия плана генсека ООН на референдуме 24 апреля.

Мелани Бачина: Объединение Кипра, особенно в связи с приближающимися сроками расширения ЕС - вопрос принципиальной важности, поэтому международные посредники стремятся всячески ускорить процесс переговоров. Лидер турок-киприотов Рауф Денкташ отверг предложения ООН о референдуме, заявив, что решения такого рода не должны приниматься под давлением.

Рауф Денкташ: Не иностранцам решать, каким будет процесс урегулирования на Кипре. Они оставляют нам слишком мало простора для реализации своих бумажных планов. Они очень спешат, хотят поскорее закончить работу и оказывают на нас совершенно неприемлемое давление.

Мелани Бачина: Об итогах переговоров и перспективах объединения Кипра Андрей Шарый беседовал с московским историком, специалистом по греко-турецким отношениям Артемом Улуняном.

Артем Улунян: Задача заключалась в том, чтобы свести обе стороны в одном месте (это была Швейцария), и чтобы эти стороны договорились. На данный момент договоренностей как таковых по плану Аннана нет. Поэтому результат, можно сказать, нулевой.

Андрей Шарый: Почему это произошло, по вашему мнению? В чем основная причина?

Артем Улунян: Мне кажется, что это связано прежде всего с определенной неуступчивостью турецкой стороны, я имею в виду Турецкую республику Северный Кипр. Все-таки не надо забывать о том, что ее руководитель Денкташ так и не явился на переговоры, главным переговорщиком был его сын, министр иностранных дел этого образования. У меня складывается такое впечатление, что у самого Денкташа нет планов пойти на переговоры и потерять при этом структуру, которая уже создана. Речь идет о государственной структуре, созданной на севере страны.

Андрей Шарый: То есть вы хотите сказать, Артем, что вся проблема в том, что местные турецкие политики на Кипре не хотят отказываться от создания своего, пусть квази-государства?

Артем Улунян: Совершенно верно. Но мне бы хотелось уточнить: не все политики на северном Кипре, а именно руководство этого образования.

Андрей Шарый: По вашему мнению, может ли давление со стороны Турции как-то подействовать на позицию турецких политиков на Кипре?

Артем Улунян: Вне всякого сомнения, поскольку сама Турция также стоит на листе ожидания в Европейский Союз, и для нее очень важно, чтобы вопрос с Кипром решался в рамках международных договоренностей. Но не надо забывать и другой особенности сложившейся ситуации. Нажав на руководителей Турецкой республики Северный Кипр, Анкара в то же время может потерять рычаг давления на Афины уже по другим вопросам - и по балканским, и по кипрским, и по Европейскому Сообществу. Поэтому я считаю, что Анкара не будет активно давить на руководство республики Северный Кипр, но в то же время постарается каким-либо способом заставить его хотя бы продолжать переговоры.

Андрей Шарый: Мне попались на глаза результаты последних социологических опросов, проведенных среди греков-киприотов, и они, надо сказать, меня несколько удивили. Подавляющее большинство участвующих в этих социологических испытаниях не собираются поддерживать идею, которую Генеральный секретарь ООН выдвигает на референдум, то есть добиваться объединения острова. У вас есть какое-то объяснение такой позиции греков-киприотов?

Артем Улунян: Греки-киприоты не хотели бы создания конфедеративного государства, именно этого они боятся. Они боятся того, что северная часть приблизится к южной части, имеется в виду к той стране, которую признало все мировое сообщество, получат такие же, наравне с ней, выгоды. А на данный момент говорить о том, чтобы была конфедерация и чтобы эта конфедерация действовала, с точки зрения греков-киприотов, не приходится. Поэтому такой разительный, как вы сказали, результат этих пулов.

XS
SM
MD
LG