Ссылки для упрощенного доступа

Германская политическая элита обсуждает расширение НАТО


Евгений Бовкун, Германия: Вступление в НАТО семи новых государств сопровождается энергичными дискуссиями в политических и общественных кругах ФРГ. Острее всего обсуждаются два ключевых вопроса: о стоимости военной интеграции и о качестве безопасности расширенного союза. У политической элиты ФРГ есть основания бурно приветствовать историческую формальность - расширение Североатлантического блока за счет семи новых членов, из числа бывших участников конкурирующего военного союза - Варшавского договора. Ровно пятьдесят пять лет спустя после образования НАТО ни одна серьезная политическая партия в Германии не подвергает сомнению функции упомянутого блока. Правда, всего за день до его создания, 3 апреля 1949-го года президент Соединенных Штатов Трумэн выражал уверенность, что безопасность и стабильность в Европе могут быть гарантированы лишь при условии, что ФРГ не будет интегрирована в новый союз. Но уже через несколько лет сомнения отпали.

Когда в 1982-м году решался вопрос, как обеспечить стабильность молодой испанской демократии, у Запада был на это один ответ: через интеграцию в НАТО. Теперь, несмотря на недавние разногласия среди партнеров по НАТО из-за войны в Ираке, большинство немцев убеждены, что от расширения на Восток безопасность континента выиграет. ФРГ стала четвертой страной альянса (после Канады, Норвегии и Дании), в свое время ратифицировавшей решение о принятии новых членов. За это проголосовало тогда девяносто процентов депутатов Бундестага. В дополнительном протоколе выражалась надежда, что расширение продолжится без остановок. Сейчас, однако, германские политики и общественность далеко не так единодушны в оценках темпов интеграции и самого будущего новой НАТО. В то время, как концепция расширения продолжает оставаться бесспорной, усиливаются сомнения и опасения, связанные с текущими проблемами интеграции.

Экспертов и политиков волнуют, прежде всего, два аспекта расширения: его стоимость и качество безопасности. Руководители ФРГ прекрасно понимают, что новые участники не в состоянии обеспечить собственными силами переоснащение национальных армий едиными, общенатовскими системами оружия. Проблема эта возникла не сегодня и даже не вчера. Венгрия, например, думая о вступлении в НАТО, еще в конце девяностых годов собиралась приобрести у ФРГ бундесверовские "Леопарды", но по соображениям экономии вынуждена была отдать предпочтение более дешевым танкам "Т-72", пылившимся на складах Белоруссии. Более активно пытались оснастить свои вооруженные силы западной техникой Польша, Румыния и Чехия. Польша долго вела с Германией переговоры о покупке ее подержанных подводных лодок, учебных самолетов "Альфа-Джет" и полевых раций, но не располагала для этого необходимыми средствами. В результате она получила 50 самолетов во временное пользование, в порядке приобретения новых навыков. Однако руководители ФРГ любили подчеркивать: квитанция о покупке натовского оружия - это еще не путевка в НАТО.

Сейчас вопрос о переоснащении армий новых членов альянса приобретает дополнительную остроту и решится нескоро. Новый союз, опасаются ведущие германские эксперты, превращается в ящик с разнокалиберными инструментами, с помощью которых невозможно будет эффективно обеспечивать общую безопасность. Количество в данном случае не переходит в качество. Поэтому руководители ФРГ предлагают своим западным партнерам руководствоваться таким тезисом: главное – это не унификация вооружений, а выработка общих решений. Впрочем, и эта задача окажется не простой, учитывая неизбежное образование внутри НАТО временных группировок и осей с различными экономическими и геополитическими интересами.

XS
SM
MD
LG