Ссылки для упрощенного доступа

Проблемы антисемитизма в польском обществе


Программу ведет Кирилл Кобрин. Над темой работал корреспондент Радио Свобода в Варшаве Алексей Дзиковицкий.

Кирилл Кобрин: Недавно в Польше отмечалась очередная годовщина событий 1968-го года, когда из страны были изгнаны тысячи польских граждан еврейской национальности. Мэр Варшавы возложил цветы к памятной доске, установленной на вокзале, с которого уезжали польские евреи. Еще раньше президент Александр Квасьневский попросил прощения у еврейского народа за расстрел поляками группы евреев в городке Едвабно во время Второй мировой войны. О проблеме антисемитизма в польском обществе рассказывает наш корреспондент в Варшаве Алексей Дзиковицкий:

Алексей Дзиковицкий: Веками евреи, изгнанные их других стран, находили приют в Речи Посполитой - государстве для своего времени чрезвычайно толерантном. До начала Второй мировой войны только в Варшаве жило около 400 тысяч евреев, которые составляли почти половину населения польской столицы. Большинство из них приехали в Польшу в начале ХХ века из России, спасаясь от погромов.

Именно в то время пропаганда антисемитизма в польском обществе достигла апогея - считает Михал Ягелло - ученый, бывший заместитель министра культуры и автор двухтомного труда, посвященного, в том числе, и ситуации евреев в Польше.

Михал Ягелло: По моему мнению, проблема антисемитизма имеет, безусловно, общечеловеческий характер. По каким-то причинам большинство народов Европы и Ближнего Востока стали воспринимать евреев как людей чужих. Мне кажется, что антисемитизм - это скорее подсознательная отрицательная реакция. Что касается Польши, то у нас антисемитизм часто имел чисто бытовые причины. Когда в Варшаву в 20-е годы вдруг приехали несколько тысяч сапожников, которые шили обувь дешевле, чем местные мастера, это вызвало натуральное неприятие. Свою роль здесь сыграла и церковь. Многие статьи межвоенного периода, написанные в том числе и священниками, просто страшно читать.

Алексей Дзиковицкий: Однако по мнению Михала Ягелло, между антисемитизмом и, к примеру, поддержкой Холокоста, ни в коем случае нельзя ставить знак равенства. Во время Второй мировой войны тысячи поляков спасали евреев, за что неоднократно платили собственной жизнью. Половина из тех, кто получил звание "Справедливый среди народов мира" - поляки.

Тем не менее, после окончания войны, антисемитские настроения продолжали оставаться довольно популярными среди поляков. Подтверждением тому стал 1968-й год. К власти в Польше пришли, как тогда говорили, "более польские" коммунисты и заявили, что смогут договориться с Кремлем, чтобы Советский Союз не мешал им строить по-настоящему польское государство, свою модель социализма - как в Югославии. Однако при этом нужно было избавиться и от внутренних врагов, в том числе и евреев, которые, как писала пресса, могли работать на Израиль. Под лозунгом строительства новой Польши и борьбы с мировым сионизмом из страны были изгнаны тысячи граждан еврейской национальности. Продолжает Михал Ягелло.

Михал Ягелло: Это был позор. Из Польши были вынуждены уехать люди, очень близко с ней связанные. Однако наиболее позорно то, что эта акция коммунистических властей пользовалась значительной поддержкой в обществе. Если бы тогда можно было сделать опрос общественного мнения, то боюсь, что большинство поляков сказали бы: "Очень хорошо, спокойнее будет".

Алексей Дзиковицкий: Распространено мнение, что послевоенный польский антисемитизм появился из ненависти к коммунистам, среди которых, как утверждают приверженцы этой теории, было много евреев. "Мои родители принимали участие в спасении евреев от фашистов, а потом эти же самые евреи послали их в тюрьмы за антикоммунистические убеждения. В польских спецслужбах в сталинское время было много евреев. Почему упоминание этого исторического факта называется антисемитизмом?" - говорит Мария Адамус, владелица варшавского издательства "Шанс". Михал Ягелло считает такие утверждения абсурдными. По мнению ученого, те, кто шел работать в спецслужбы в сталинское время, не были евреями, поляками или белорусами - они были прежде всего коммунистами, а вопрос национальности имел для них второстепенное значение.

Михал Ягелло: Тем не менее, я считаю, что было бы лучше, если бы время от времени кто-либо из евреев, который является авторитетом в Польше или во всем мире, ясно сказал, что путь поддержки большевизма, на который встали многие евреи, был ошибкой. Такое заявление лишило бы аргументов всех тех поляков, в том числе и католических священников, которые заявляют, "пусть они тоже попросят прощения за то, что не были с нами в тяжелое время".

Алексей Дзиковицкий: По результатам прошлогодней переписи населения, в 40-миллионной Польше только около тысячи человек назвали себя евреями. Тем не менее, в стране до сих пор присутствуют антисемитские настроения. В Польше многотысячными тиражами выходят десятки, в том числе и периодических, изданий антисемитского характера. Говорит Йоанна Цесьля - автор публикаций об антисемитизме из авторитетного еженедельника "POLITYKA":

Йоанна Цесьля: В польских киосках, а также в солидных книжных магазинах можно свободно купить печатные издания, которые подогревают ксенофобию и антисемитизм. Проблема в том, что в своих материалах такие издания используют настолько продуманные выражения, что их очень тяжело привлечь к ответственности на основании существующего уголовного кодекса. Практически невозможно доказать, что в этих публикациях содержится пропаганда фашистских порядков или призывы к разжиганию ненависти по национальным или религиозным признакам.

Алексей Дзиковицкий: Представители торговых сетей заявляют, что не имеют права отказываться принимать к распространению легальные, официально зарегистрированные издания, а заниматься цензурой - это не их задача. Уличные торговцы разговаривать при включенном микрофоне отказываются. Для них существуют лишь законы рынка - подобная литература пользуется стабильным спросом. Эмоций зато не скрывают те, кто такие издания не покупает. Вот что сказала пожилая женщина - бывшая партизанка Армии Крайовой.

Партизанка: Я думаю, что такие издания представляют угрозу для всего мира. Их издают преступники, которые не уважают других людей. Нужно против этого протестовать. Ужасно, что у нас находятся люди, зарабатывающие на книгах, которые на Западе запрещены. А у нас можно все.

Алексей Дзиковицкий: Лешек Бубэль - бывший кандидат в президенты и главный участник многочисленных скандалов - гордится тем, что его называют антисемитом. По некоторым подсчетам, его издательство контролирует до 90% рынка так называемой "национальной литературы" в Польше.

Лешек Бубэль: Я не люблю евреев потому, что эта нация сформировалась на основе религии, допускающей расизм. Не могу сказать, что мы издаем книги и газеты из-за денег, скорее из идейных соображений - кто-то ведь должен это делать.

Алексей Дзиковицкий: Стоит отметить, что издания антисемитского характера свободно продаются, к примеру, в книжном магазине, расположенном в подвальных помещениях варшавского костела Всех Святых. Говорит известный польский публицист Рафал Вильдштейн:

Рафал Вильдштейн: Не важно, как призывают к ненависти - за деньги или по идейным соображениям. В любом случае заниматься этим позорно. А самое позорное в том, что на это никак не реагируют ни общество, ни власти. Как будто ничего не происходит.

Алексей Дзиковицкий: Сказать, что антисемитизм в современной Польше - явление массовое, было бы значительным преувеличением. В парламенте, к примеру, нет ни одной партии, которая провозглашала бы подобные идеи. Тем не менее, судя по всему, в Польше еще долго будет существовать спрос на антисемитскую идеологию. Почему?

Михал Ягелло: Из всего этого следует, что большинство поляков не усвоили должным образом уроков Второй мировой войны и Холокоста.

XS
SM
MD
LG