Ссылки для упрощенного доступа

Эксклюзивное интервью Радио Свобода/Свободная Европа Генерального Секретаря НАТО Яапа де Хоопа Схеффера


Программу ведет Андрей Шарый. С Генеральным Секретарем НАТО Яапом де Хоопом Схеффером беседовал Ахто Лобякас. Тему подготовила Ирина Лагунина.

Андрей Шарый: В Афганистане и соседнем Пакистане продолжается укрепление американского воинского контингента. Представители Пентагона подтверждают, что на весну запланирована широкомасштабная акция против остающихся в Афганистане, в основном на юге, отрядов талибов и "Аль-Каиды". Одновременно НАТО заявила о готовности создать зону безопасности на севере страны. О будущей роли сил Североатлантического союза в Афганистане в эксклюзивном интервью корреспонденту Радио Свобода/Свободная Европа Ахто Лобякасу говорил Генеральный Секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер. Рассказывает Ирина Лагунина:

Ирина Лагунина: Новый Генеральный Секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, заступивший на пост главы Североатлантического союза в январе этого года, с самого начала сделал Афганистан приоритетом своей политики. Он не раз уже заявлял о том, что НАТО не имеет права потерпеть в Афганистане поражение, и что силы союза пришли в эту стране не на год и не на два. Однако определение того, что значит успех в Афганистане, пока не прозвучало. В долгосрочной перспективе это, конечно, стабильность и демократическое правление. Но в краткосрочной перспективе штаб-квартира НАТО в Брюсселе с трудом получает от государств-членов союза даже дополнительные войска, оружие и военную технику на афганские цели. Как же видит будущее операции НАТО в Афганистане новый Генеральный секретарь союза?

Яап де Хооп Схеффер: НАТО пытается расширить свое присутствие в Афганистане в большем количестве регионов, чем просто Кабул. В этом процессе Кундуз – первый город, где были созданы так называемые группы восстановления провинций под командованием международных сил стабилизации в стране. Цель Североатлантического союза – создать как можно больше таких групп. Задача НАТО – утвердить безопасность и стабильность, я бы не сказал, во всей стране, но, по крайней мере, в тех регионах, где НАТО присутствует. До сего дня это был только Кабул. Мы пытаемся распространить структуру групп восстановления в провинции, начиная с севера страны.

Ирина Лагунина: По плану, создание этой зоны безопасности потребует от НАТО создать базу в районе города Мазар-и-Шариф. С этой базы силы союза могли бы осуществлять поддержку групп восстановления. Если бы НАТО решила распространить этот опыт на всю страну, то ей пришлось бы, по меньшей мере, вдвое увеличить свой воинский контингент. Сейчас в стране 5 тысяч 700 военнослужащих НАТО. Группы восстановления должны будут взять на себя как военные, так и некоторые гражданские объекты и проблемы. Но, например, по данным ООН, стабильность в Афганистане тесно связана с производством наркотиков. Доходы от их производства достигли сейчас рекордного уровня и составляют почти половину валового внутреннего продукта Афганистана. Будут ли группы восстановления под командованием НАТО уничтожать плантации опиумного мака, например? Готов ли Североатлантический союз взять на себя и эти функции тоже.

Яап де Хооп Схеффер: Не надо забывать, что силы стабилизации, или НАТО, не несут ответственности за все, что происходит в Афганистане. И мы не ставим себе такой цели. Борьба с торговлей наркотиками не является частью нашего мандата. В этой борьбе ведущая роль принадлежит Великобритании. Соответствующая работа ведется и ООН и, в первую очередь, афганским правительством под руководством Хамида Карзая. Так что давайте не будем смешивать зоны ответственности.

Ирина Лагунина: О другой сфере применения опыта НАТО. США предлагают подключать союз к решению проблем так называемого Большого Ближнего Востока. Это территория от Средиземноморья и Северной Африки до Пакистана. Видит ли новый Генеральный Секретарь союза место НАТО в решении проблем этого региона?

Яап де Хооп Схеффер: НАТО поддерживает предложение по Большому Ближнему Востоку, вернее, я бы сказал – предложения, поскольку их несколько. Конечно, в той области, где НАТО может быть полезной. Я имею в виду, что Североатлантический Союз – это не Европейский Союз и не ОБСЕ. Так что там, где НАТО может помочь, она должна это делать, и я смотрю на это положительно, естественно, учитывая ведущую роль стран самого региона. То есть я хочу сказать, что мне было бы в первую очередь интересно узнать, чего хотят сами страны региона.

Ирина Лагунина: Яап де Хооп Схеффер полагает, что обсуждение этой темы будет продолжаться до следующего саммита Союза в июне этого года в Стамбуле. К тому времени союз пополнится 7 новыми членами. А пока НАТО может, например, попросить арабские страны участвовать в миротворческой операции в Афганистане или предложить совместное со странами региона патрулирование вод Средиземного моря. Это входит в те предложения, о которых говорил Генеральный Секретарь союза.

XS
SM
MD
LG