Ссылки для упрощенного доступа

Переговоры о воссоединении Кипра


Программу ведет Андрей Шарый. Принимают участие корреспонденты Радио Свобода Кирилл Кобрин и Турал Рзаев, и сотрудник института Всеобщей истории Российской Академии наук Артем Улунян.

Андрей Шарый: Сегодня возобновились переговоры лидеров греческой и турецкой общин Кипра о воссоединении острова. Если эти переговоры увенчаются успехом, 21-го апреля вопрос о воссоединении будет вынесен на референдум, и если этот референдум окажется успешным, то уже в мае весь Кипр может стать членом Европейского Союза. Над темой работал Кирилл Кобрин:

Кирилл Кобрин: В конце прошлой недели в Нью-Йорке было объявлено о прорыве в урегулировании кипрской проблемы. Трехдневные консультации, организованные под эгидой ООН, дали результат: лидеры греческой и турецкой общин Кипра объявили о возобновлении официальных переговоров, на которых будет рассмотрен предложенный ООН план воссоединения острова. Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан заявил тогда, что верит в возможность успеха, и призвал обе стороны приложить все усилия, чтобы прийти к согласию до первого мая.

Кофи Аннан: Если все заинтересованные страны проявят в ближайшие три месяца такие же решимость и добрую волю, как сейчас, я верю - есть реальный шанс того, что к первому мая Кипр воссоединится.

Кирилл Кобрин: Кипр оказался разделенным 30 лет назад, когда Турция ввела войска в его северную часть в ответ на государственный переворот, организованный лидерами греческой общины острова. Переворот был осуществлен при поддержке тогдашних властей Греции. В результате раздела острова тысячи людей покинули свои дома, большинство продолжают оставаться беженцами. Теперь у них появляется шанс вернуться, а у объединенного Кипра - стать членом Европейского Союза. Если переговоры будут сорваны, то в ЕС войдет только республика греков-киприотов. О последних шагах в кипрском урегулировании рассказывает корреспондент Радио Свобода в Анкаре Турал Рзаев.

Турал Рзаев: 19 февраля в Никосии будут возобновлены переговоры лидеров греческой и турецкой общин Кипра по воссоединению острова. План, предложенный Генеральным секретарем ООН, неоднозначно воспринят как в Греции и Турции, так и на Кипре. Вначале лидеры греческой и турецкой общин отказались от его обсуждения, однако давление со стороны ООН и ЕС, а впоследствии - Турции и Греции - сказало свое слово. Оппозиционные партии в Турции подвергли резкой критике подобный внешнеполитический курс руководящей "Партии справедливости и развития". Однако правительство Турции настаивает на скорейшем решении кипрской проблемы. Эта позиция связана с тем, что первого мая греческая сторона Кипра станет полноправным членом Европейского Союза. Между Турцией и ЕС возникнет ряд проблем, в том числе и вопрос о нахождении и статусе турецкого вооруженного контингента на севере Кипра. Ведь после первого мая весь Кипр будет считаться территорией Союза. В принципе, турецкая сторона готова принять план, предложенный секретарем ООН, с учетом некоторых дополнений и поправок. Одно из главных условий турецкой стороны - признание турков-киприотов, то есть юридически равноправный подход к обеим общинам. Второе условие - это гарантия безопасности турецкого населения острова. Турки-киприоты опасаются провокаций и силового изменения существующего положения после вывода турецкого военного контингента с острова.

Между Турцией и Грецией есть существенные разногласия относительно размещения греков-киприотов на севере острова. Главной проблемой в этом вопросе является не сам факт, а число переселенцев. В ходе переговоров будет затронут пункт относительно приобретения недвижимости. Не секрет, что материальное положение греков-киприотов намного выше, чем у их турецких соседей. Именно эти пункты плана ООН составят основную тему переговоров. Между сторонами существуют разногласия насчет флага и гимна объединенного Кипра. По всей видимости, в этом вопросе арбитром выступит Организация Объединенных Наций. Турки опасаются того, что греки всеми силами будут тормозить переговорный процесс, ведь в любом случае первого мая они вступят в Евросоюз. В Анкаре разрабатывается соответственный план и на этот случай. Если подобные действия будут иметь место, то Турция собирается обратиться в ООН для официального признания турецкого Кипра. Именно поэтому турки-киприоты поддерживают инициативу ООН, греки же стараются привлечь к переговорному процессу Европейский Союз.

Кирилл Кобрин: О перспективах воссоединения Кипра мы попросили рассказать специалиста по новейшей истории Греции, доктора исторических наук, сотрудника института Всеобщей истории Российской Академии наук Артема Улуняна.

Артем Улунян: Урегулирование кипрской проблемы во многом зависит от позиций как турецкой, так и греческой сторон, участвующих в этих переговорах. Следует отметить во многом влияние так называемого внутреннего фактора на позиции переговоров. Несмотря на достаточно оптимистичный тон греческой стороны о том, что в преддверии вступления Кипра, имеется в виду общепризнанного Кипра, государства, а не Турецкой Республики Северный Кипр, вступление Кипра в ЕС вне всякого сомнения, по мнению кипрской стороны, повлияет и на позицию Турции, так как разъединенный Кипр в Европу войти не может, и будет признана только та его часть, которая признана и мировым сообществом. Поэтому хотелось бы отметить, что на позицию руководителя турецкой общины будет влиять и внутренний фактор, так как соотношение сил на Северном Кипре следующее: большим влиянием обладает республиканская турецкая партия "Объединенные силы", имеющая большинство в местном парламенте, это социал-демократы. Но следующая за ней идет партия "Национальное единство", довольно консервативная сила, которая выступает с жестких позиций недопущения, скажем так, не только объединения северной и южной частей, но просто самого факта расформирования турецкого государства на севере страны.

Для греческой части острова, где у власти находятся социалисты, тоже существуют определенные проблемы. Следующей по значимости является так называемая демократическая коалиция, это консервативная партия. Общепризнанный руководитель Кипра, он же и руководитель греческой общины также вынужден считаться с раскладом внутренних политических сил. Но здесь имеет большое значение также и позиция тех гарантов, которые выступают в роли миротворцев - это Организация Объединенных Наций, Греция, Турция и Великобритания. Для Турции и Греции, стран, которые так или иначе поддерживают северную и, соответственно, южную части Кипра, очень важно перейти от конфликта к взаимодействию. Турция как государство, стоящее на листе ожидания в Европейское Сообщество, не заинтересована в усилении конфликта и, судя по всему, оказывает определенное давление на руководителя так называемой Турецкой Республики Северный Кипр. Греция, в свою очередь, заинтересована в том, чтобы и руководитель общепризнанного государства Кипр, и руководители, соответственно, греческой части, также выступали с более-менее переговорных позиций.

План, предложенный Генеральным секретарем ООН Кофи Аннаном в той или иной степени все-таки будет воплощен в жизнь. Скорее всего, вопрос, хотят того или не хотят отдельные переговаривающиеся стороны, будет стоять, разумеется, о федеральном Кипре.

Другая проблема, которая будет затронута, - это сохранение в том виде, в каком она существует ныне, так называемой Турецкой Республики Северный Кипр. На мой взгляд, многое будет теперь зависеть от того, насколько серьезным будет внешнее давление на переговаривающиеся стороны, насколько внешние силы будут готовы принять, скажем так, жесткие меры в отношении тех, кто не захочет вообще говорить об объединенном Кипре.

Кирилл Кобрин: Воссоединение Кипра, несмотря на экономические и политические выгоды - дело рискованное. Самый большой риск заключается в том, что неизвестно, как будут жить рядом народы, греки-киприоты и турки-киприоты, которые имеют разные обычаи и культуры и которые привыкли считать друг друга врагами. Мы поговорили об этом с Христосом Сафаклеусом, греком, жителем города Лимассол.

Господин Сафаклеус, помните ли вы раздел Кипра?

Христос Сафаклеус: В принципе помню, мне было тогда шесть лет, когда произошло разделение острова, когда турки напали и захватили половину острова. Нас прямо это не коснулось, потому что мы находились на той территории, которую не захватили турки. Но мы это своими глазами видели, когда к нам приехало много беженцев из северной части, и на наших глазах пришла бедность, экономика Кипра была полностью разрушена. Поэтому, естественно, это отражалось на нашей жизни.

Кирилл Кобрин: Чего ждут греки-киприоты от воссоединения острова, хотят ли они его?

Христос Сафаклеус: На самом деле, это вопрос непростой. Прошло уже 30 лет, наша экономика развивается благополучно. Поэтому греки-киприоты как-то осторожно относятся к воссоединению острова. Поскольку, естественно, те люди, которых изгнали оттуда, хотят вернуться к своим домам, к своей собственности. Совместная жизнь с турками-киприотами - этого все боятся.

Кирилл Кобрин: Готовы ли вы лично сами жить рядом с турками-киприотами?

Христос Сафаклеус: Я готов, но, учитывая мировую практику совместной жизни двух религий - мусульман и христиан, и к чему приводит фанатизм, я боюсь, хотя хочу добрососедских отношений с турками. На Кипре впервые совместно будут жить мусульмане и христиане в условиях свободы. До этого они жили сначала под управлением турков, потом Кипром правили англичане. Что будет, как будет - трудно сказать.

XS
SM
MD
LG