Ссылки для упрощенного доступа

Чем военная ситуация в Ираке отличается от ситуации в Афганистане?


Программу ведет Андрей Шарый. Участвуют корреспонденты Радио Свобода Ян Рунов, Юрий Жигалкин и Алексей Дзиковицкий.

Андрей Шарый: Утром в городе Киркук на севере Ирака водитель-смертник взорвал заминированный автомобиль возле полицейского участка. Погибли 10 человек, десятки ранены. Постоянные акты насилия и нападения на солдат коалиции в Ираке стали одной из важнейших причин того, что генеральный секретарь ООН Кофи Аннан высказался против проведения выборов в стране до передачи власти иракскому Правящему совету, которая намечена на 30 июня. Таким образом, план, разработанный временной американо-британской администрацией, остается в силе. Глава администрации Пол Бремер не исключил, что в процесс формирования новой иракской власти могут быть внесены изменения, однако подчеркнул, что дата 30 июня остается неизбежной. В самом Ираке лидеры местных шиитов по-прежнему настаивают на скорейших всеобщих выборах. Каковы перспективы развития политической ситуации, что думают по этому поводу американские эксперты? Тему продолжит корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Ян Рунов:

Ян Рунов: Сторонники Республиканской партии с радостью встретили выступление Кофи Аннана, ибо оно продемонстрировало единство взглядов на Ирак США и ООН, в то время как противники президента Буша упрекают его в неумении восстановить сотрудничество с Организацией Объединенных Наций. Эксперты по Ираку видят в недовольстве шиитов желание получить непропорционально большую часть власти. Трудность в том, чтобы создать в стране такую систему сбалансированного разделения власти и представительства этнических и религиозных групп, при которой одна фракция не сможет ущемлять права другой. Вот что думает о перспективах развития ситуации в Ираке вице-президент вашингтонского Гудзоновского института Кеннет Уайнстин:

Кеннет Уайнстин: Ситуация еще долго будет оставаться сложной. Американская администрация будет пытаться несколько расширить Правящий Совет при передаче ему власти над страной. Сейчас он состоит из 25 человек. Шииты готовы увеличить состав правительства, но не более чем на 5 человек, и готовы отложить выборы, но не на месяцы, а на недели. В то же время сунниты и курды выступили за американский план проведения выборов только после 30 июня, то есть во второй половине года. Конечно, поддержка американского плана со стороны ООН дает администрации Буша сильный козырь. И, думаю, нам удастся договориться с шиитами. Что касается сбалансированного представительства религиозно-этнических групп, то и этого можно добиться. Перед похожей проблемой стояли когда-то отцы-основатели США, когда писалась Американская Конституция. В ее тексте удалось заложить защиту прав меньшинства и ограничить власть большинства. В Ираке уже было, когда одна группа захватывала власть, ограничивала права других групп, и не собиралась делиться властью. Раньше это были сунниты. Теперь сунниты и курды опасаются, что это будут шииты. У этих опасений есть основания, потому что шииты составляют большинство населения – около 60% в 25-миллионной стране. Поэтому очень трудно будет создать коалиционное правительство в Ираке без того, чтобы ввести в него больше шиитов.

Андрей Шарый: Продолжающееся насилие в Ираке дает многим повод сравнивать нынешнюю ситуацию в этой стране с Афганистаном времен советской оккупации. Корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин обсудил эту ситуацию с бывшим высокопоставленным сотрудником Пентагона Эли Краковски.

Юрий Жигалкин: Господин Краковски, в последнее время в прессе все чаще проскальзывают предупреждения, что для сил коалиции иракская операция может закончиться тем, чем и вторжение советских войск в Афганистан. Согласны ли вы с тем, что иракская ситуация напоминает афганскую двадцатилетней давности?

Эли Краковски: Нет, я так не думаю, и вот почему: главное - Москва тогда поставила чисто идеологическую, невыполнимую задачу. Советское руководство намеревалось с помощью своих штыков удержать у власти ненавистный подавляющему числу афганцев марксистко-ленинский режим. Советская попытка навязать чуждую враждебную людям идеологию и спровоцировала войну, последствия которой мы не можем расхлебать до сих пор.

Иракская операция Соединенных Штатов начиналась с совершенно иной целью – избавить страну от коррумпированного и опасного деспота. Следующая ступень – организовать репрезентативное правительство в стране. И какие бы чувства не испытывали иракцы сейчас по отношению к американцам подавляющая часть населения страны поддерживает эту цель, сейчас предстоит разрешить лишь тактические вопросы – как ее достигнуть.

В том, что касается атак на американские войска, на иракскую полицию, атак, которые активно освещаются мировой прессой, то их необходимо рассматривать в контексте общей ситуации, и тогда мы увидим, что в Ираке нет сколько-нибудь массового движения сопротивления. У нас есть стереотип: мы привыкли считать, что победа должна быть моментальной, полной и окончательной. Но в войне с терроризмом такой победы не достичь. Окончательная победа придет со временем.

Юрий Жигалкин: А может ли афганский опыт политического урегулирования стать полезным в иракском случае?

Эли Краковски: Я думаю, главный урок заключается в том, что афганцы, при всех их этнической раздробленности и застарелой ненависти смогли, в конце концов, собраться на свое законодательное собрание - Лойю-Джиргу, смогли откровенно обсудить проблемы, прийти к приемлемым для всех результатам и даже дать ход зачаточному демократическому процессу с президентскими и парламентскими выборами. Это обнадеживающий пример для Ирака. И для Соединенных Штатов это урок – Вашингтон, как и в афганском случае, должен однозначно убедить иракцев в том, что он останется надежным партнером нового Ирака, в том, что США, его союзники привержены идее неделимости Ирака.

Андрей Шарый: В составе международных стабилизационных сил в Ираке участвуют подразделения из многих стран, в частности, Польши. Корреспондент Радио Свобода в Варшаве Алексей Дзиковицкий выяснил, как складываются дела у польского контингента в Ираке, и как иракская проблема сказывается на политической ситуации в самой Польше:

Алексей Дзиковицкий: В марте 2003-го года польский парламент подавляющим большинством голосов поддержал решение правительства выслать польских солдат в Персидский залив. Против выступили лишь консерваторы из партии "Лига польских семей" и популисты из движения "Самооборона".

"В споре между старой Европой и Вашингтоном касательно Ирака Польша должна быть на стороне своего важнейшего стратегического союзника – Соединенных Штатов, а не на стороне Франции и Германии", - говорили депутаты, подчеркивая, что поддержка действий США среди прочего укрепит позицию Варшавы на международной арене. "Мы не имели такой сильной позиции в мире очень давно, а возможно, что и никогда", - заявил польский премьер-министр Лешек Миллер после того, как Джордж Буш назвал Польшу лучшим союзником США в Европе, а американское командование предложило польским военным возглавить один из стабилизационных секторов в Ираке.

В июле-августе минувшего года в Ирак были переброшены около 2500 польских солдат, а также примерно 6 тысяч военных из более чем 20 стран, которые вошли в состав международной дивизии под польским командованием.

За полгода службы в Ираке польские подразделения потеряли двух человек убитыми, а около 20 солдат получили ранения. Об отношении иракцев к польским солдатам Радио Свобода говорит корреспондент польского радио в Ираке Томаш Саевич.

Томаш Саевич: Иракцы относятся к польским солдатам, как мне кажется, лучше, чем к американским. В польском секторе, по сравнению с другими, относительно спокойно. Здесь живут шииты, которые радовались свержению режиму Саддама Хусейна. В течение последних 6 месяцев поляки зарекомендовали себя как люди, которые несут местному населению помощь. И именно этой помощи иракцы ждут.

Алексей Дзиковицкий: Между тем, присутствие польского контингента в Ираке требует значительных средств. Шестимесячное пребывание польских солдат в Ираке обошлось бюджету примерно в 40 миллионов долларов.

В Польше все больше говорят о необходимости передачи командования международной дивизией в Ираке в руки НАТО. "Передать НАТО командование войсками международной дивизии, расположенной в так называемом польском секторе Ирака - это наша цель. Тогда мы могли бы несколько сократить количество своих солдат в Ираке", - заявил накануне министр обороны Польши Ежи Шмайдзиньски.

Что же касается самих поляков, то вопрос присутствия польского контингента в Ираке с самого начала разделил общественное мнение на два примерно одинаковых лагеря. Так остается и поныне. В январе этого года присутствие польских солдат в Ираке поддерживали 42% опрошенных, 53% - выступали против. При этом стоит отметить, что организаторам демонстраций против войны в Ираке в польской столице никогда не удавалось собрать больше двух-трех сотен человек.

Андрей Шарый: Скоро исполнится год со времени начала военной операции против режима Саддама Хусейна. Через 4 месяца, согласно американскому плану, власть в Ираке должна перейти в руки нового иракского руководства.

XS
SM
MD
LG