Ссылки для упрощенного доступа

В Страсбурге завершилась сессия Парламентской ассамблеи Совета Европы


Программу ведет Андрей Шароградский. Принимают участие корреспондент Радио Свобода Алексей Дзиковицкий и главный редактор журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.

Андрей Шарый: В Страсбурге завершилась в этот день сессия парламентской ассамблеи Совета Европы. Российская делегация добивалась принятия или непринятия нескольких резолюций, однако чаще всего наталкивалась на настороженность или непонимание со стороны коллег из других стран, прежде всего из Западной Европы. О причинах укрепления изоляции России на международной арене специальный корреспондент радио свобода в Страсбурге Алексей Дзиковицкий.

Алексей Дзиковицкий: Вице-спикер Госдумы России Дмитрий Рогозин на специальной пресс-конференции сообщил, что одним из главных вопросов, обсуждения которого будут добиваться представители российской делегации, является вопрос ущемления прав русскоязычного населения в Латвии. По словам Рогозина, новое латвийское законодательство полностью лишает русских, живущих в Латвии, права на образование на родном языке.

Дмитрий Рогозин: Я считаю, что Парламентская ассамблея Совета Европы должна принять в данном смысле гораздо более жесткие радикальные действия. Я хочу напомнить, что расслабленность, самоуспокоенность приводила ассамблею иногда к драме, как это было, например, в случае, когда ассамблея буквально прозевала вопрос, связанный с усугублением межнациональных отношений в Македонии.

Алексей Дзиковицкий: Никаких радикальных действий со стороны ассамблеи по этому вопросу, однако, не последовало. Дмитрий Рогозин говорил и о ситуации на Украине.

Дмитрий Рогозин: Украинский парламент упрекают в том, что он выходит за рамки своих полномочий и пытается менять законодательство, в частности, форму правления, форму политического режима в стране на парламентско-президентскую. Но хотел бы отметить, что Украина, как и любое другое государство, не клялась здесь в Страсбурге в рамках своего вступления в эту организацию в том, что она будет президентской республикой или парламентской республикой или монархией.

Алексей Дзиковицкий: Как оказалось, в Парламентской ассамблее считают иначе. Депутаты приняли резолюцию, в которой осудили события в украинском парламенте, касающиеся изменений в конституции, и пригрозили, что членство Украины в ПАСЕ может быть приостановлено. В кулуарах сессии можно было услышать, что позиция и России и остальной части Европы по многим вопросам все больше расходятся. Вот что сказал Радио Свобода член Совета федерации Анатолий Коробейников.

Анатолий Коробейников: Как раз сегодня в одном из своих выступлений сказал, что-то непонятно, мы какими-то изгоями являемся. То ли не доверяют России по-прежнему, то ли боятся ее, но что-то есть такое, что самодовольная Европа спокойно благодарит каждого даже за пустой доклад, в реверансах рассыпается. Как только звучит, необязательно российской, другой страны деловое выступление, то реакции никакой.

Алексей Дзиковицкий: По словам Анатолия Коробейникова, представители российской делегации недостаточно активны.

Анатолий Коробейников: Если говорить обо мне, я пять раз выступил. Я все, что задумал, сделал. Другое дело, будет ли это услышано. Мы могли бы активнее работать.

Алексей Дзиковицкий: А по мнению лидера ЛДПР Владимира Жириновского Парламентская ассамблея Совета Европы вообще не решает никаких конкретных вопросов, поэтому Россия не должна особенно прислушиваться к тому, что происходит в ПАСЕ.

Владимир Жириновский: Совету Европы нужны проблемы, если их решить, тогда нечем будет заниматься. Поэтому выгодно обсуждать, рекомендовать, но не добиваться реального решения проблемы. У нас в России наиболее свободная пресса, потому что в Париже, в Берлине, в Лондоне вы не сможете опубликовать материалы, которые публикуются в российских газетах.

Алексей Дзиковицкий: Многие политики, а также присутствовавшие на сессии российские правозащитники говорили о том, что в Страсбурге практически не упоминалась ситуация в Чечне.

Анатолий Коробейников: То, что гибнут ежедневно наши солдаты, население Чечни - это мы уже привыкли как к сводкам о погоде, с этим все равно надо заканчивать. И президенту Путину даже в нынешней ситуации предвыборной нужно задать суровые вопросы на эту тему, он должен яснее поставить точки над i. Избрание президента, к сожалению, не ведет к управляемости Чечни.

Алексей Дзиковицкий: Основное же внимание на нынешней сессии ПАСЕ было направлено на обсуждение ситуации в Грузии и на Кипре. В Страсбурге выступили президенты этих стран. Михаил Саакашвили, в частности, сказал, что "революция роз" в его стране стала наглядной демонстрацией торжества европейских ценностей и либеральной демократии.

Андрей Шарый: Не только сессия ПАСЕ в Страсбурге, но и события последних месяцев дают повод тем, кто следит за развитием отношений России и Западной Европы, поговорить о том, что углубляются различия в позициях между Россией и другими странами по многим вопросам. В прямом эфире программы главный редактор российского журнала "Россия в глобальной политике" Федор Лукьянов.

Как вы считаете, насколько оправданы такие заключения?

Федор Лукьянов: Мне кажется, что, к сожалению, такие заключения достаточно оправданы. Мы, очевидно, наблюдаем новый этап в отношениях между Россией и Европой. Новый по сравнению с периодом 2001-2002-го годов, когда наблюдался "медовый месяц", и казалось, что наконец-то мы преодолели эту стену, и про Чечню стали вроде бы меньше говорить, и теперь мы станем на ускоренном курсе сближаться с Европой по всем направлениям, прежде всего по экономическим, кстати говоря. Но сейчас мы видим ровно обратный процесс. Во-первых, все переговоры с Евросоюзом по главным экономическим вопросам, а для нас это прежде всего вступление в ВТО, эти переговоры фактически зашли в тупик и пока не просматривается никаких изменений. А с точки зрения общегуманитарной, демократической, мы наблюдем откат назад. В данном случае я согласен с Жириновским в том смысле, что действительно Совет Европы ничего не решает. Но проблема для России в том, что Совет Европы создает атмосферу отношений между Россией и странами Запада, прежде всего европейскими странами. Но сейчас эта атмосфера изменилась не в лучшую для нас сторону, потому что больше всего звучат вопросы, действительно, не о Чечне, а о том, куда, собственно говоря, движется Россия.

Андрей Шарый: Федор, то есть вы связываете то, что происходит с внутриполитической ситуацией в России так, как она формируется в последние месяцы, я имею в виду результаты парламентских выборов, подготовка к президентским выборам, компания ЮКОС и так далее?

Федор Лукьянов: Безусловно, это совершено очевидно. Что сейчас все смотрят на то, куда движется внутриполитическая ситуация в России, и от этого будут зависеть и отношения наши с Европой прежде всего.

Андрей Шарый: Вы упомянули о "медовом месяце" в развитии отношений России с Западной Европой, 2001-2002-й год, "женихом" на этом "медовом месяце", простите за каламбур, был Владимир Путин. Сейчас, очевидно, отношение к нему несколько другое. И в заявлениях российских политиков, которые сейчас мы услышали, сквозит горечь, сквозит ответное раздражение, платформа "сами дураки, вы ничего не понимаете в том, что происходит". Как вы считаете, сейчас есть надежда, есть возможность возлагать расчет на мудрую политику президента России, который своим вмешательство выведет ситуацию из тупика?

Федор Лукьянов: Надежда, безусловно, есть. Я думаю, что после президентских выборов президент, наверняка, предпримет довольно интенсивные усилия для того, чтобы развернуть негативное отношение. Но, боюсь, что это будут прежде всего усилия в области большого политического пиара, в области создания улучшения имиджа России в Европе. Здесь это может дать какой-то результат, но через какое-то время мы опять упремся в нерешенность кардинальных внутренних вопросов, реформ экономики, реформ политической системы. А до тех пор, пока не будет консенсуса по этим вопросам с европейцами, никакого радикального прорыва не получится.

XS
SM
MD
LG