Ссылки для упрощенного доступа

Работа комиссии Совета Федерации по расследованию трагедии в Беслане


Программу ведет Андрей Шароградский. В программе участвуют корреспонденты Радио Свобода Карэн Агамиров и Любовь Чижова.

Андрей Шароградский: Сегодня прошло очередное закрытое заседание комиссии Совета Федерации по расследованию трагедии в Беслане. По его окончании к журналистам вышли председатель Совета Федерации Сергей Миронов и руководитель комиссии, заместитель председателя верхней палаты парламента Александр Торшин.

Карэн Агамиров: Комиссия, по мнению Сергея Миронова, работает профессионально.

Сергей Миронов: Очень грамотно ставит вопросы перед всеми, кого она опрашивает. В целом ставит грамотно вопросы с точки зрения получения информации, информации достоверной.

Карэн Агамиров: Да, есть расхождения в показаниях свидетелей бесланской трагедии.

Сергей Миронов: Просто можно привести один пример, который касается одного из эпизодов, который демонстрирует, как люди, находящиеся в одном и том же месте, совершенно по-разному показывают, причем, совершенно очевидно, в этом нет злого умысла. Просто сегодня рассказывали о событиях 1 сентября, и вы помните, что часть школьников забежала в котельную и спаслась. И человек, который там работал, помог спастись многим людям, потом – известно - этот человек погиб. Одни потерпевшие, которые были в этой котельной, говорят, что он был убит 1 сентября, а другие говорят: "Нет, он выносил людей еще 3 сентября, его убили 3 сентября". Вот обратите внимание: это люди, очевидцы, которые были с этим человеком, - и такие идут разночтения. Поэтому комиссия хочет документально получить подтверждения.

И могу сказать, что очень много информации поступает от жителей Беслана. И несмотря на то, что уже несколько раз члены комиссии выезжали туда, только что вернулись, - сотни людей стояли в очереди, для того чтобы встретиться с членами комиссии. И сегодня принято решение, что по графику практически постоянно члены комиссии будут находиться в Беслане, и столько, сколько это будет нужно.

Жители Северной Осетии говорят: "Мы рассчитываем, что комиссия скажет правду". И я еще раз могу сказать, даже по сегодняшнему заседанию, что я не сомневаюсь, что комиссия свою работу сделает до конца, и все причины и обстоятельства будут изложены.

Карэн Агамиров: Пообещал Сергей Миронов.

Глава комиссии Совета Федерации, заместитель председателя верхней палаты парламента Александр Торшин – о публикации в газете «Версия», согласно которой число погибших в бесланской школе номер 1 значительно превосходит официальные данные.

Александр Торшин: Вы знаете, на самом деле публикаций гораздо больше, чем вы упомянули - в «Версии». Если все собрать, то нам нужно не делом заниматься, а вопросами журналистов только. В следующий раз еще кто-то напишет.

Но мы мимо этого не проходим. Вот Сергей Михайлович порекомендовал сделать одну вещь, и к концу работы комиссии это тоже будет сделано: мы отдельно выведем все слухи и информацию, которая поступала и которая не нашла подтверждения. Это уже накапливается у нас. Помните, это было в комиссии Собчака еще, в 1989 году, - он отдельно вывел те вопросы, которые шли по средствам массовой информации, они там тоже были какие-то нелепые: массовые убийства саперными лопатками, применение жуткого газа, преследование беременных женщин до реки и утопление... Все было, и он отдельно вывел все, что в средствах массовой информации было и не нашло подтверждения. И мы обязательно это дело доведем до конца. Поэтому «Версия» не ушла из поля зрения, я ее с карандашиком два раза прочитал. Кое-что можно посмотреть, там есть зерна, которые надо проверять, и это основание для расследования.

Карэн Агамиров: Очередное закрытое заседание Комиссии Совета Федерации по расследованию трагедии в Беслане.

Андрей Шароградский: О том, как расследование трагедии в Беслане воспринимается в Северной Осетии - корреспондент Радио Свобода Юрий Багров.

Юрий Багров: Лишь 4 процента жителей Северной Осетии верят в правдивость выводов парламентской Комиссии по расследованию причин и обстоятельств бесланской трагедии. Об этом свидетельствует опрос, проведенный одним из местных интернет-сайтов. Сенаторы приезжают в Северную Осетию уже в третий раз. Жители Беслана, да и всей республики ждут от комиссии каких-либо сведений о ходе расследования теракта, однако этого не происходит.

Еще меньше население верит в объективность расследования, проводимого местными парламентариями и правоохранительными органами. Республиканские власти в дни трагедии, озвучивая цифру в 354 заложника и говоря об отсутствии требований у людей, захвативших школу, скомпрометировали себя в глазах населения. Отсутствие официальной информации порождает массу домыслов.

У каждого жителя есть своя интерпретация сентябрьской трагедии. Вот что рассказывает об этом Герман Ревазов, один из тех, кто выносил из здания школы заложников.

Герман Ревазов: Крайние, где висели растяжки, погибли оттого, что начали детонировать заряды. И, возможно, вот эта шахидка где была - там взорвалось. Но там было столько людей, что часть, может, десятки могли погибнуть, но в основном это, конечно, оттого, что обвалилась крыша. Многие уже не могли просто передвигаться, особенно дети, им же ни воды, ничего не давали. И, видимо, они уже не смогли выбраться и просто задохнулись. А потом еще и крыша обвалилась, они обгорели. Я мальчика выносил - у него глаза были все просто обгорелые. А чтобы какие-то осколочные ранения у него были, я, например, не видел.

Юрий Багров: Спустя полтора месяца со дня трагедии нет общей картины произошедшего. По заявлению члена парламентской Комиссии Владимира Федорова, давать какие-либо оценки действиям госструктур и силовых ведомств преждевременно. Пока свои оценки дают очевидцы событий. Продолжает Герман Ревазов.

Герман Ревазов: Сейчас многие говорят, что если бы выставили оцепление и работали только МЧС и спецы - "Альфа" и "Вымпел"... Мне кажется, жертв было бы больше, потому что они обгоревшие были, и там на время все шло. Конечно, был хаос. Конечно, "Вымпелу " и "Альфе" мешали работать, стреляли, возможно, хаотично. Но это было не показное, а это действительно было от сердца, действительно люди хотели помочь. Не знаю, если бы у меня было оружие, я бы тоже стрелял. Во всяком случае, люди с носилками забегали дальше, чем МВД местное.

МВД местное вообще... я знал, что они неподготовленные, некомпетентные, но что настолько - я просто не подозревал. Вот так - по листьям – они спускали рожки, не успевали перезаряжать. Куда стреляет, зачем стреляет - непонятно. Оттуда стреляют, а он от страха по этой листве долбит и все. Неподготовленные они в основном.

XS
SM
MD
LG