Ссылки для упрощенного доступа

Развитие ситуации в Иране


Ян Рунов, Нью-Йорк: После победы в Ираке, Соединенные Штаты усилили давление на Иран. С одной стороны Вашингтон сейчас поддерживает выступления студентов против режима аятолл, а с другой требует допустить инспекторов МАГАТЭ для более тщательной и расширенной проверки ядерных программ в стране. Не окажется ли руководство исламской республики перед выбором: либо пойти на добровольную либерализацию, но остаться у власти, либо повторить судьбу режимов Афганистана и Ирака?

Советник министра обороны США Рамсфелда Ричард Перл, которого считают одним из наиболее влиятельных лиц среди вашингтонских "неоконсерваторов", заявил, что Иран откажется от производства ядерного оружия, если там к власти придет новый режим. Нынешний режим аятолл, по мнению Ричарда Перла, непопулярен, и потому США и другие страны должны помочь оппозиционному движению оказывать давление на режим изнутри. Одновременно необходимо усилить давление извне.

Вот что говорит об американской политике в отношении Ирана и о политической ситуации в этой стране научный сотрудник Лексингтонского института в Арлингтоне, штат Вирджиния, Лоурен Томпсон:

Лоурен Томпсон: Я думаю, Иран разделен. В общем, молодое поколение отрицательно относится к режиму, считает его репрессивным, а введенные им ограничения - тормозящими прогресс. Но с другой стороны у режима много сторонников, особенно в сельской местности и в религиозных фундаменталистских кругах. "Режим очень непопулярен", - это слишком сильное выражение. Я бы скорее сказал, что страна разделена. Администрация Буша, естественно, будет высказываться в поддержку студенческого движения и побуждать правительство в Тегеране к предоставлению больших свобод своим гражданам. Это, конечно, будет вызывать гнев у иранского руководства, но США неизменно занимают такую позицию в отношении любой недемократической страны.

Ян Рунов: Явилась ли смена режима в Ираке стимулом для активизации оппозиционного движения в Иране?

Лоурен Томпсон: Ситуация в Ираке оказала как положительное, так и отрицательное влияние на Иран. С одной стороны, студенты подумали, что американцы теперь рядом, что враг Ирана в лице Саддама Хусейна исчез, и что теперь настало время начать борьбу за демократические реформы в Иране. С другой стороны, присутствие Америки в соседнем Ираке может побудить иранский режим более сурово подавлять студенческое движение и ввести ещё большие ограничения на самовыражение.

Ян Рунов: Усиление американского давления на Иран и требование более широкой инспекции ядерных объектов - не просматривается ли в этом иракский сценарий? Не станет ли Иран следующим?

Лоурен Томпсон: Я не ожидаю, что США предпримут какие бы то ни было военные действия против Ирана в ближайшем будущем. Во-первых, потому, что вооруженные силы США уже, в основном, отозваны из региона. Во-вторых, слишком много критики в адрес администрации Буша в связи с введением войск в Ирак и недоказанностью существования там оружия массового поражения. И, наконец, я ожидаю, что иранский режим на определенных условиях все же откажется от ядерного оружия и таким образом не спровоцирует американскую администрацию на применение силы.

XS
SM
MD
LG