Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Новости с фронтов борьбы власти с прессой


Сегодня в программе:

- Новости с фронтов борьбы власти с прессой.
- Как погиб главный редактор газеты "Вечерний Нефтекамск".
- Проблемы сахалинской телекомпании.
- Белорусских журналистов уже отправляют в ссылку.
- Репортажи корреспондентов Радио Свобода из Уфы, Южно-Сахалинска и Минска.
- Независимая белорусская пресса на грани выживания.
- Комментарии пресс-секретаря белорусской ассоциации журналистов Илоны Урбанович.

Олег Панфилов: В самом конце августа владивостокское агентство "Восток-Медиа" распространило заявление, в котором обвинило администрацию Приморского губернатора в лишении доступа к источникам информации. Этот документ появился вслед за визитами в Приморье президента Путина и северокорейского диктатора Ким Чен Ира. Как сообщает агентство, "корреспонденты РИА "Восток-Медиа", несмотря на своевременное обращение с просьбой об аккредитации, оказались лишенными доступа к мероприятиям как с участием Путина, так и Ким Чен Ира. В то же время представители многих других СМИ, расположенных во Владивостоке, туда попали". Понятно, что губернатору Дарькину как наследнику Евгения Наздратенко, известного своей особой "любовью" к журналистам, все равно, что пишет о нем агентство. Но само агентство посчитало, что "по имиджу "Восток-Медиа" пресс-службой краевой администрации Приморья нанесен чувствительный удар". Стоит ли напоминать, что "Парламентская газета" - орган Федерального Собрания, то есть российского парламента, а главный редактор газеты - Леонид Кравченко, последний руководитель советского центрального телевидения и радио. 29-го августа "Парламентская газета" опубликовала статью доктора исторических наук, профессора Бориса Варецкого. Не буду пересказывать суть статьи, процитирую только два небольших абзаца. "Мощная конструкция, действующая в связке государство-пресса-народ, оказалась разрушенной. Пресса, находясь посредине между верхами и низами, обеспечивала живую связь между ними, контролировала верхи, информировала низы, и по законам связи поддерживалась обеими боковыми опорами. Теперь пресса, как рыба, выброшенная на скалистый берег... она трепыхается, бьется о камни и задыхается воздухом свободы и независимости. Что же, ей опять под узду государства? - возмутится пылкий интеллигент. Почему под узду? В партнеры". Кто не знает творчества этого ученого, я напомню, что его перу принадлежат книги "Как Ленин руководил печатью", "Ленинский пример общения с массами". Теперь по логике советской печати, по которой тоскует доктор Варецкий, следует ждать положительной реакции властей.

В последние дни августа депутаты Свердловского областного Законодательного собрания возобновили работу в отремонтированном помещении. Пресса писала, что это очень удобный амфитеатр, с табло, индивидуальными микрофонами и прочими прелестями современных технологий. Прессе отведен специальный холл, оборудованный круглым столом и небольшим экраном, в правом верхнем углу которого можно увидеть картинку выступающего, а по всей остальной площади итоги голосования. Теперь журналисты лишены возможности наблюдать депутатов воочию, их поведение и прочие детали бурной парламентской жизни, которые часто больше свидетельствует о результатах их законотворческой деятельности.

Пресс-служба омской компании Комнет сообщила об оценке ее деятельности по укреплению информационной безопасности региона, я бы сказал, точнее, похвалилась тем, что получила благодарственное письмо, подписанное заместителем начальника управления ФСБ по Омской области полковником Сергеем Богомоловым. В письме отмечается вклад компании "в продвижение на омский рынок качественной и сертифицированной вычислительной техники и периферийного оборудования". Благодарности чекистов удостоены усилия Комнета "по развитию современных каналов доступа к Интернету, обеспечивающих информационную безопасность", - так говорится в сообщении. Других уточнений в сообщении не было, но подозреваю, что это может быть и знаменитая система СОРМ, которую спецслужбы заставляют устанавливать провайдеров, чтобы отслеживать электронную почту.

Мэр Москвы Юрий Лужков призвал федеральные власти принять неотложные меры по прекращению показа по телевидению фильмов и передач, содержащие сцены насилия и секса. "На государственном уровне необходимо принять незамедлительное решение по прекращению показа в средствах массовой информации насилия, крови, секса, обмана", - сказал Лужков на Большом педагогическом совете города. То есть в основном он отметил те грехи, которые так любили и любят до сих пор смаковать в новом российском кинематографе. Что касается обмана, то Юрий Лужков не уточнил, что он имел в виду: дезинформацию властей об операции в Чечне или в отношении причин гибели подводной лодки "Курск".

Еще один повод для того, чтобы напомнить недавние слова министра Лесина по поводу его мечты о том, что вскоре (дата неизвестна) в России будут всего лишь одна государственная телекомпания, одно агентство и одна радиостанция.

В Сибири, например, совсем ничего не знают об инициативе министра Лесина и стремятся, наоборот, к тому, чтобы государственной прессы становилось больше. Для этого в Хакасии в здании правительства прошел "круглый стол" по теме "Медиа-сообщество в Сибири. Проблемы роста и перспективы развития". Инициаторами проведения мероприятия выступили Межрегиональная ассоциация "Сибирское соглашение", правительство Хакасии, администрация Новосибирской и Томской областей.

В Брянске тоже не помнят слова министра, и депутаты городского собрания решили создать медиа-холдинг, который будет выпускать три новые газеты. В Саратове местный губернатор Дмитрий Аяцков решил поздравить журналистов с Днем солидарности, пригласил их на свою встречу с ними. Говорили о разном, а потом журналистов одарили грамотами, благодарностями, премиями и ценными подарками. Некоторым счастливым главным редакторам достались часы с гравировкой.

И, наконец, весьма странное заявление сделал губернатор Новгородской области Михаил Прусак. После гибели мэра Великого Новгорода он запретил государственным средствам массовой информации публиковать какие бы то ни было сведения по данному факту, кроме официально одобренных областной администрацией.

Сорок дней прошло после гибели главного редактора газеты "Вечерний Нефтекамск" Фирата Валеева. Независимая газета, издающаяся в Башкирии, много претерпела за время своего существования: закрытия, арест учредителя, его бегство из республики, возбуждение уголовного дела. Казалось, что автоавария, в результате которой и погиб Валеев, могла быть и спланированной акцией, но оказалась обычным дорожным инцидентом.

Артур Асафьев: Фират Валеев погиб в автокатастрофе, которая произошла 19-го июля в Удмуртии на трассе Ижевск-Сарапул. Валеев часто ездил в Удмуртию, где в типографии города Воткинска печаталась последние годы газета "Вечерний Нефтекамск". Издание пришлось перевести из Башкирии в соседнюю республику еще в середине 90-х годов. Тогда на газету обрушились репрессии властей, они были ответом на критические публикации газеты о политике президента Башкирии Муртазы Рахимова. "Вечерний Нефтекамск" запретили печатать в башкирских типографиях, а его прежний редактор Эдуард Хуснутдинов под угрозой расправы вообще был вынужден покинуть пределы Башкирии.

Фират Валеев наладил издание "Вечернего Нефтекамска" в Воткинске, а в нынешнем году стал печатать там же еще одну независимую газету под названием "Вечернее Прикамье". В ней он намеревался освещать жизнь северо-западных районов Башкирии. До своей гибели Валеев успел выпустить в свет два номера "Вечернего Прикамья".

В настоящее время расследование обстоятельств гибели Валеева, которое ведет управление внутренних дел города Сарапула, все еще не завершено. Известно, что трагедия произошла по вине водителя автомобиля КамАЗ, который принадлежал сарапульскому автотранспортному предприятию. КамАЗ, ехавший впереди автомашины журналиста, неожиданно свернул с основной трассы на второстепенную и не пропустил Валеева. Фират Валеев, ехавший на большой скорости, не успел среагировать, и произошло столкновение. Водитель КамАЗа сам вызвал "скорую помощь", которая доставила журналиста в городскую больницу Сарапула уже в критическом состоянии. Спешно проведенная операция не помогла, на следующий день, так и не придя в сознание, Фират Валеев скончался.

Еще через два дня родственники похоронили Фирата на его родине в деревне Актаныш-Баш в Краснокамском районе Башкирии. Адвокат родственников погибшего Наталья Кононова считает, что следствие неоправданно затягивается, а судебное разбирательство по факту гибели директора "Вечернего Нефтекамска" начнется не раньше ноября месяца.

Олег Панфилов: По распоряжению мэра города Невельска Сахалинской области Василия Роточева были демонтированы спутниковые антенны частной телекомпании КТС. Таким образом, более тысячи абонентов частной кабельной сети остались без телевидения. О том, что случилось с телекомпанией, рассказывает Наталья Сердюк.

Наталья Сердюк: Вот уже несколько дней на 9-ти телевизионных каналах в Невельске вместо программ белые полосы. Кабельное телевидение в Невельске появилось шесть лет назад, жители города, помимо двух каналов российского телевидения, стали смотреть еще девять. Хозяин канала Олег Хлоденев имел на тот момент все разрешительные документы. Но сейчас потребовался еще один - согласование. Его должны дать местные власти, однако, на запросы директора кабельной телевизионной сети в мэрии не отвечают. А все началось после того как Олег Хлоденев отказался транслировать по кабельному телевидению программы пресс-центра администрации города. По приказу мэра спутниковые антенны частной телекомпании демонтировали под предлогом того, что здание, где установлены антенны, будут сносить. На запрос предпринимателя выделить ему новый участок земли в мэрии ответили отказом. Теперь незарегистрированная муниципальная телекомпания вещает новости района по второму российскому каналу два раза в неделю, перекрывая московские программы. Больше других действиями властей возмущены жители города. Сегодня без кабельного телевидения остались больше тысячи абонентов. Мэр Невельского района Василий Роточев, сославшись на свою занятость, доверил прокомментировать ситуацию своему заместителю Виктору Мясникову, который сказал: "Не были приведены в соответствие обычные требования для любого предпринимателя, нет документа-согласования". Но именно это согласование директор кабельной телевизионной сети и не может получить: власти не отвечают ни на устные, ни на письменные обращения.

Олег Панфилов: Казалось, в Белоруссии осталось уже мало независимых газет, чтобы напоминать о проблемах со свободой слова в этой стране. Тем не менее последний судебный процесс над главным редактором гродненской газеты "Погоня" Павлом Мажейко и журналистом Николаем Маркевичем показал, что у белорусских властей качественно изменилось отношение к методам репрессий. Теперь журналистов отправляют в ссылку. Из-за отсутствия Сибири в Белоруссии это заменяется глухой провинцией.

Виталий Цыганков: "Здравствуйте, друзья! Вот я уже и "химик". Условия содержания здесь просто жуткие: вонь, тараканы, грязь. Всего на сегодня здесь 152 человека, они объединены в три отряда, я - во втором".

Такими словами начинается первое письмо на свободу из спецучреждения в городе Осиповичи Могилевской области главного редактора гродненской оппозиционной газеты "Погоня" Миколы Маркевича. Первого сентября Микола Маркевич, осужденный за клевету на Александра Лукашенко, и журналист газеты Павел Мажейко начали отбывать свое наказание - ограничение свободы, так называемую "химию". Напомню, 24-го июня Гродненским городским судом они были признаны виновными в клевете на президента и приговорены к ограничению свободы. Маркевич - на два с половиной, Мажейко - на два года. Интересно, что в статье, за которую были осуждены журналисты, фамилия Лукашенко вообще не упоминалась. В защиту белорусских журналистов тогда выступили русский ПЕН-центр, международный Комитет защиты журналистов, международная Лига прав человека. Позже областной суд оставил приговор в силе, однако применил амнистию и сократил наказание на год каждому из журналистов. Показательно, что первоначально в уголовно-исполнительной инспекции были подготовлены документы для отбытия наказания в Гродненской области. Однако буквально в последний день власти переиграли свое решение и решили направить осужденных журналистов подальше от дома, в восточные области Белоруссии. Свидетели происшедшего заявляют, что произошло это после звонка из Минска. На сегодняшний день Маркевичу и Мажейко пока не удается устроиться на работу. Уже через два дня после приезда в Жлобин Мажейко нашел место в одной из местных рекламно-коммерческих газет, однако начальник исправительного учреждения запретил ему работать в газете. Он сослался на то, что Мажейко осужден за публикацию в газете "Погоня" и опять может написать что-либо подобное. Не может найти работу и Микола Маркевич, филолог с педагогическим образованием. Маркевич высказывает опасение, что, судя по последним событиям, белорусские власти начали тотальную зачистку информационного поля от средств массовой информации, имеющих свое мнение на происходящие в стране события. Маркевич не исключает, что в ближайшие месяцы могут быть закрыты все газеты, пишущие на политические темы.

Олег Панфилов: Мы продолжаем разговор о проблемах белорусской прессы. Самой активной и единственной организацией в республике, защищающей журналистов, является Белорусская ассоциация журналистов. С пресс-секретарем этой организации Илоной Урбанович мы беседовали в студии Радио Свобода две недели назад. За последние несколько недель, особенно в августе, в Белоруссии произошло сразу несколько печальных для независимой прессы событий - были закрыты две популярные газеты "Свободные новости" и "Наша свобода".

Что происходит за последнее время с белорусской прессой? Я этот вопрос задаю еще и потому, что в российской печати о событиях в белорусской прессе практически ничего не рассказывают.

Илона Урбанович: Года такого тяжелого для прессы, как год 2002-й, за все историю уже 8-летнего правления Александра Лукашенко у нас еще не было. Во-первых, в этом году впервые очень активно стало применяться уголовное преследование журналистов за якобы оскорбление чести и достоинства президента и за клевету на президента. Так, только на протяжении последнего лета, за три месяца, у нас есть уже четыре прецедента использования Уголовного кодекса против журналистов. Во-первых, это всем известный случай, когда по статьям Уголовного кодекса за оскорбление чести, достоинства и клевету в отношении президента были осуждены два журналиста из Гродно. Это редактор закрытой газеты "Погоня" Микола Маркевич и сотрудник издания Павел Мажейко.

Уже передано в суд уголовное дело в отношении редактора газеты "Рабочий" Виктора Ивашкевича, возбужденное опять же по статьям о чести и достоинстве и клевете на президента.

10-го июля возбуждено еще одно уголовное дело по факту публикации в газете "Народное дело" статьи Елены Панкратовой "Большая стирка". Опять же по статьям 367 и 368 Уголовного кодекса. И этим же летом переквалифицировано дело по этим же статьям в отношении Анатолия Лебедько, председателя Объединенной гражданской партии.

Олег Панфилов: Илона, скажите, можно ли каким-то образом объяснить, что собой представляет сейчас пресса Белоруссии? Есть ли независимая пресса в провинции? Потому что, когда мы говорим о белорусской прессе, мы, прежде всего говорим о тех газетах, которые выходят в Минске, но существует еще и провинциальная пресса. Можете рассказать о ней?

Илона Урбанович: Там никаких таких особенных проблем нет с региональными газетами.

Олег Панфилов: То есть они не досаждают местной власти, они не пишут серьезные статьи для того, чтобы появился повод для их преследований?

Илона Урбанович: Они пишут, но они очень осторожно себя ведут. То, что может себе позволить газета центральная, никогда не позволит себе газета региональная, которая в первую очередь думает о том, чтобы выжить.

Олег Панфилов: В Белоруссии, известно, нет ни одной независимой телекомпании, но существуют ли радиостанции, помимо Белорусской службы Радио Свобода, помимо радио "Рация", которое, правда, прекратило три месяца назад свое вещание. Что могут слушать на территории Белоруссии?

Илона Урбанович: Достаточно большой выбор ФМ-станций есть в Минске. Все, кроме одной, это русскоязычные станции, которые в основном передают музыку. Насколько я знаю, они не делают своих новостей, они используют ленты информационных агентств и, естественно, минимально передают новости какие-то общественные и политические.

Олег Панфилов: Иными словами, они не могут быть раздражителем для власти?

Илона Урбанович: Они очень стараются не быть этим раздражителем для власти. Иначе... все еще помнят судьбу радио "101,2", закрытого в 96-м году по причинам абсолютно надуманным.

Олег Панфилов: Когда несколько месяцев назад я был в Минске после почти четырехлетнего перерыва, я вдруг увидел, что рынок прессы в Белоруссии стал заполняться российскими газетами. Скажите, что может тревожить в связи с появлением на рынке российских газет?

Илона Урбанович: С появлением российских газет, с инвазией, я бы сказала, российских газет размывается информационное пространство. И, скажем, читатели где-нибудь в Лиде или в Горках под Могилевом, они читают о том, что происходит в Тамбовской области, и абсолютно не ориентируются в том, что происходит за 20 километров от их города. В этом кроется наибольшая опасность, в том, что российские СМИ в некоторой степени навязывают проблемы белорусским читателям.

Олег Панфилов: Можете ли вы рассказать о деятельности Белорусской ассоциации журналистов, пресс-секретарем которой вы являетесь?

Илона Урбанович: Наша ассоциация существует с 95-го года, и все это время мы занимаемся проблемами журналистов. Это очень разные проблемы. С одной стороны, это проблемы профессиональной квалификации журналистов. Мы очень активно ищем способы, чтобы помочь журналистам эту квалификацию свою повысить. И с нашей помощью журналисты имеют возможность выезжать за рубеж, участвовать в разных образовательных семинарах, таким образом повышая свою квалификацию. Проходить стажировки в заграничных масс-медиа, в том числе у нас была программа и с Союзом журналистов России, наши журналисты ездили на стажировки в российские газеты. Кроме того, мы занимаемся защитой прав журналистов в судах. У нас есть центр юридической поддержки СМИ, который разрабатывает разные законопроекты в области СМИ. Сейчас в Белоруссии, например, разрабатывается новый закон "О печати". И наши юристы тоже старались поучаствовать в создании этого законопроекта, указать Министерству информации на те моменты, которые мешают журналистам работать вместо того, чтобы помогать. Потому что в принципе закон должен помогать работать, а не мешать. И, конечно, мы следим за ситуацией в области СМИ и стараемся наблюдать за конфликтами в области СМИ, которые происходят в нашей стране с тем, чтобы как-то влиять на ситуацию.

Олег Панфилов: Сейчас в Минске выходит практически одна, наверное, многотиражная газета "Народная воля", выходит еще несколько газет, может быть, меньшего влияния. В провинции, как вы сказали, мало газет, которые могут изменить мнение об общественно-политической ситуации в Белоруссии. Что будет дальше? Вы можете как-то прогнозировать, как будет изменяться ситуация в Белоруссии с независимой прессой?

Илона Урбанович: В ситуации, которая сейчас есть, давать прогнозы практически невозможно. Потому что государство позволяет себе вмешиваться в дела негосударственных газет, как, например, было в случае с созданием холдинга "Литература и искусство". Шесть журналов были объединены в один холдинг, причем, если в четырех из них Министерство информации участвовало как соучредитель, то газета "ЛиМ" и журнал "Крыница", их учредителем являлось общественное объединение Союз писателей. И, тем не менее, их редакции сейчас находятся в стадии ликвидации. Министерство информации позволило себе вмешиваться в дела негосударственных изданий. Точно также сейчас обстоит дело и в конфликте с газетой "Свободные новости", которые перестали выходить после того, как министр Подгайный поддержал требования одного из учредителей о прекращении деятельности газеты и направил предписание не печатать газету в государственный же Дом печати.

Поэтому в ситуации, когда государство не соблюдает свои же законы, давать какие-то прогнозы абсолютно невозможно.

XS
SM
MD
LG