Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

В российских регионах предвыборные программы сопровождаются новыми скандалами в прессе. Ситуация на телеканале "Московия". Кто будет хозяином трех часов эфира?


Сегодня в программе:

- Мониторинг нарушений прав журналистов. В российских регионах предвыборные программы сопровождаются новыми скандалами в прессе. Репортаж из Иркутска.
- Пресса стран СНГ. Новые проблемы, старые конфликты. Репортаж из Бишкека.
- Ситуация на телеканале "Московия". Кто будет хозяином трех часов эфира? Комментарий директора национального Центра телевидения и радиовещания Алексея Самохвалова.


Как бы ни показалось странным, в России наиболее ощутимыми отношения власти и прессы становятся в период предвыборных кампаний. Странной эта ситуация кажется потому, что в странах победившей демократии пресса если и играет существенную роль предоставления кандидатов на какой-либо пост, то в России именно предвыборные кампании показывают не столько желание прессы активно участвовать в рекламе политических деятелей, сколько желание власти употреблять прессу в своих интересах. Конечно, можно сослаться и на то, что пресса всегда зависима от политических баталий, но в последние год-полтора эта зависимость превосходит все мыслимые и немыслимые границы. Примером могут стать кампании в Приморье, где выборы губернатора уже состоялись, - и в Иркутской области, где до выборов остался месяц. Но ведь еще совсем недавно скандалы сопровождали выборы в Амурской и Тюменской областях.

Но, прежде чем вернуться к этой теме, расскажу о том, с какими нарушениями прав журналистов столкнулись российские репортеры за последний месяц. С начала июня нападениям подверглись шесть журналистов. В ночь на второе июня под Новосибирском был избит корреспондент газеты "Коммерсант Сибирь" Александр Ложкин. Во Владивостоке силовому давлению подверглись съемочные группы телекомпании "НТВ" и их коллеги из программы "Вести" российского телевидения. В Чечне ранены корреспонденты газеты "Северный Кавказ" Ваха и Зулай Сайдаевы. Второго июня в Иркутске сотрудники милиции пытались предъявить обвинение известному журналисту Юрию Удоденко в наезде на ребенка. Подробности - позднее, в репортаже нашего корреспондента из Иркутска. А шестого июня сотрудники милиции пришли в редакцию газеты "Ковровские вести", опубликовавшей статью о крупной сделке между властями города Коврова с представителями московского бизнеса. Милиционеры пришли в газету, чтобы, как они заявили, провести следственные действия на основании заявлений граждан города Коврова, в котором они обратились с просьбой привлечь за клевету, и было возбуждено уголовное дело по статье уголовного кодекса России. Обвинение газете так и не было предъявлено, но милиционеры конфисковали все компьютеры редакции, а также финансовые документы. Больше всего инцидентов в России случилось в такой категории нарушений прав прессы, которую застенчиво называют "ограничения в получении или распространении информации". Раньше такие действия властей назывались проще - цензура. Шестого июня в омской областной администрации были собраны журналисты, аккредитованные на международной выставке вооружений. Однако, кроме вручения аккредитационных карточек, перед журналистами выступил сотрудник ФСБ, потребовавший от репортеров сотрудничества. Дело в том, что на выставке ожидался приезд большого количества иностранцев, в которых, судя по просьбе сотрудника ФСБ, можно увидеть потенциальных шпионов. Спецслужбы порекомендовали журналистам приходить к ним и делиться впечатлениями от общения с иностранцами. Кстати, после публикации сообщения на эту тему на сайте омского агентства "До-инфо" 11-го июня работа сайта была на два дня заблокирована. Дважды, 7-го и 11-го июня, во Владивостоке изымались тиражи газеты "Далекая окраина", причем, в обоих случаях это производилось якобы из-за нарушений предвыборной кампании. Однако, никто из чиновников Приморского края, пытавшихся прокомментировать эту ситуацию, не вспомнил закон о средствах массовой информации, в котором оговаривается только один способ изъятия тиража газеты - по решению суда. Это только два случая из нескольких десятков, с которыми столкнулась приморская пресса во время предвыборной кампании. В Приморье уже новый губернатор, а в Иркутске выборы состоятся только в середине июля. С подробным отчетом о том, что происходит с иркутской прессой, корреспондент Радио Свобода Андрей Рощин.

Андрей Рощин:

Команда действующего губернатора Бориса Говорина, который собирается баллотироваться на второй срок, развязала настоящую войну против своих оппонентов и критикующих областную администрацию журналистов. В этой войне все активнее используются и правоохранительные органы, в частности, подразделение областной милиции, которое возглавляет генерал-майор Александр Россов. Так, 31-го мая сотрудники областного управления по борьбе с незаконным оборотом наркотиков пытались произвести обыск в квартире главного редактора "Байкальской открытой газеты", корреспондента Радио Свободы Виталия Камышева. В качестве повода для обыска было использовано поступившее в милицию анонимное письмо, в котором Камышев и его жена обвинялись в торговле наркотиками. На следующий день уже пятеро сотрудников органов внутренних дел в штатском пытались ворваться в редакцию "Байкальской открытой газеты". Когда Камышев отказался их впустить, они стали грубо угрожать журналисту. Незваные визитеры удалились лишь после того, как Виталий Камышев вызвал съемочную бригаду с местного телеканала. Другого известного иркутского журналиста Юрия Удоденко милиция пыталась обвинить в том, что на его автомобиле был совершен наезд на ребенка. Между тем, Удоденко известен своими публикациями о коррупции и злоупотреблениях в органах внутренних дел Иркутской области. Его коллеги единодушно расценивают произошедшее как очередную попытку запугать неугодного журналиста.

Репрессиям подвергаются не только отдельные журналисты, но и целые издания, - например, такие как независимая газета "Восточно-Сибирские вести". Это издание было создано в апреле нынешнего года как дайджест нескольких независимых газет Иркутской области. Как только выяснилось, что газета критикует губернатора, сразу же началась ее дискредитация. В эфире иркутской государственной телерадиокомпании появился врач-психиатр, который заявил, что публикации "Восточно-Сибирских вестей" якобы вредны для психики, так как вызывают невротическую реакцию и депрессию. Распространителей газеты неоднократно задерживала милиция. Наконец на днях в городе Братск появились листовки, призывающие жителей сообщать обо всех фактах появления газеты в органы милиции и жилищно-коммунального хозяйства. Еще один факт, довольно-таки курьезный. Местное отделение партии "Единство" потребовало, чтобы газеты "Ангарск и Единство" и "Единство действий" сменили свои названия. Дело в том, что обе эти газеты тоже критикуют губернатора Говорина, а местное отделение партии "Единство" уже решило поддержать губернатора на выборах. В то время как независимой прессе в Иркутской прессе становится работать все труднее, другие средства массовой информации, в том числе - финансирующиеся из областной администрации, с легкостью нарушают закон. На днях иркутское отделение общероссийского движения "За права человека" подало жалобу в областную избирательную комиссию сразу на несколько таких газет. По мнению иркутских правозащитников, газеты "Комсомольская правда на Байкале", "Восточно-Сибирская правда" и газета "СМ № 1" грубо нарушают нормы избирательного законодательства, запрещающие ведение предвыборной агитации до момента регистрации кандидатов. Правозащитники насчитали уже около тридцати публикаций, побуждающих и даже прямо призывающих избирателей голосовать за губернатора Говорина. По всем прогнозам, в ближайшие месяцы ситуация со свободой слова в Иркутской области из-за действий предвыборной команды Бориса Говорина будет только ухудшаться.

Олег Панфилов:

Остается только добавить, что в следующей программе мы вернемся к этой теме. В странах СНГ с начала июня прошли два судебных процесса по делу журналистов. На Украине к двум годам лишения свободы условно приговорен главный редактор газеты "Свобода" Олег Ляшко. Однако условность наказания журналиста сопровождается еще одним весьма ощутимым наказанием - Олег Ляшко лишен права писать и занимать должности в средствах массовой информации на этот срок. Такое решение суд принял после повторного рассмотрения уголовного дела, возбужденного в июле 97-го года, по которому Олег Ляшко обвинялся в клевете на бывшего исполняющего обязанности премьер-министра Украины Василия Дурдинца и начальника управления внутренних дел Одесской области генерала Григоренко. "Я абсолютно уверен, что это политическое дело, поскольку никакого преступления я не совершал", - заявил после оглашения приговора Олег Ляшко.

В Белоруссии 6-го июня суд Ленинского района Минска, рассмотрев административное дело в отношении известного общественного деятеля и журналиста Валерия Щукина, постановил подвергнуть его административному аресту на десять суток. Щукин был обвинен в неповиновении законному требованию сотрудников милиции. На суде семь сотрудников милиции путались в показаниях, и только один из них сознался, что получил по рации приказ задержать Щукина.

В ближайшее время ожидаются суды еще над двумя журналистами, на этот раз - в Кыргызстане. Уголовное дело возбуждено против Самаган Орозалиева, корреспондента телевидения Джалал-Абадской области. Представитель областной прокуратуры сообщил, что журналист обвиняется в получении взятки в размере трехсот долларов от местной энергетической компании. Подробности в репортаже корреспондента Радио Свобода Толкун Сагыновой.

Толкун Сагынова:

В Киргизии продолжается преследование властями независимых журналистов. В Джалал-Абаде на юге республики арестован теле-корреспондент Самаган Орозалиев. Журналист готовил для местного телевидения критическую передачу о джалалабадском предприятии электросетей, директором которого является депутат верхней палаты собрания народных представителей национального парламента Эргеш Турубаев. Незадолго до выхода телепередачи в эфир Самаган Орозалиев был арестован сотрудниками местных правоохранительных органов по обвинению во взяточничестве, в котором журналиста обвинил сам депутат Турубаев. Как выяснилось в ходе следствия, до выхода критической программы в эфир, Турубаев уговаривал корреспондента либо не показывать передачу по телевидению, либо подготовить хвалебный материал, на что получил отказ. Тогда к журналисту домой пришел сын депутата, который продолжил уговоры, но, не встретив понимания, приобнял Орозалиева на прощание. Через несколько минут в дом теле-корреспондента ворвались милиционеры, обнаружившие в нагрудном кармане журналиста триста долларов. Орозалиев был отправлен в изолятор временного содержания. Расследование же показало, что на купюрах отпечатки пальцев журналиста отсутствуют. Как сказал в интервью глава общественного объединения "Журналисты" Кубан Мамбеталиев, журналист стал жертвой провокации и преследования со стороны депутата. Обвинение во взяточничестве абсурдно и дело до суда вряд ли дойдет. Международная организация "Интерньюс" взялась обеспечить журналисту адвокатскую защиту. Это не единственный случай уголовного преследования киргизских журналистов.

Олег Панфилов:

Второе дело возбуждено против журналиста негосударственной газеты Эрниса Нурдинова, обвиненного в клевете и оскорблении чести и достоинства чиновника Ошской областной государственной администрации Кубаныджбека Желдошева. Возвращаясь к проблемам прессы стран СНГ, необходимо отметить увеличение такой категории нарушений прав прессы, как цензура. В Белоруссии пятого июня сотрудники милиции препятствовали распространению официально зарегистрированной газеты "Наша свобода". Это было в Минске. А двумя днями позже в Гомеле милиционеры задержали нескольких распространителей "Студенческой газеты", так же зарегистрированного издания. В отделении милиции студентов допрашивали сотрудники КГБ, предъявив им обвинение в злостном хулиганстве. 11-го июня в Белоруссии уже во второй раз за последний месяц была отключена трансляция ведущих российских телеканалов. 8-го июня в Кыргызстане государственное издательство "Учкун" отказалось напечатать тиражи газет "Республика" и "Трибуна". В обоих случаях причиной стали статьи, критикующие внутреннюю политику президента страны Аскара Акаева. Причем газета "Республика" намеревалась опубликовать на киргизском языке перевод статьи из британской газеты "Гардиан". В Молдове новым руководством национальной телекомпании была снята с эфира программа "Пресс-клуб". Директор департамента новостей телевидения Валериу Формусаки не постеснялся назвать причину - из-за несоответствия программы нынешним требованиям национального телевидения.

Теперь - о ситуации вокруг телекомпании "Московия". 26-го апреля группа людей (утверждается, что часть из них была вооружена) заняла помещение телекомпании "Московия". Новый руководитель компании Владимир Желонкин, назначенный советом учредителей, заявил, что никаких революционных изменений с его приходом не будет. Директор Валентина Кузнецова от работы отстранена. В тот же день судебный пристав наложил арест на 51% акций, то есть контрольный пакет, на который претендует и правительство Московской области, и телевизионно-технический центр. До этого было известно, что 44% акций принадлежат правительству Московской области и 56 телевизионному техническому центру. Седьмого мая Останкинский межмуниципальный суд восстановил в должности бывшего директора Александра Крутова. Первого июня Московский арбитражный суд признал недействительной передачу 51% акций телекомпании "Московия" от "Уникумбанка" московскому региональному фонду социально-информационных технологий, приняв, таким образом, сторону областного правительства. 8-го июня московское областное правительство избрало новый совет директоров, и новым руководителем телекомпании назначен известный шоумен Леонид Якубович, которого, впрочем, сотрудники компании на работу так и не пустили. Остается также добавить, что в январе 2000-го года федеральным Министерством печати была выдана новая лицензия на вещание телеканала "Московия" общим объемом эфирного времени три часа десять минут по будням и один час тридцать пять минут по выходным дням. Прокомментировать ситуацию с телекомпанией "Московия" согласился директор национального Центра телевидения и радиовещания Алексей Самохвалов.

- Алексей Григорьевич, помимо того, что я уже рассказал о перипетиях последних двух месяцев, наверное, стоит упомянуть и о том, что в эфире "Московии" выходила и весьма специфическая программа "Русский дом" Александра Крутова, в которой участвовали постоянные авторы газеты "Завтра". Может быть, причина конфликта состоит именно в этом?

Алексей Самохвалов:

Ситуация действительно запутанная. Но, я думаю, что причина конфликта не в том, что была программа "Русский дом". Программа эта транслировалась несколько лет, и за последние годы ни Министерство информации и печати, никакие другие органы на то, что освещалось и как освещалось телепрограммой, не обращали внимание. Именно поэтому лицензия была продлена, ведь в ином случае мог быть объявлен конкурс. И те, кто сейчас пытается занять место генерального директора, могли представить конкурсной комиссии свою концепцию вещания, но этого сделано не было. Поэтому, я считаю, вот эта запутанная ситуация смоделирована федеральными властями, Министерством по делам печати и телерадиовещания.

Олег Панфилов:

То есть - ситуация может быть похожа на то, что произошло с телекомпанией "НТВ"?

Алексей Самохвалов:

Она похожа - с каким-то отрицательным вектором. Там речь шла о роспуске демократического, профессионального коллектива, здесь речь идет о попытке сместить иной руководящий менеджмент. Но методы они одни и те же. Где бы не происходил масс-медийный конфликт, наши федеральные власти умывают руки. И они, выдав документ на вещание, практически отстраняются, или говорят: идите в суд. А судов может быть очень много. И мы с вами видим, что эта ситуация не разрешается ни арбитражным судом, ни судами общей юрисдикции. Ведь, на самом деле, на сегодняшний день единственным законным генеральным директором телекомпании является Александр Крутов, которого восстановил суд в той должности, в которой он несколько лет и работал. Все иные назначения находятся под очень большим вопросом. Было ли это квалифицированное большинство учредителей телекомпании на общем собрании, не было - Желонкин или же известный шоумен Якубович, мы точно сейчас это сказать с вами не можем. Откуда взялись такие люди в качестве руководства как госпожа Кузнецова или Желонкин, которые с телевидением совсем мало связаны - тоже непонятно. Здесь, конечно, мы должны с вами обратить внимание тех телевизионных структур, общественности, органов государственного управления, которые должны принять какое-то определенное решение.

Олег Панфилов:

В чем это решение должно выражаться?

Алексей Самохвалов:

В конце концов, должен определиться нормальный состав совета директоров. Происходит так, что одни учредители проводят свое собрание, не приглашая областную администрацию, областная администрация проводит свое собрание. Необходимо искать какой-то компромисс. И здесь, наверное, было бы разумно создать при телерадиокомпании "Московия" попечительский, общественный совет из людей, которым можно доверить консультационное, совещательное какое-то принятие решения.

Олег Панфилов:

Я заметил в вашем ответе некое неудовлетворение поступками Министерства по делам печати, я имею в виду федеральное Министерство, возглавляемое Михаилом Лесиным. А в чем конкретно его вина?

Алексей Самохвалов:

Министерство по делам печати ведь до сих пор не действует при выдаче лицензий соответствующими федеральными законами. Был принят закон о лицензировании отдельных видов деятельности, несмотря на его введение в действие уже несколько лет, Министерство выдает лицензии по какому-то своему временному постановлению правительства. Берет за выдачу лицензий огромные суммы, не контролирует соблюдение лицензионных условий реально. И у меня, конечно, есть еще и какие-то личные претензии к этому органу, потому что в свое время, когда я был советником руководителя федеральной службы России по телевидению и радиовещанию, я был также уволен, затем судом восстановлен. И, в этой связи, на эту ситуацию - я смотрю даже, может быть, больше с точки зрения не хозяйственного права, а с точки зрения кодекса законов о труде.

Олег Панфилов:

Рейтинг телекомпании чрезвычайно низок. Вот какова аудитория телекомпании "Московия"?

Алексей Самохвалов:

В том-то все и дело, что рейтинг был не очень высок и при Крутове, он был низок и при Кузнецовой, я боюсь, что даже если за программную политику возьмется наш известный тележурналист Якубович, то тоже ему не удастся достичь быстрого результата. А телекомпания она выполняла определенную социальную функцию - она освещала жизнь жителей Подмосковья. Но сегодня все эти конфликты они приводят к тому, что корреспонденты не работают нормально, непонятно, кто будет генеральным директором, около входа в комнаты стоят какие-то посты. Эту ситуацию должен разрешить как губернатор Громов, так и соучредители компании. Они в конце концов должны нормально, в отличии от этого конфликта с "НТВ", разобраться за кем числятся какие акции. При этом мы должны иметь в виду, что владелец значительного пакета акций телевизионно-технический центр - это государственное предприятие. И здесь федеральные власти имеют как раз все рычаги для того, чтобы принять грамотное решение.

Олег Панфилов:

Ну вот, мы вроде бы определили виновников в этой ситуации, но новый председатель совета директоров заявил о том, что он видит эфир телекомпании "Московия" чуть ли не на всю территорию России. Вы можете сейчас сказать или предположить, каков будет результат этого конфликта?

Алексей Самохвалов:

Все-таки основная задача канала это не федеральное вещание. Ведь "ТВ-Центр" так и не смог стать федеральным вещателем, несмотря на смену нескольких журналистских команд, несмотря на вливание огромных средств. Я думаю, что Центральный регион нуждается по-прежнему в качественной информации. Я сам живу в пригороде Москвы и, вы знаете, до сих пор не восстановлено нормальное вещание останкинской телебашни. Программы московского канала, к сожалению, недостаточно полно удовлетворяют информационные потребности жителей Москвы и Подмосковья. А другие источники, к сожалению, ограничены.

XS
SM
MD
LG