Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Ситуация со свободой слова на Северном Кавказе.Как складываются отношения журналистов и власти в Дагестане


Сегодня в программе:

- Ситуация со свободой слова на Северном Кавказе.
- Как складываются отношения журналистов и власти в Дагестане.
- История единственной оппозиционной газеты в Карачаево-Черкесии;
- Ставропольские тележурналисты борются за существование;
- Северная Осетия вводит цензуру на телевидении;


Репортажи наших корреспондентов из Махачкалы, Владикавказа, Черкесска и Ставрополя. Комментарии корреспондентов Радио Свобода Олега Кусова и Хасина Радуева.

В объемном исследовании Союза журналистов России под названием "Анатомия свободы слова в 2000-м году" практически все регионы Северного Кавказа помечены как территории, в которых созданы неблагоприятные условия для свободы массовой информации. За исключением Ставропольского и Краснодарского краев.

Неблагоприятность была определена путем складывания разных показателей: свободы доступа к информации, свободы производства информации и свободы распространения информации. Так, Карачаево-Черкесия в этом исследовании занимает последнее 87-е место среди субъектов Российской Федерации; Северная Осетия-Алания - 75-е; Дагестан - 72-е; у Ставропольского края - 17-е, достаточно высокое место.

Ситуация в других регионах Северного Кавказа обстоит не лучше, но мы решили обсудить сегодня лишь пять регионов из них. Наш первый сюжет о прессе Дагестана. Формально здесь выходит несколько газет, которые претендуют на то, чтобы называться независимыми. У большинства из них нет проблем с властью, за исключением правозащитной газеты "Хроника недели". 29-го июня после полугодового перерыва в Махачкале вышел очередной номер этой газеты, после того, как правительство республики дало указание типографиям не печатать эту газету. Чтобы добиться выхода в свет номера, учредителю пришлось встречаться с высшим руководством республики, в частности, с председателем Госсовета Дагестана Магомедали Магомедовым. Тем не менее, дагестанская пресса оказалась приглянувшейся Кремлю, и 26-го февраля этого года президент Путин подписал указ о награждении работников средств массовой информации Дагестана за "высокий профессионализм и объективность в освещении событий в республике". Орденом "За заслуги перед Отечеством" второй степени награждено восемь человек, четырнадцать стали "Заслуженными работниками культуры Российской Федерации". Все награжденные журналисты работают в государственных средствах массовой информации.

Тимур Джафаров:

В Дагестане взаимоотношения власти и прессы определяются тем, что именно сегодня власть остается крупнейшим медиа-магнатом в республике. В ее распоряжении государственная телерадиокомпания "Дагестан", ежедневная газета "Дагестанская правда", учредителями которой является государственный совет, правительство и народное собрание республики, и еще семь еженедельников на национальных языках. Независимый канал "М-5", контролируемый братьями Хачаваемыми, проработал около двух лет и прекратил свое существование вскоре после начала уголовного преследования братьев в 98-м году.

Относительно независимым можно назвать еженедельник "Новое дело", газету с крупнейшим в республике тиражом в 23 тысячи экземпляров. Учредителем является коммерческий банк "Дагестан новация", совсем недавно ставший уполномоченным банком правительства республики. В таких условиях газете весьма трудно оставаться вне поля влияния властей. Похожая ситуация и у еженедельника "Молодежь Дагестана", где учредителями выступают редакционный коллектив и правительственный комитет по делам молодежи и туризму. В силу статуса "молодежки", газета позволяет себе находиться в мягкой оппозиции, хотя в целом поддерживает генеральную линию. А официальная генеральная линия властей республики - это поддержание мира, сохранение и упрочение позиции Дагестана в Российской Федерации. И способности нынешнего руководства республики следовать этому курсу ни в одном издании сомнению не подвергают, более того, всячески выпячиваются и подчеркиваются. Яркий пример - публикация в "Дагестанской правде" писем трудящихся. По официальной версии, именно они подтолкнули Магомедали Магомедова к окончательному решению выдвинуть свою кандидатуру на пост председателя Госсовета. Однако, по большому счету, все это не имеет решающего значения в свете предстоящих выборов. Как известно, глава Государственного совета избирается не всеобщим голосованием, а конституционным собранием, состоящем из депутатов народного собрания и представителей городских и районных администраций. А на этих людей есть гораздо более сильные рычаги влияния, чем республиканская пресса, которой останется лишь осветить полученные результаты.

Олег Панфилов:

В Карачево-Черкесии главными событиями стало избиение трех главных редакторов местных газет. 14-го октября 2000-го года в Черкесске около полуночи у подъезда своего дома был избит главный редактор независимой газеты "Горские ведомости" Магомед Такеев. А 7-го февраля уже нынешнего года в Черкесске же двое неизвестных преступников в черных масках ворвались в редакцию газеты "Возрождение республики" и избили шеф-редактора издания Рашида Хатуева и главного редактора Владимира Панова. О том, что происходит с этой газетой сейчас, рассказывает Владимир Панов.

Владимир Панов:

У нас восемь лет правил Худиев Владимир Русланович. Газета была оппозиционная к нему и подвергала результаты его деятельности, плачевной в большинстве своем, критике. И мы встречались с его представителями в судах. Это было очень цивилизованно, хорошо. Суды поддерживали его иски, не поддерживали: я извинялся по его искам и был готов выплатить компенсацию, от которой он отказывался. Сейчас, при новом режиме генерала Ионова мы организовали новую оппозиционную газету "Возрождение республики". После первых номеров газеты 5-го февраля вооруженные бандиты налетели на офис наш, стреляли в потолок, в компьютеры, избили нас. Но мы продолжали работать. Мы искали контакт с нашим президентом, слали ему не только критические стрелы, но и предложения. Но диалог так и не наступил. Мы получили опять выстрелы, выстрелы в человека. Убит Семенов - один из лидеров нашего движения, один из сотрудников нашей газеты. Спустя две недели после его гибели, я интересуюсь, как идет следствие? Следствие идет очень плохо. Несмотря на наши обращения в Генеральную прокуратуру, Министерство внутренних дел России следствие ведется очень вяло. И даже те факты, которые мы выложили (мы знаем, что их нужно проверять), до сих пор не проверены. Факты, которые нужно было проверить по горячим следам, они не проверяются. Несмотря на это, газета выходит. В киосках "Союзпечати" не хотят брать. Мы только через суд, через антимонопольное управление местное заставили местную почту заключить с нами договор о реализации газеты.

Олег Панфилов:

Пресса Ставропольского края находится в лучшем положении, но и здесь случаются конфликты, в той или иной мере инициированные властью. Примером может стать сообщение, датированное 9-м июня нынешнего года. В Ставрополье прошел пленум краевой организации журналистов России. Основной задачей форума явилась профилактическая работа с представителями независимых СМИ, большинство из которых настроены оппозиционно к губернаторской команде и на предстоящих выборах в краевую Думу намерены поддержать нелояльных губернатору кандидатов. На заседании выступили редакторы нескольких ведущих краевых газет и телерадиокомпаний. Они выразили обеспокоенность тем, что очередная предвыборная кампания снова будет состоять из потоков компромата и дезинформации. Журналисты единодушно осудили краевую думу, которая, пригласив представителей четвертой власти для обсуждения выбранного законодательства края, в последний момент передумала рассматривать их поправки к закону. Напомню, что это было сообщение еще летнее.

Лада Леденева:

17-го мая текущего года главой Минераловодского территориального муниципального образования Михаилом Чукавиным было подписано распоряжение о ликвидации муниципального унитарного предприятия "Минераловодское телевидение-10". Согласно распоряжению, была создана ликвидационная комиссия, которой вменили в обязанность в течение недели предупредить коллектив о предстоящем высвобождении. В результате без работы, а значит, средств к существованию, остались три корреспондента, три оператора, два оператора эфира, программный инженер, заведующий коммерческим отделом, в общей сложности 14 человек. Перестали выходить в эфир около 20-ти телевизионных программ. Студию закрыли, эфирную аппаратуру опечатали. По словам журналистов, позднее (в устной беседе с местной администрацией) им было предложено попытать счастья и устроиться на работу во вновь образовавшуюся (взамен ликвидированной) телерадиокомпанию, но, уже на основании конкурсного отбора.

Таким образом, был подставлен под сомнение профессионализм всего коллектива, который счел этот факт унизительным, распоряжение о ликвидации телекомпании противозаконным, и плюс ко всему (не пожелав сотрудничать с новым руководством телерадиокомпании) обратился в письменной форме за разъяснениями к инициаторам ликвидации. В ответ на эту бумагу глава территориального образования 25-го мая своим новым распоряжением отменил предыдущее. Как оказалось, совсем не надолго. 28-го мая появилось новое распоряжение о ликвидации телевидения, подписанное уже заместителем главы муниципального образования Александром Науменко. По словам бывшего сотрудника "Минераловодского телевидения-10" журналиста Дмитрия Быкова, на сей раз, основным козырем администрации в борьбе с телекомпанией стало отсутствие лицензии на вещание, хотя с этим документом приключилась совершенно отдельная история. Все дело в том, что такая лицензия сроком до 2004-го года существовала, но с переходом (год назад) бывшего государственного унитарного предприятия в телевидение муниципальное по вине учредителя - Комитета по имуществу минераловодской администрации, утратило свою силу. И это несмотря на то, что руководство телевидения неоднократно обращалось и в администрацию города, и непосредственно к учредителям с просьбой перерегистрировать титульный лист лицензии. Однако этого в течение года так и не произошло. На протяжении трех месяцев коллектив ликвидируемой телекомпании пытался отстаивать свои права и в приемной губернатора края, и в комитете по печати при правительстве Ставропольского края, и в местной администрации, и в двух прокуратурах: городской и краевой.

Везде к положению ребят отнеслись с пониманием и сочувствием, однако, никакой реальной помощи никто так и не оказал, а в ряде инстанций порекомендовали обратиться в суд. На сегодняшний день коллектив (прекратившей свое существование) минераловодской телекомпании ждет выплаты заработной платы, компенсации за отпуск, выходного пособия, всего около десяти тысяч рублей на каждого сотрудника. Журналистов уже с месяц, что называется, кормят обещаниями о погашении долгов. Эти же обещания я услышала и от заместителя главы города и района Виктора Зеленского, однако, сроки выплат задолженностей Виктор Иванович не уточнил. Как данная ситуация будет развиваться дальше - покажет время. Пока же бывшие сотрудники "Минераловодского телевидения-10" считают, что разрешить их проблему сможет только суд.

Олег Панфилов:

У североосетинской прессы проблем нет или почти нет. Может быть, за исключением конфликта между газетой "Северная Осетия" и помощником прокурора республики Касполатом Абаевым. Настоящие проблемы могут начаться после появления в печати указа президента республики Северная Осетия (Алания) Александра Дзасохова, о котором рассказывает корреспондент Радио Свобода Юрий Багров.

Юрий Багров:

Президент республики Северная Осетия Александр Дзасохов на днях подписал указ "О некоторых мерах по реализации федерального закона о средствах массовой информации и об основных гарантиях прав ребенка в России". Согласно этому указу, рекомендуется во всех СМИ республики создание так называемых общественных советов.

Правительству Северной Осетии необходимо разработать и утвердить правила распространения на территории республики печатной, аудио-, видео- и иной продукции, не рекомендуемой для показывания несовершеннолетним детям.

По указу президента Северной Осетии (Алании), общественные советы будут заботиться о критериях нравственности в материалах журналистов и других продукциях средств массовой информации. Председатель комитета по печати и делам издательств Анатолий Дзантиев, комментируя в республиканской газете указ президента, сообщил, что подобный шаг вызван обеспокоенностью за моральное здоровье подрастающего поколения, систему их нравственных ценностей. Все это вынудило президента Дзасохова "принять конкретные меры по очищению информационного поля". Председатель комитета по печати и делам издательств Анатолий Дзантиев заявил, что у населения порой возникают справедливые претензии к некоторым местным телерадиоканалам в вопросах их репертуарной политики, пропагандирующей, якобы, жестокость и насилие в прессе, на радио и телевидении. Я попросил прокомментировать указ Александра Дзасохова советника комитета парламента Северной Осетии Олега Датиева.

Олег Датиев:

Я, конечно, не буду преувеличивать, если скажу, что данный указ буквально шокировал всю общественность республики. Мне кажется, что актуален старый вопрос: а судьи кто? Как может та или иная комиссия решать, что нравственно, что не нравственно? Что является сценами насилия, а что нет, особенно в современных художественных произведениях, в литературе, на видео? Я даже не представляю, как это будет реализовываться. Специальные люди будут ходить, составлять "черные списки" фильмов, которые можно смотреть или нельзя? Но в любом случае, я повторяю, что если это пройдет, если здравый смысл не возобладает, то завтра можно ожидать аналогичных совершенно мер уже во всей России.

Юрий Багров:

Пока неясно, какими критериями будет руководствоваться общественный совет, пропуская материалы в средства массовой информации.

Республиканским министерствам внутренних дел, культуры и искусства, комитету по печати президентом рекомендовано усилить меры по пресечению распространения нежелательной продукции. Любопытно, что указ вышел в преддверии президентских выборов, они пройдут в республике предстоящей зимой. Говорит советник комитета парламента Северной Осетии Олег Датиев.

Олег Датиев:

Этот вопрос имеет еще и предвыборное значение. Через три с половиной месяца президентские выборы в Осетии и, действительно, мечта любого кандидата в президенты иметь действенный рычаг, тем более, который сейчас обладает реальной властью в республике, иметь рычаг, чтобы воздействовать на средства массовой информации.

Практически 80% средств массовой информации абсолютно лояльны к действующему президенту. Но есть еще процентов двадцать независимой прессы, которые позволяют себе не только комплименты в его адрес. Естественно, хочется урезонить их. А что мешает тому же президенту признать безнравственными или аморальными любую критику в свой адрес?

Олег Панфилов:

Продолжаем нашу программу. В студии находится корреспондент Радио Свобода Олег Кусов, а по телефону из Чечни Хасин Радуев. Первый вопрос к Хасину Радуеву. Было бы проще сказать, что чеченская пресса сейчас не существует или почти не существует, поскольку независимая газета "Грозненский рабочий" издается в Назрани, а газета "Вестник республики", издаваемая администрацией Ахмада Кадырова, полностью государственная, как с точки зрения финансирования, так и по содержанию. Откуда жители Чечни сейчас получают информацию?

Хасин Радуев:

Действительно, практически все республиканские газеты, которые выходили в Чечне до войны, прекратили свое существование. Из официальных источников осталась лишь газета "Ичкерия", которая теперь от случая к случаю издается в подполье форматом "А4".

Новая чеченская власть совсем недавно, всего несколько месяцев назад начала выпускать газету "Вестник республики", которая, видимо, задумывалась как газета, призванная заменить все бывшие республиканские печатные издания. Первый номер этой газеты был, кстати, выпущен при активном участии журналистского коллектива "Комсомольской правды". Но пока "Вестник республики", который тоже, кстати, выходит нерегулярно, не завоевал в глазах читателя того статуса, на который он претендует. Кроме этих изданий в Чечне выходит восемь районных газет, из них более или менее регулярно газета "Маршо" в Урус-Мартане, в Гудермесе. Наладили выпуск своей газеты и городские власти Аргуна, но она тоже выходит от случая к случаю по причине финансовых трудностей.

Население Чечни, которое сейчас живет впроголодь, без работы и постоянного дохода, конечно лишено возможности ежедневно покупать газеты. Поэтому, естественно, основным источником информации для них является радио и телевидение. Два года назад в Грозном вещали несколько радиостанций в FM диапазоне и государственное радио на средних волнах. Сейчас собственного радио в Чечне нет, есть радиостанция "Чечня свободная", которая вещает на всех диапазонах практически круглосуточно, но вещает из Москвы. Тем не менее, с небольшим запозданием радио "Чечня свободная" все же рассказывает о событиях в республике. В новостях же чеченское радио отражает точку зрения российских военных. И как ни странно, приоритет отдает событиям, происходящим за пределами республики. Работает в Чечне и собственный телеканал. Чеченское телевидение вещает несколько часов в сутки шесть раз в неделю на канале, по которому передается сигнал российского телевидения. В эфир передаются выступления разных чиновников, российских военных, выходят новости, в которых рассказывают о трудовых буднях чеченских трудящихся и так далее. Свои локальные телеканалы имеют и руководители некоторых районов Чечни, хотя формально они считаются частными. Каждый вечер в районных центрах Шали, Курчалой, Гудермес, Ачхой-Мартан в эфир выходят музыкально-развлекательные каналы. В студии одного из них в прямом эфире был убит заместитель главы администрации Чечни Адам Дениев. Эти телеканалы несколько раз захватывали диверсионные группы воюющих чеченцев, которые выдавали в эфир свою видеопродукцию, выступления полевых командиров и ичкерийских лидеров. Так, две недели назад в селе Автуры Шалинского района группа чеченских бойцов захватила на несколько часов местный телеканал и показала выступление Шамиля Басаева.

Говоря о чеченских изданиях и о чеченских средствах массовой информации, нельзя не вспомнить о газете "Грозненский рабочий". Эта республиканская газета практически без перерыва выходила с 1917-го года и фактически закрылась всего две недели назад. Журналисты "Грозненского рабочего", сохраняя независимость, пытались активно освещать события, происходящие в республике. Месяц назад на дверях редакции они обнаружили листовку с приговором шариатского суда. До этого свои претензии по поводу публикаций в газете высказывали представители российских силовых структур. Это давление заставило журналистов практически прекратить свою работу, хотя официально газета не закрылась, а не выходит из-за отсутствия финансовых возможностей.

Олег Панфилов:

Вопрос к Олегу Кусову. Рассказ Юрия Багрова о своеобразном решении властей Северной Осетии, это повторение той идеи, которую вынашивали депутаты Госдумы пару лет назад - создать общественный совет, просматривать телеканалы, штрафовать телекомпании, тем самым поддерживать бюджет будущего совета. Тогда многие эксперты сочли эту идею возрождением цензуры. Почему она вновь возникла уже во Владикавказе?

Олег Кусов:

Возможно, это пока еще не цензура, это только предпосылки к такому противозаконному шагу. Но чем он опасен для России, так это, очевидно, тем, что во Владикавказе создается ныне прецедент редактирования конституции и федерального закона "О средствах массовой информации". Таким образом, президент Дзасохов дает понять своим коллегам - губернаторам, президентам, что очень легко обходить законы федеральные и конституцию у себя в вотчине с помощью своих же указов.

Олег Панфилов:

Возвращаясь к положению со средствами массовой информации Северного Кавказа, построю свой следующий вопрос так: вы хорошо знаете этот регион, но сможете ли вы объяснить, откуда здесь такое нетерпимое отношение к свободе слова? В Чечне до первой войны, во время войны 94-96-го годов выходило более двух десятков газет и журналов самого разнообразного содержания: от общественно-политических до женских и детских. Значит, возможные ссылки на менталитет беспочвенны, так в чем же дело?

Олег Кусов:

В республиках Северного Кавказа, наиболее передовых республиках этого региона, у власти оказались люди, представители партийно-советской бюрократии, которых мы называли партократами. Они пришли в эту власть со своими схемами, со своим отношением к прессе. И чего ходить далеко за примерами, если Северную Осетию ныне возглавляет бывший член Политбюро ЦК КПСС, секретарь по идеологии КПСС Александр Дзасохов, который уже пришел во власть со своей схемой, со своим отношением? То же самое произошло и в Дагестане. И, естественно, они строят эти отношения так, как они их видели раньше, в прошлом. И сегодня на нашу жизнь они пытаются наложить старые схемы.

XS
SM
MD
LG