Ссылки для упрощенного доступа

Олимпийские байки


Как и люди, государства порой страдают комплексом неполноценности. Нет, я не намерен анализировать упадок мусульманской цивилизации - достаточно взглянуть на современную Грецию. Вспомним хотя бы предпринятую ею дипломатическую осаду крошечной бывшей югославской республики Македонии, которой она отказывала в праве на название, словно речь шла о зарегистрированной торговой марке. Это была просто оперетта, если забыть, что речь шла о реальных проблемах реальных людей.

Греция настаивает на том, чтобы все считали ее прямой преемницей цивилизации античной Греции, забыв о том, что эта традиция была полностью прервана в ходе османских столетий. К тому же, в период апогея древнегреческой культуры никакой Греции не было - это была чистая абстракция. Были города-государства Ионийского побережья, а затем Афины в пору своего краткого расцвета, которые наложили яркий отпечаток на всю последующую историю человечества. Но обширные территории, вроде Фессалии или Этолии, веками оставались забубенной духовной целиной, мало отличаясь от последующего османского застоя.

Таким образом, реклама на международных телеканалах нынешней Олимпиады, которая пройдет в Греции, была по необходимости полна махрового китча или, по более традиционному выражению, развесистой клюквы. Я уже не говорю о непонятном прыгуне "вниз", который порхает над стадионом, но вот - прямые отсылки к фиктивному древнегреческому прошлому. В одном из клипов у огня, вероятно жертвенного, стоит величественная красавица, то ли жрица, то ли спортсменка. На ней - лавровый венок, непонятно откуда взявшийся. Женщины в Греции практически не участвовали в спортивных соревнованиях, а участников награждали венком из маслины или сельдерея, но не из лавра. Незамужние девушки плели венки из укропа, вплетая в них полевые цветы.

В другом клипе утверждается, что в Греции в 80 году до нашей эры был изобретен компьютер - надо полагать, для обработки олимпийской статистики. Археологи действительно обнаружили некое древнее устройство, что-то вроде примитивного арифмометра, но никак не компьютера, который должен быть программируемым. Изобретен он был вовсе не в Греции, впавшей к тому времени в культурную летаргию, а, по-видимому, в египетской Александрии, городе, основанном варваром-македонцем, который завоевал и Египет, и Грецию.

Но главный миф, лежащий в основе всего этого патриотического убожества - это сами Олимпийские игры, миф, в который верим мы все, и который стал возможным потому, что никто из нас практически ничего не знает о реальных играх - кроме того, что они были. Есть, конечно, люди, которые знают гораздо больше. Один из них, профессор археологии калифорнийского университета в Беркли Стивен Миллер, выпустил книгу под названием "Древнегреческий спорт". Правда, оказывается, весьма мало похожа на наши выдумки, но зато очень напоминает нашу реальность.

Вот, к примеру, одна из выдумок. Марафонский бег был впервые введен в программу Олимпийских игр в Англии в 1908 году. Согласно легенде, его дистанция, 42 километра 195 метров - это расстояние от деревушки Марафон до Афин, которое пробежал некто Фидиппид в 490 г. до нашей эры, чтобы сообщить афинянам о победе над персами, и тут же упал замертво. В действительности это расстояние - чуть меньше сорока километров, а официальная марафонская дистанция - это удвоенное расстояние от замка Уиндзор до тогдашнего олимпийского стадиона.

Но самый центральный миф Олимпиады - это ее якобы аполитичный и некоммерческий характер. Вот что пишет в журнале Weekly Standard Брус Торнтон, автор популярных книг по древнегреческой истории.



"Идея о том, что древние игры были аполитичным праздником любительского спорта... была изобретением поздних викторианцев, которые проецировали свою идеализацию греков на реальность, так же одержимую деньгами и престижем, как и наши собственные времена. Конечно же, участники так называемых "стефанических" игр, какими были Олимпийские, получали всего лишь венок из листьев маслины или сельдерея, но престиж, сопутствовавший победе на этих играх, часто приносил более практичные выгоды, такие как бесплатное питание за общественный счет, подарки от города и освобождение от налогов и гражданских повинностей - выгоды столь же ощутимые, что и сегодняшние рекламные контракты с олимпийскими победителями".



Большую часть своей истории древнегреческие города-государства занимались не искусством и философией, а кровопролитными братоубийственными войнами. "Стефанические" игры, вроде Олимпийских, наградой в которых был по идее лишь венок и почет, имели целью способствовать миру, но на практике соперничество в них было свирепым. А многие другие греческие игры мы бы сейчас назвали коммерческими. Феномен спортсмена с огромной популярностью и огромным заработком - это вовсе не изобретение новейшей истории. Таковы были в Греции олимпийские и другие победители, а в Риме спорт стал уже откровенно коммерческим - в первую очередь скачки, фавориты которых были нередко сказочно богаты и помыкали даже императорами.

Современные Олимпийские игры - практически в чистом виде изобретение барона де Кубертена, предпринятое с самыми благими намерениями. В них заложена идея, что спорт сближает, и что главное - не победа, а честное и дружеское соревнование, в котором побеждают все, включая проигравших. В действительности же и нынешние Олимпийские игры, и древние были куда больше похожи на жизнь, чем на красивую сказку.



"На каком-то уровне мы понимаем, что врачующее равенство - это ложь, что различия в таланте и достижениях реальны, что проигрыш и неудача - определяющая часть человеческой жизни. Превосходство и успех являются редкостью, и их цена - объективное доказательство посредственности и поражения. Не все мы - победители, и не все заслуживаем призов. И эта трагическая истина - весь урок спорта, как древнего, так и современного".



Если мы хотим сделать жизнь лучше, а спорт - это важная часть и в каком-то смысле модель жизни, то нам бессмысленно искать образцов и наставников в классической древности - ее населяли такие же люди, как мы, со всеми нашими недостатками. И уж совсем унизительно - сочинять эти образцы, пользуясь нашим собственным невежеством. Сделать из плохого лучшее можно только собственным усилием, а не авторитетом фиктивных предков.

XS
SM
MD
LG