Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Главное звено банковской реформы. К 100-летию Уолта Диснея


- Главное звено банковской реформы
- Почему Украина отказывается от кредита Европейского банка в пользу кредита от России?
- К 100-летию Уолта Диснея. Сказочный мир начинался в гараже, в углу которого жил мышонок.
- Меняющийся мир: страны и рынки после терактов в США.
- Обзор публикаций очередного номера британского еженедельника «Экономист».


Сергей Сенинский:

В правительство России передан разработанный Центральным банком проект документа, который называется «Совместная стратегия развития банковского сектора», определяющий, по сути, концепцию проведения банковской реформы в России. О некоторых его положениях - наш разговор сегодня. Впрочем, напомним, что документ пока не утвержден окончательно, какие-то изменения в нем еще вполне возможны.

Судя по тем сообщениям, которые появились в российских деловых газетах, главным критерием для банков (по крайней мере, на первых этапах банковской реформы и основываясь на положениях проекта документа - в том виде, в каком он сегодня существует) становится показатель так называемой «достаточности» капитала. Так ли это на самом деле? Тему открывает - из Москвы - Владимир Тихомиров, старший экономист инвестиционно-банковской группы «НИКойл»:

Владимир Тихомиров:

Действительно, критерий «достаточности капитала» появился совсем недавно и введен в практику этим летом. Он получает центральное место в банковской реформе. Термин «достаточность капитала» достаточно широко используется в банковской практике. Он представляет собой определенный процент от активов банка, включая уставный капитал, к его обязательствам.

Обычный уровень «достаточности капитала» в мировой практике - 8%. То есть реальные активы банка покрывают на 8% его обязательства.

Сергей Сенинский:

Всего несколько месяцев назад Российский союз промышленников и предпринимателей предложил считать определяющим критерием для банковской реформы объем собственного капитала банков, причем установив его на весьма высоком для России уровне - не менее 100 миллионов долларов...:

Владимир Тихомиров:

Это предложение не было принято Центральным банком. Центральный банк активно возражал против идеи повышения уставного капитала. И главный аргумент, который выдвигал Центральный банк - что размер уставного капитала сам по себе не является основой для стабильности того или иного банковского учреждения.

Как пример приводился кризис 1998 года, когда в основном устояли мелкие банки, а крупные - оказались банкротами.

Сергей Сенинский:

Достаточность капитала или абсолютный его объем.... Поясним еще раз: речь идет о принципиально разных подходах? Наш собеседник - председатель подкомитета Государственной Думы по банковскому законодательству Павел Медведев:

Павел Медведев:

Конечно, речь идет о разнице в подходах. Когда предлагается сделать минимальный капитал достаточный для того, чтобы банк существовал, на уровне 100 миллионов долларов или евро, то это - запретительная норма. Она почти никого ни к чему не стимулирует. Так как всего лишь несколько банков в России удовлетворяют этому критерию. Получится, что эти банки могут «продолжать жить», а другие заранее должны готовится «к смерти», так как они не смогут достичь уровня этих 100 миллионов.

Когда же идет речь об уровне достаточности капитала, то это - относительный показатель. Любой банк, как бы он ни был мал, и как бы ни были малы его собственные средства, может соблюсти относительный норматив, если он не будет кредитовать слишком многих и на большие суммы. Относительный норматив заставляет маленький банк быть «скромным» в его работе...

Сергей Сенинский:

Действующий в России норматив достаточности капитала банка - 2%. По планам реформы, существующим сегодня, он должен быть повышен до 10%. Как скоро? Владимир Тихомиров, старший экономист инвестиционно-банковской группы «НИКойл»:

Владимир Тихомиров:

Приведение норматива «достаточности» капитала к норме, близкой к международной, - достаточно постепенный процесс. Первым этапом должно быть внедрение международных стандартов финансовой отчетности в банковском секторе, что должно завершиться к началу 2004 года. И лишь после этого, где-то с 2005 года, будут повышаться нормативы «достаточности» капитала. Возможно, что изначально этот норматив будет повышен и не до 10%, но конечная цель - 10%...

Сергей Сенинский:

«Достаточность» капитала - всегда ли тесно увязана с общим объемом капитала? Павел Медведев, председатель подкомитета Государственной Думы России по банковскому законодательству:

Павел Медведев:

«Достаточность капитала» можно полностью «оторвать» от абсолютного уровня капитала. Так как это - относительная величина. Тот банк, у которого маленький капитал, должен иметь небольшие активы и не должен замахиваться на большие проекты.

Если же вдруг правительство вместе с Центральным банком решит, что абсолютный уровень капитала должен быть намного больше, чем сейчас, то маленький банк не сможет ничего сделать для удовлетворения этому критерию. То есть, один критерий при «аккуратной» работе - выполним, другой - является «заоблачным», и для маленького банка достичь его невозможно.

Я имею в виду именно многочисленные существующие маленькие банки в России. Не все из них, но некоторые весьма добросовестно работают на рынке и добросовестно обслуживают своих маленьких клиентов, которым, строго говоря, больше некуда обратиться...

Сергей Сенинский:

По информации самого Центрального банка России, сегодня из примерно 1300 действующих в стране банков планируемому лишь на будущее нормативу «достаточности» капитала на уровне 10% не соответствует лишь 21, то есть менее двух процентов от общего числа банков.... Стало быть, введение этого норматива на количестве банков в стране не слишком отразится?... Владимир Тихомиров:

Владимир Тихомиров:

Уровень достаточности капитала не сыграет кардинальной роли в уменьшении или увеличении количества банков в России.

Другим элементом банковской реформы является все-таки повышение норматива уставного капитала банка. Планируется, что к 2004-2005 году этот норматив будет повышен до 10 миллионов долларов. И вот тогда уже возможно сокращение количества банков, причем достаточно значительное. По тем оценкам, которые делает Центральный банк, предполагается, что количество банков в России может в этом случае сократиться на 600. То есть почти половина из нынешних примерно 1300 российских коммерческих банков «уйдут» с рынка.

В первую очередь это коснется, конечно, мелких банков, у которых собственный капитал невелик. Причем, большинство этих мелких банков работает в регионах. И они должны будут либо объединиться между собой в какие-то новые региональные группы, либо окажутся поглощенными более крупными банками...

Сергей Сенинский:

Норматив «достаточности» капитала будет единым как для действующих, так и вновь создаваемых банков? Павел Медведев:

Павел Медведев:

По моему мнению, критерий «достаточности» капитала должен быть одинаковым для всех банков. Этот критерий нужно применять совершенно однородно. В том проекте документа, который мы обсуждаем, предполагается, что жесткий критерий достаточности будет применяться к маленьким банкам. Ну, во всяком случае, в первое время. Мне не кажется, что это естественно, но такое решение, конечно принципиально можно принять.

Кроме того, сам критерий 10%-го уровня «достаточности» капитала - очень жесткая норма. Дело в том, что достаточность капитала довольно быстро и легко меняется в процессе работы банка. Это - некая дробь, где числитель и знаменатель подвижны. И если они сдвинуться в нежелательную сторону, тогда уровень достаточности может заметно упасть.

Сейчас критический уровень достаточности - 2%. Это значит, что тот банк, который не хочет «умереть», должен более или менее постоянно этот критерий поддерживать на уровне, скажем, 10%. А если «смертельный» уровень - 10%, то нужно «подняться» в повседневной работе, скажем, до 20%! А это уже очень трудно...

Сергей Сенинский:

Спасибо, напомню, на вопросы программы отвечали - в Москве - председатель подкомитета Государственной Думы России по банковскому законодательству Павел Медведев и старший экономист инвестиционно-банковской группы «НИКойл» Владимир Тихомиров.

Украина, по сути, отказывается от кредитов Европейского банка реконструкции и развития на достройку двух ядерных энергоблоков на Ровенской и Хмельницкой атомных электростанциях. Теперь в Киеве рассчитывают получить необходимые средства от России. Рассказывает наш корреспондент в Киеве Сергей Киселев:

Сергей Киселев:

Конечно же, это совпадение, и все-таки: Россия объявила наступающий год годом Украины. А Украина объявила следующий год годом России и заявила, что готова воспользоваться кредитом Москвы, а не Европейского банка для завершения строительства энергоблоков на Хмельницкой и Ровенской АЭС.

Год назад стороны Украина договорилась с международными кредиторами о серии кредитов на общую сумму почти в полтора миллиарда долларов - сроком от 12 до 18 с половиной лет, под годовые - от 6 до 10%. Однако кредитная линия так и не была открыта. А в Национальной украинской компании «Энергоатом» тем временем посчитали, что объем финансирования достройки 2 энергоблока Хмельницкой АЭС и 4 - Ровненской АЭС, якобы, завышен европейскими экспертами почти в два с половиной раза. После чего президент Украины Леонид Кучма, приехав в Москву на недавний саммит СНГ, заявил, Украина никогда не согласится на условия кредита Европейского банка реконструкции и развития.

Говорит заведующий редакцией экономики газеты «Киевские Ведомости» Михаил Кухар:

Михаил Кухар:

Последнее заявление главы украинской государственной компании "Энергоатом" Недашковского ...о том, что Украина, возможно, не воспользуется кредитом Европейского банка реконструкции и развития для достройки электростанций, а возьмет аналогичный кредиту Росси, конечно же, наделало много шуму на рынке. Тем более, что степень готовности блоков на Ровенской и Хмельницкой АЭС, по словам Недашковского, - 90%, и это действительно правда.

И Россия, и Запад собираются предоставлять так называемые товарные кредиты. Это фактически когда кредитуют не страну-заемщика, а собственных экспортеров, которые поставляют оборудование и прочие товары, необходимые для этой достройки.

Сергей Киселев:

Тему продолжает Сергей Парашин, бывший генеральный директор Чернобыльской атомной электростанции, вице-президент общественной украинской организации «Антимонопольный союз»:

Сергей Парашин:

Ну, России это выгодно - первое. Во-вторых, мы помним, что все наши блоки - российского типа, и поэтому достройка еще двух - это как бы в логике развития событий. Следующий момент: Россия строит у себя атомные станции, например, в Ростовской области, где стоят аналоги, поэтому оборудование производится внутри России - это очень важно. Поэтому это выгодно России, я думаю, это выгодно и Украине, поскольку там сумма кредита будет, безусловно, гораздо ниже и количество условий будет гораздо меньше...

Сергей Киселев:

Сергей Парашин, бывший генеральный директор Чернобыльской атомной электростанции, вице-президент общественной организации «Антимонопольный союз»

Кроме того, по заявлениям украинской стороны, в процессе переговоров с западными кредиторами по финансированию достройки двух энергоблоков постоянно возникали все новые условия. С начала, говорят в Киеве, условие было лишь одно: закрытие Чернобыльской АЭС. Теперь - появилось много дополнительных. В частности, повышение тарифов на электроэнергию.

Говорит председатель Комитета Верховной Рады Украины по топливно-энергетическому комплексу Александр Гудыма:

Александр Гудыма:

Я не согласен с утверждением, что Украина отказалась от кредита со стороны Европейского банка развития и реконструкции. Скорее наоборот: это Европейский банк уже на протяжении года отказывает Украине в предоставлении такого кредита. Украине выставляются все новые и новые дополнительные условия предоставления такого кредита.

У меня есть документация середины прошлого года, еще за полгода до закрытия Чернобыльской атомной станции. Многие пункты там не фигурируют - из тех, которые фигурируют сегодня. То есть Европейский банк развития и реконструкции, по моему мнению, выкручивает Украине руки. А Украина находится сейчас перед выборами в высший законодательный орган.

Готовность Российской Федерации в предоставлении Украине технического кредита никакой угрозы для Украины не представляет. Я могу только догадываться, что хочет Россия, если ею будет оказана нам техническая помощь, скажем, на сумму 200 миллионов долларов и больше. ...То есть я знаю о стратегических планах Российской Федерации по завоеванию энергетического рынка Украины...

Сергей Киселев:

Впрочем, когда некоторые эксперты в Киеве говорят об украинском подходе к договоренностям с Москвой, они указывают на фактор - как бы помягче это выразить - меньшей, чем в случае с Западом, ответственности. С пояснением - заведующий редакцией экономики газеты «Киевские Ведомости» Михаил Кухар:

Михаил Кухар:

Для России выдача товарных кредитов в таких огромных объемах - дело довольно-таки новое. Ведь она сама берет аналогичные товарные кредиты на Западе. И поэтому Россия еще не научилась так, как американцы или европейцы, требовать за предоставление этих кредитов каких-то политических и, я бы сказал, геоэкономических уступок со стороны заемщика, как это делает ЕБРР. Поэтому, чтобы получить кредит от Европейского банка, пришлось бы в значительной степени двигаться в сторону повышения тарифов для приватизированных западными инвесторами облэнерго.

А для того, чтобы получить кредит России, достаточно просто пообещать, что мы, мол, начнем пропускать через свою территорию российскую электроэнергию для Западной Европы. Украина обещала это уже неоднократно!.. И до сих пор ей удается успешно не выполнять эти обещания...

Сергей Сенинский:

Сергей Киселев, наш корреспондент в Киеве.

Обзор некоторых публикаций очередного номера британского еженедельника «Экономист». Он вышел в пятницу, 7 декабря. С обзором вас познакомит Ирина Лагунина.

Ирина Лагунина:

Что общего у Кеннета Лэя, главы корпорации Enron, и Доминго Кавайо, министра экономики Аргентины? Оба когда-то имели успех на Уолл-Стрит. Теперь он обернулся крахом, так как оба утратили доверие инвесторов. Но если компания Enron может рассчитывать на временную защиту от кредиторов, то у Аргентины такого убежища нет, пишет «Экономист».

Однако Международный валютный фонд выдвинул недавно идею о том, что страна, объем долговых обязательств которой становится неприемлемым, должна иметь возможность реструктурировать их - примерно так же, как любая компания может воспользоваться временной защитой суда. На это время в стране могут быть введены меры валютного контроля, которые убедили бы кредиторов, что их деньги не уходят за рубеж. А кредиторы, в свою очередь, могли бы предоставлять стране новые займы, обязательства по которым становятся первоочередными.

Институт такого «суверенного банкротства» позволит МВФ отказаться от практики предоставления огромных экстренных кредитов, фактически поощряющих рискованную финансовую политику, а также - снизить опасность безнадежного дефолта.

Внедрить такой механизм в международную практику будет очень непросто. Ведь сама идея банкротства страны зачастую отвергается как политически неприемлемая. Кроме того, новшество может потребовать пересмотра не только базовых документов МВФ, но и национальных законов всех стран- участниц фонда.

Многое зависит от того, как будут развиваться нынешние события в Аргентине. Министр экономики Доминго Кавайо признал недавно, что система «суверенного банкротства» необходима. Но, увы, лично для него такая система может появиться слишком поздно, заключает «Экономист».

Россия объявила о сокращении экспорта нефти на 150 тысяч баррелей в день в следующем квартале, надеясь, что её примеру последуют и другие экспортеры нефти, не являющиеся членами ОПЕК. Однако о чем не сказал премьер-министр Михаил Касьянов, так это о том, то в зимние месяцы ежедневная добыча нефти в России традиционно сокращается, пишет «Экономист».

ОПЕК громко заявляла о возможности ценовой войны. Однако случись это, для России она окажется куда менее болезненной, чем для самой ОПЕК. Хотя российская нефть и обходится дороже, экономика страны в меньшей степени зависит от мировых цен на сырье, чем, скажем, экономика Саудовской Аравии, не говоря уже о дорогостоящих программах социальной поддержки в саудовском королевстве.

С другой стороны, России будет очень непросто реально сократить добычу нефти, даже если Москва этого действительно захочет. Почти вся российская нефтяная промышленность приватизирована. Руководитель одной из российских нефтяных компаний заявил, что любой избыток сырой нефти будет просто переработан внутри страны, и лишь потом пойдет на экспорт. И все это уже - в цене, заключает «Экономист».

Сергей Сенинский:

Спасибо, Ирина Лагунина познакомила вас с обзором некоторых публикаций очередного номера британского еженедельника «Экономист», который вышел в пятницу, 7 декабря.

К 100-летию со дня рождения Уолта Диснея. Он родился 5 декабря 1901 года. Будущий сказочный мир начинался в маленьком гараже, в углу которого жил мышонок...

Ян Рунов:

Как получилось, что бедный художник-мультипликатор оказался основателем многомиллиардной империи, лидирующей в мировой индустрии развлечений? Почему Уолт Дисней неизменно входит во все списки самых влиятельных и успешных бизнесменов мира, оказавших наибольшее влияние на жизнь людей в двадцатом столетии?

Многие эксперты сходятся на том, что Диснею удалось создать как бы параллельный мир, но сказочный. Мир, в который можно спрятаться от проблем реальности и спрятать своих детей, всю семью. За это, как оказалось, люди готовы платить немалые деньги.

Купер Грэм, научный сотрудник отдела кино Библиотеки Конгресса США:

Купер Грэм:

Дисней ясно представлял себе свой рынок: это семья. Семье он предлагал семейное развлечение, в котором не было ничего мрачного, которое можно смотреть детям и интересно взрослым.

Ян Рунов:

Мнение историка и исследователя из штата Пенсильвания Крэга Конроя:

Крэг Конрой:

Творчество и продукция Диснея были четко ориентированы на семью, на ее сохранение и укрепление. На семью рассчитаны и парки развлечений "Диснейленд" и "Диснейуорлд". В них идеальная чистота, все свежевыкрашенно, отремонтировано, вы никогда не скажете, что какое-то здание, какие-то конструкции - старые, вы не увидите ни ржавчины, ни облупившейся краски. Все всегда новое, все сделано по-хозяйски, и так из месяца в месяц, из года в год, из десятилетия в десятилетие. Так же чисто и крепко, на десятилетия, сделаны фильмы Диснея. В них нет эпатажа, нет даже скрытых оскорблений какой-либо категории людей, нет, как говорят сейчас, отрицательной энергии.

Ян Рунов:

Несколько поколений американцев видели в Диснее человека, миссия которого - дарить минуты веселья и радости миллионам людей. И выполнял эту свою миссию Уолт Дисней легко, "насвистывая, когда работал", и любил повторять: "Я не знаю, что такое депрессия, плохое настроение. Я - счастливый человек".

Уолт Дисней был новатором. Это ему мы обязаны тем, что мультипликационное кино стало видом искусства, понятным и любимым всеми. Это он первым перевел сказку на экран, потом вывел героев своих мультфильмов на улицу в своем парке развлечений "Диснейленд"... Но это было только начало. Он дал стимул, дал свое доброе имя компании, которая теперь успешно развивается без него, захватывая все новые и новые области бизнеса: телевидение, туризм, производство игрушек и одежды. Ежегодный оборот ее продаж составляет сегодня 22 миллиарда долларов.

Сергей Сенинский:

Уолт Дисней родился 5 декабря 1901 года в Чикаго. В то время Россия подписала с Китаем договор о Манчжурии. Объявлены первые в истории лауреаты Нобелевской премии, среди которых - германский физик Вильгельм Рентген, за открытие лучей, названных рентгеновскими. Кстати, в один день с Диснеем родилась в Германии Мария Магдалена фон Лош, будущая актриса и певица Марлен Дитрих.

Ян Рунов:

Уолт Дисней был четвертым ребенком в семье выходцев из Ирландии. Мать была учительницей, а отец - плотником, фермером, строителем. Из Чикаго семья переехала в маленький городок Марселин в штате Миссури, на американском Среднем Западе. Здесь, в школе, Уолт Дисней увлекся рисованием. Когда отец перевез семью в Канзас-Сити, Дисней стал брать уроки карикатуры в городском Институте Искусств.

В Чикаго, куда семья вернулась в 1917 году, Уолт Дисней продолжал заниматься рисованием и поступил в газету карикатуристом. Но тут началась Первая Мировая война, и он стал водителем грузовика Американского Красного Креста во Франции и в Германии.

По возвращении в Канзас-Сити в 1919 он стал подрабатывать в скромной рекламной кинокомпании. Чуть позже вместе с приятелем Юбом Айверксом открыл собственную маленькую студию. Друзья купили подержанную кинокамеру и стали делать одно - и двухминутные мультипликационные кинорекламы, вроде тех, что сейчас показывают по телевизору. Диснеевские кинорекламы показывали перед фильмами в местном кинотеатре. Дисней с Айверксом создают рисованного кролика по имени Освальд Раббит, который оказался их первой финансовой удачей: им удается продать короткометражки кинодистрибюторам за 1 500 долларов. Но тут один нью-йоркский киноделец обманывает Диснея и просто крадет идею. Фильмы с кроликом Освальдом Раббитом начинает выпускать другая студия. Это был первый сильный удар в творческой биографии Диснея, удар, ставший поворотным моментом.

Купер Грэм, сотрудник отдела кино Библиотеки Конгресса:

Купер Грэм:

Известно, что Дисней основал собственную студию, в которой создал образ кролика Освальда Раббита, но не зарегистрировал авторских прав на него. Идея и сам образ были бесцеремонно украдены. Это был урок для Диснея, который после этого вынужден был заниматься не только искусством. Он стал очень осторожным, особенно в вопросах охраны авторских прав. Поэтому, я бы сказал, что на раннем этапе творчества Дисней - больше художник, чем бизнесмен, а на более позднем этапе (в конце 40-х - начале 50-х) - все более бизнесмен, чем художник.

Ян Рунов:

После "потери" кролика Освальда, а с ним и денег, Уолт Дисней отправляется к брату Рою в Лос-Анжелес. Туда же затем переезжает и Юб Айверкс. В 1927 году, как раз накануне появления звукового кино, Дисней и Айверкс придумали нового героя - неунывающего, озорного мышонка Микки, Микки Мауса. Два первых фильма с Микки появились одновременно с первым звуковым кинофильмом "Певец джаза". Дисней сразу оценил значение звука для рисованного кино и быстро создал третий фильм с Микки под названием "Пароход Уилли", с голосами, шумами и музыкой. Этот фильм, показанный публике в 1928 году, сразу стал сенсацией.

Сергей Сенинский:

Вот что писали американские газеты 19 сентября 1928 года: "Мышонок в огромных ботинках и с ушами как ракетки для пинг-понга появился сегодня в "Пароходе Уилли" - первом звуковом мультфильме. Его создатель Уолт Дисней наделил Микки Мауса резким, даже нахальным голосом. Художник-мультипликатор фильма - партнер Диснея Юбби Айверкс. Имя Микки придумала мышонку жена Диснея, а вся идея фильма и голос принадлежат самому Уолту Диснею".

Ян Рунов:

А в это время в мире: власти Пруссии смягчили запрет на публичные выступления Адольфа Гитлера, лондонский бактериолог Александр Флеминг открыл пенициллин, в СССР Коммунистическая партия во главе со Сталиным отказалась от НЭПа и страна выполняла Первый Пятилетний план с его индустриализацией.

Сергей Сенинский:

Растущая известность Микки Мауса и его подружки Минни показала, что публике пришлись по вкусу приключения смышленого зверька, говорящего человечьим языком и обладающего человеческими чертами характера. Популярность Микки подтолкнула Диснея к созданию новых персонажей, таких как утенок Дональд Дак, собаки Плуто и Гуфи. Фильмы с ними появились в 1931-1932 годах.

В 1932 году Уолт Дисней получил за Микки Мауса свою первую высшую кино награду - премию "Оскар". А в 1933 Дисней, одним из первых используя в кино цвет, выпустил короткометражный мультик "Три Поросенка" (по мотивам английской сказки). Фильм появился на пике Великой Депрессии и оказался более чем кстати: публика пришла в восторг от сказки о поросенке, который тяжело работал, но зато построил каменный домик и спасся в нем от злого, коварного волка Дисней получил за "Трех Поросят" второго "Оскара". А ставшую позже известной во всем мире песенку "Нам не страшен серый волк" распевала тогда вся Америка.

Ян Рунов:

Так получилось, что в наиболее трудные для США моменты истории компания Диснея добивалась коммерческого успеха. Годы Великой Депрессии, как ни парадоксально, стали началом финансового расцвета студии Уолта Диснея, фильмы которого завоевали мировой кинорынок. В начале 30-ых Дисней уже мог взять на работу способных молодых художников-мультипликаторов, во главе которых стоял все тот же Юб Айверкс. А Рой Дисней, воспользовавшись популярностью диснеевских мультяшек, наладил выпуск и продажу галстуков с изображениями мышонка Микки и утенка Дональда, часов, маек, шапок, кукол. Известность героев Диснея способствовала развитию побочного бизнеса, который в свою очередь еще больше популяризировал кинопродукцию студии.

Но творческий зуд толкал Уолта Диснея на новые поиски. И в 1935 году он начал работу над первым полнометражным мультфильмом "Белоснежка и семь гномов". При тогдашних технических средствах эта работа потребовала от творческого и технического персонала студии колоссального напряжения. Но Дисней проявил удивительное упорство организатора и тонкий вкус художника. Впрочем, в работе над "Белоснежкой" он был больше инициатором и координатором всех творческих цехов, чем, собственно, художником. Он контролировал все звенья и весь процесс создания фильма. Последнее слово всегда было за ним. Введя в мультипликационное кино людей - положительных Белоснежку и Принца, карикатурную злую Королеву и по-доброму шаржированных симпатичных гномов, Дисней встал на путь нового диснеевского кино - полнометражного.

Сергей Сенинский:

Работа над "Белоснежкой" была завершена в декабре 1937 года, а в феврале 1938-го фильм вышел на экраны.

Вот что писали тогда американские газеты:

"Этот год можно назвать годом мультипликационного кино. В первой диснеевской полнометражке незабываемо все, от обаяния персонажей до песенки "Насвистывай, когда работаешь".

А в это время в мире: Гитлер назначает себя Верховным Главнокомандующим германской армией, Япония признает правительство Франко в Испании и оккупирует китайский город Нанкин, в Москве идет суд на группой Бухарина-Рыкова, а в Америке впервые появляется зубная паста в тюбиках.

Ян Рунов:

За фильм "Белоснежка и Семь Гномов" Дисней получает очередного "Оскара" и приз международного кинофестиваля в Венеции. После "Белоснежки" студия Диснея выпускает один за другим полнометражные мультфильмы, которые сразу становятся классикой: "Пиноккио", "Фантазия", в которой забавные фигурки двигаются под музыку Чайковского и Стравинского, "Дамбо" (о летающем слоненке), "Бэмби" (трогательная история олененка)...

С одной стороны Дисней и его компания получили широчайшее признание, но с другой критики и интеллектуалы не могли простить Диснею его финансового успеха. Но Уолт Дисней не обращал внимания на мнение критиков. Он уже мог себе это позволить. К тому времени (это был 1940 год) он перевел свою компанию в новую, оснащенную новейшей кинотехникой, студию-фабрику в городе Бербанк, штат Калифорния, где и по сей день находится штаб-квартира компании.

И тут - новый удар, которого он никак не ожидал: работники студии объявляют забастовку. Репутация Диснея как умного руководителя, щедрого и заботливого друга своих работников разваливалась на глазах. Раздаются призывы к бойкоту диснеевской продукции. И вновь Диснею на помощь приходит история: от краха компанию спасает Вторая Мировая война.

Вновь слово научному сотруднику Библиотеки Конгресса Куперу Грэму, который считает, что сама жизнь превращала Диснея из художника в бизнесмена:

Купер Грэм:

Больше бизнесменом его сделали серьезные финансовые проблемы незадолго до начала и в самом начале Второй Мировой войны. Он тогда потерял европейские рынки, в 1940 году затеял очень дорогой и трудный фильм "Фантазия", сильно подкосила его и забастовка на студии. Но природный оптимизм, присущий Диснею, оптимизм, которым он наделил и мышонка Микки, и трех поросят, сыгравших свою роль в поднятии духа американцев в годы Великой Депрессии, этот оптимизм помог ему выстоять и тогда, когда против него восстали даже его собственные сотрудники.

Этот, как тогда писали, "трудовой конфликт" положил конец утопической мечте Диснея создать из студии коммуну равноправных единомышленников. Пришлось стать более жестким руководителем компании и вести ее к намеченным целям, не обращая внимания на критиков. (Его действия вызывали осуждение у либеральной прессы, и одобрение у консервативных кругов.) С началом войны студия стала получать заказы от правительства США и от Армии на создание военно-учебных и пропагандистско-патриотических фильмов, например, о распознавании вражеских самолетов, о навигации кораблей и т.д. Финансовые дела диснеевской компании тогда сильно поправились, но некоторые историки кино утверждают, что чем богаче становился Дисней, тем реже он шел на смелые творческие поиски и эксперименты. Но на мой взгляд он просто сначала создавал очень качественный товар, который позднее сам же выгодно продавал.

Сергей Сенинский::

Одновременно с выполнением государственных заказов, на студии полным ходом идет освоение новой техники комбинированных съемок и продолжается выпуск мультфильмов, что подготовило компанию к тому, что после войны она превращается в крупный бизнес. Дисней выпускает увлекательные документальные фильмы о природе (серия "Приключения из жизни"), художественные и полнометражные мультипликационные, такие как "Золушка", "Алиса в стране чудес", "Питер Пэн", "Сто один далматин"... Тогда же он задумывает строительство грандиозного детского парка развлечений и одним из первых угадывает, какие гигантские возможности таит в себе телевидение.

Слово куратору нью-йоркского музея Радио и Телевидения Рону Саймону.

Рон Саймон:

Безусловно, Уолт Дисней одним из первых понял, что кино и телевидение могут успешно сотрудничать, дополняя друг друга. Студия Диснея первой из голливудских студий начала делать многосерийные телефильмы или сериалы. В 1954 году Дисней подписал контракт с телекомпанией "Эй-Би-Си" на производство еженедельной передачи под названием "Диснейленд". До этого Дисней по контракту с другими телекомпаниями уже готовил для них отдельные телефильмы, Но выпуск еженедельного диснеевского сериала на каналах "Эй-Би-Си", без преувеличения, определил дальнейший путь сосуществования Голливуда и телевидения.

Дисней очень остро чувствовал, как привлечь внимание каждой категории американских зрителей. Первоначальной его задачей при выпуске еженедельных передач было рассказать людям о строительстве в Калифорнии под Лос-Анжелесом парка развлечений "Диснейленд". Поэтому и телесериал был назван "Диснейленд". Зрители привыкали к этому названию, каждую неделю смотрели, как возникает сказочный городок. И так продолжалось целый год. У американцев, таким образом, создавалось впечатление, что они как бы сами участвуют в создании "Диснейленда". Уолт Дисней очень умело готовил рынок для своего нового детища. До Диснея никто до этого не додумался. А он сумел объединить телевидение, кино и парк развлечений. И зрители с нетерпением ожидали открытия парка, чтобы посмотреть, что же из этого получилось.

Сергей Сенинский:

Кем больше был Дисней - художником или бизнесменом?

Рон Саймон:

Я думаю, Дисней был прежде всего шоуменом. Кстати, он предлагал свою еженедельную серию о строительстве "Диснейленда" многим телекомпаниям, но те не верили в финансовый успех идеи и считали, что Дисней не сможет привлечь внимание телезрителей, а уж тем более создать новую аудиторию. И это несмотря на его успехи в 30-х - 40-х годах.

Но Дисней, вопреки всему, вновь добился своего. Потому что он знал, как привлечь внимание семьи - детей, и родителей. А как называть его работу - искусством или маркетингом - решать историкам и искусствоведам. Но сам факт того, что его работы получили 29 "Оскаров", говорит о многом. В нем уживались шоумен, бизнесмен и художник.

Ян Рунов:

Это был Рон Саймон, куратор нью-йоркского музея Радио и Телевидения.

Сергей Сенинский:

В 1955 году под Лос-Анжелесом был открыт первый "Диснейленд", который стал Меккой для туристов со всего мира.

Вот что писали американские газеты 18 июля 1955 года:

"Диснейленд, раскинувшийся в Анагейме, штат Калифорния, построен Уолтом Диснеем. Сначала Дисней подарил нам Микки Мауса, а теперь - царство фантазии на 160 акрах земли. Здесь ребенок может сесть за руль автомобиля будущего, забраться на пароход, какие плавали когда-то по Миссисипи, побегать по средневековому замку... Создание Диснейленда обошлось в 17 миллионов долларов. Работу получили 2 500 человек. Ожидается, что этот увеселительный парк привлечет до 5 миллионов посетителей в год. Неужели мышонок Микки сумел создать золотую мышеловку для людей?"

А в это время в мире: 9 ведущих ученых во главе с Эйнштейном и Расселом призвали к запрещению войны, так как атомная бомба угрожает существованию человечества; США поспешили заявить о намерении в 1957- 1958 годах первыми в мире запустить на орбиту искусственный спутник Земли, после чего в СССР решили догнать и перегнать американцев, что и было сделано.

Ян Рунов:

В 50-е годы киностудия Уолта Диснея выпускает немало новых фильмов, среди которых "Спящая красавица". Из последних работ Диснея в 60-е годы самым значительным стал кинофильм "Мэри Поппинз", в котором участвовали и настоящие актеры, и персонажи мультипликации. Параллельно Дисней строил "Диснейуорлд" - второй увеселительный детский парк, на этот раз на восточном берегу США - в штате Флорида, под городом Орландо. Строительство уже шло полным ходом. когда Диснея не стало. Он умер 15 декабря 1966 года.

Сергей Сенинский:

В тот день американские газеты писали:

"Имя Уолта Диснея - синоним творчества. "Белоснежка", мультфильм на все времена, - плод его фантазии. "Мери Поппинз", фильм 1964 года, показал, что Дисней находится в одном ряду с величайшими мастерами искусств. "Диснейленд" в Калифорнии - воплощение его идеи. И хотя мышонка Микки нарисовал Юбби Айверкс, именно Дисней сделал Микки Мауса любимцем миллионов и сделал на нем миллионы. Сегодня утром Уолт Дисней умер от рака легких. Ему было 65 лет."

А в это время в мире:

Продолжается война во Вьетнаме, в Китае в разгаре "культурная революция", Рональд Рейган становится губернатором Калифорнии, в моду стремительно входят мини-юбки.

Рассказывает историк и исследователь из штата Пенсильвания Грэг Конрой:

Грэг Конрой:

Прежде всего я верю, что люди со Среднего Запада, то есть житницы США, знают цену труду и земле. У них крестьянский ум, они упрямы, упорны в работе и редко меняют свои взгляды. Именно таким был Уолт Дисней, характер которого формировался в Канзас-Сити, штат Миссури. Дисней, даже став богатым и знаменитым, никогда не забывал, откуда он, и не изменял себе: он пронес через все периоды своей жизни крепкие устои Среднего Запада.

Он гордился своими корнями и черпал в них силы. И все это чувствуется в персонажах его фильмов. У них фермерская смекалка, грубоватый фермерский юмор. Его фильмы вполне реалистичны, в них есть и грусть, и драма. Но все равно добро в его фильмах побеждает.

Ян Рунов:

Основы, заложенные Диснеем, оказались настолько крепкими, что спустя более чем 30 лет после его смерти корпорация продолжает развиваться по заданным Диснеем направлениям. Это производство и продажа кинотеатрам фильмов - игровых и мультипликационных, перевод фильмов на видеокассеты и видеодиски и их продажа, изготовление фильмов специально для видео. Корпорация все чаще продает театрам или сама осуществляет театральные постановки по своим мультфильмам. Так неизменным успехом пользуются на Бродвее перенесенные с экрана на сцену "Красавица и Чудовище", "Питер Пэн", "Король Лев", на которого билеты раскуплены сегодня на полгода вперед.

Среди новых проектов - "Дисней-центры" или малые "Диснейленды", которые будут размещаться только в одном здании. Там детям и взрослым предложат развлечения, основанные на новейших технологиях. В этом году такой "Дисней-центр" появится в Чикаго, в будущем году - в Филадельфии, а потом в других крупных городах Америки и во многих столицах европейских государств. И те, кто не может побывать в диснеевских парках в Лос-Анжелесе, в Орландо, в Токио или в Париже, смогут посещать Дисней-центры в своих городах. Как и при Диснее, коллектив сотрудников диснеевских парков и центров называют не работниками, а труппой, состоящей из актеров, работающих в костюмах персонажей, и из технического персонала.

Крэг Конрой:

Уникальность Диснея и его корпорации в том, что понятие "семья", на которую рассчитана деятельность организации, охватывает практически все слои населения, "детей" всех возрастов, то есть всех, в ком сохранилось детское умение удивляться и радоваться. Дисней и его последователи как бы говорят людям: "Приходите к нам, уставшие от проблем и трудностей, приводите в наше волшебное царство, в сказочное королевство Диснея своих детей, и проведите время вместе. И дети запомнят это на всю жизнь." Вот в чем секрет успеха Диснея.

Он дает людям положительные эмоции. Он в высшей степени уважает потребителя. Там каждый чувствует себя важной, значительной персоной, дорогим гостем. Это очень хорошее чувство, которое остается с вами, как сладкие воспоминания детства, навсегда. Знаете, некоторые люди даже покупают летние квартиры и дома поближе к "Диснейленду" или "Диснейуорлду". Или переезжают туда, выйдя на пенсию: чтобы растянуть праздник, быть всегда рядом со сказкой.

И последнее: корпорация Уолта Диснея - один из крупнейших работодателей в мире. В ней сегодня работают более 100 тысяч человек. В составленном журналом "Форчун" очередном списке ста крупнейших компаний США "Уолт Дисней Компани" занимает 53 место. В перечне 30-ти американских компаний, по котировкам акций которых рассчитывается индекс Доу-Джонса - она бессменно с 1991 года.

И все это создал человек из Канзас-Сити, штат Миссури, начав когда-то с крохотного гаража, в углу которого жил мышонок.

Ян Рунов:

Это был Крэг Конрой, историк и исследователь из штата Пенсильвания.

Хотя Уолт Дисней получил множество академических наград и почетные докторские степени Гарвардского и Йелльского университетов, его постоянно критиковали: одни усматривали излишний консерватизм, другие - грубоватый вкус, третьи называли "Диснейленд" не парком развлечений, а развлекательным супермаркетом. На это сам Дисней отвечал: "А я никогда и не называл то, что делаю, искусством. Это - шоу-бизнес".

Сергей Сенинский:

Меняющийся мир: страны и рынки после терактов в США

Александра Финкельштейн:

После жуткого сентября, когда теракты и ответные репрессии затуманили перспективы мировой экономики, ноябрь продемонстрировал удивительную стойкость процессов глобализации, пишет известный экономист, директор Центра международного развития Гарвардского университета Джеффри Сакс в статье, опубликованной во французской газете Les Echos.

Во-первых, более 100 стран, представители которых собрались в Марокко, согласились - ради замедления темпов глобального потепления - ограничить выбросы, загрязняющие атмосферу.

Во-вторых, Китай стал членом ВТО. Причем он входит в мировое экономическое сообщество как мощная, стабильная и готовая к сотрудничеству страна, которая в будущем станет одной из ведущих торговых держав.

В-третьих, на конференции ВТО в Катаре более 140 стран, решив начать новый раунд переговоров, сделали выбор в пользу коммерции, а не протекционизма. При этом развивающимся странам удалось, и это очень важно, добиться немалых успехов, отстаивая свои интересы.

В-четвертых, война в Афганистане, помимо успехов на фронте, принесла и дипломатический прорыв. ООН сыграет основную роль не только в формировании нового правительства этой страны, но и в координации оказания гуманитарной помощи афганскому народу, что снизит опасения многих стран, усматривающих в кампании борьбы с терроризмом монополию США на приятие важнейших решений.

Все эти события, хотя и не связаны напрямую, свидетельствуют об одном: международное сообщество ищет новые формы способы сотрудничества. Возрастающая роль международных структур под эгидой ООН позволяет надеяться, что спорные вопросы будут обсуждаться спокойно и решаться разумно. Никто не хочет оказаться вне этого всемирного прогресса.

События ноября стали достойной прелюдией к 13 декабря, когда ООН и её генеральному секретарю будут вручать в Осло Нобелевскую премию мира. Это достойная оценка роли, которую ООН играет и должна играть в будущем, развивая мирную и успешную глобализацию" - пишет во французской газете Les Echos известный американский экономист Джеффри Сакс.

Иван Толстой:

"Банки ожидают подъема евро", - статья в немецкой газете Frankfurter Allgemeine Zeitung. Аналитики полагают, что к концу будущего года евровалюта будет стоить около 95 центов США. К такому выводу пришла лондонская компания Consensus Economic, опросившая почти 100 экспертов, работающих в международных банках.

Многие из них полагают, что следует говорить, скорее, не о подъеме евро, а о падении доллара. Никаких фундаментальных изменений, способных превратить евро в сильную валюту, не произойдет - считает, например, аналитик Merrill Lynch. Но он не верит и в прогнозируемый на весну подъем экономики в Штатах.

В начале прошлого года большинство предсказывали паритет доллара и евро - курс один к одному. Тем не менее, американская валюта пережила не только биржевой крах компаний «новой» экономики, но и теракты 11 сентября. Опрошенные теперь экономисты отмечают как приток средств из-за рубежа на рынки облигаций в США, так и то, что в сентябре достиг максимума за последний год и приток капитала в Европу.

Впрочем, эксперты отмечают, наряду с прочим, что нынешние прогнозы аналитиков разнятся гораздо сильнее, чем всего год назад. Они теперь колеблются от доллара и десяти центов, которые будут давать через год за евро по мнению аналитика американского банка Goldman Sachs, до 77 центов, предсказываемых его коллегой из британского Barclays Capital, уверенным, что большинство инвесторов по-прежнему считают еврозону бесперспективной.

Если прогнозы аналитиков в целом оправдаются, 2002 может стать первым годом подъема евро. В 1999 курс евровалюты упал на 13,7%, в 2000 - на 6,4%, а с начала 2001 - на 5,3%", - пишет немецкая Frankfurter Allgemeine Zeitung.

XS
SM
MD
LG