Ссылки для упрощенного доступа

logo-print

Programs - Business & Money


- Администрация Свердловской области намерена выкупить у РАО "ЕЭС России" три крупнейших электростанции.
- Компания "Дойче Телеком" проигрывает "Телеком Италия" итальянской компании "Оливетти".
- "Достижения бизнеса ХХ века. Первая десятка". Передача третья: Уолт Дисней.
- Обзор публикаций очередного номера британского еженедельника "Экономист".


Сергей Сенинский:

Российское акционерное общество "Свердловэнерго" планирует выкупить у акционерного общества "Единая энергосистема России" три крупнейших электростанции Свердловской области. Об этом агентству Росбизнесконсалтинг сообщили в минувшую среду представители "Свердловэнерго". На следующей неделе в Екатеринбурге ждут главу РАО "ЕЭС России" Анатолия Чубайса, когда, как ожидается, и будут обсуждаться планы администрации области в отношении Верхнетагильской, Среднеуральской и Ревтинской ГРЭС. Но что значит - "выкупить" местные электростанции, само объявление о чем звучит с оттенком сенсации?

Губернатор Свердловской области Эдуард Россель обозначает позицию областной администрации так:

Эдуард Россель:

В свое время, когда "Свердловэнерго" управлял Александр Иванович Винокуров, он сделал колоссальную ошибку. Я ему тогда говорил, не отдавай станции! Ни одной станции из системы "Свердловэнерго" не отдавай на уровень Федерации. Он, однако, не выдержал, боялся очень начальства и отдал четыре станции. Четыре лучших станции отдал. А оставшиеся худшие станции у нас, где надо ежегодно вести большой объем капитального ремонта, чтобы поддерживать их в рабочем состоянии. Поэтому мы уже давно работаем в том плане, чтобы эти четыре "потерянные" станции снова вернуть в состав "Свердловэнерго". И работа идет в положительном направлении. Как будет? Это решится 1 июня, мы будем специально обсуждать каждый вопрос.

Сергей Сенинский:

Губернатор Свердловской области Эдуард Россель, пресс-конференция в Екатеринбурге 26 мая.

Здесь стоит вспомнить, что, согласно указу президента России от 15 августа 1992 года, содержанием которого была программа приватизации российской электроэнергетики, крупнейшие региональные электростанции приватизировались по отдельным схемам, отличным от предусмотренных для самих региональных энергокомпаний.

Итак, как было заявлено, - "выкуп" региональных электростанций у крупнейшей российской естественной монополии. Можно сформулировать и иначе: выкуп регионом стратегических объектов на его территории у федерального центра. Как реально могут быть реализованы подобные планы и есть ли прецеденты в других регионах? На наши вопросы отвечает эксперт по энергетическому рынку России - сотрудник аналитического управления инвестиционной компании "Ренессанс-Капитал" Ирина Лисковец.

Итак, РАО "ЕЭС России", акционерное общество "Свердловэнерго" и три упомянутых электростанции Свердловской области: каковы отношения собственности между ними сегодня?

Ирина Лисковец:

Что касается вопросов собственности, то "Свердловэнерго" является дочерним предприятием РАО "ЕЭС России". РАО "ЕЭС России" принадлежат 65 процентов "голосующих" акций "Свердловэнерго". Три станции, вопрос о выкупе которых стоит, принадлежат РАО "ЕЭС России". Они не являются юридическими лицами и являются структурными подразделениями РАО. "Свердловэнерго" арендует эти станции у РАО и в настоящий момент платит за аренду.

Сергей Сенинский:

Представители "Свердловэнерго" говорят о возможном "выкупе" электростанций. Так что, за них могут быть предложены реальные деньги?

Ирина Лисковец:

С самого начала вопрос о выкупе стоял и денежными средствами, но, естественно, "Свердловэнерго" не может набрать необходимую сумму для выкупа мощностей, которые составляют 80 процентов установленной мощности "Свердловэнерго". И сейчас стоит вопрос о том, что РАО "ЕЭС России" увеличит свою долю в уставном капитале "Свердловэнерго" с текущих 65 процентов, по предварительным оценкам, до 80 процентов. "Свердловэнерго" предлагает провести дополнительную эмиссию, то есть, соответственно, доля остальных акционеров в уставном капитале уменьшится, а увеличится доля РАО "ЕЭС России".

Сергей Сенинский:

В других регионах России были прецеденты подобных схем в отношении местных электростанций?

Ирина Лисковец:

До начала этого года 7 станций в России арендовались региональными энергокомпаниями: "Мосэнерго" арендовала 2 станции, "Свердловэнерго" - 3, и по одной станции арендовали "Ленэнерго" и "Новосибирскэнерго". В этом году внеочередное собрание акционеров "Мосэнерго" проголосовало за увеличение уставного капитала на 7 проценто, с целью приобретения двух станций. Эти станции составляют 20 процентов установленной мощности, то есть один такой прецедент есть.

Сергей Сенинский:

Если допустить вариант, что РАО "ЕЭС России" принимает предложение "Свердловэнерго", то последняя - понятно - перестает платить арендную плату. Ну, а что меняется вслед за дополнительной эмиссией акций?

Ирина Лисковец:

В настоящий момент, эти станции находятся на балансе РАО "ЕЭС России", то есть - это имущество, которое принадлежит РАО. "Свердловэнерго" принадлежит РАО "ЕЭС России" не на 100 процентов. То есть, 35 процентов принадлежит сторонним акционерам.

Если бы РАО передало эти станции "Свердловэнерго" бесплатно, то получается, что какую-то часть этих станций они бесплатно подарили остальным акционерам "Свердловэнерго". Таким образом, чтобы передача произошла на паритетной основе, РАО "ЕЭС России" увеличит в свою долю в "Свердловэнерго" и адекватно уменьшит долю сторонних акционеров. И, таким образом, с имущественной и финансовой точки зрения РАО "ЕЭС России" ничего не потеряет.

Сергей Сенинский:

Если опять-таки допустить вариант соглашения между РАО "ЕЭС России" и "Свердловэнерго" - в том или ином виде - в отношении ключевых электростанций области, можно ли говорить о повышении, если можно так выразиться уровня автономности в принятии решений в области - скажем, по поводу тарифной политики и выбора потребителей?

Ирина Лисковец:

С моей точки зрения, речи об увеличении автономности вести нельзя, потому что, во-первых, эти станции находились в оперативном управлении региональных энергокомпаний, так как они арендовались. Кроме того, что касается тарифов, то они, в любом случае, определяются региональными энергетическими комиссиями, которые контролируются местными властями.

Что касается отключения того или иного потребителя, то это опять все происходит по согласованию с региональными властями. То есть, в случае выкупа станции, которая до момента выкупа находилась в оперативном управлении энергокомпании на условиях аренды, то здесь о каком-то увеличении автономии говорить нельзя.

Другое дело, если будет идти речь о выкупе независимых станций, то есть, которые сейчас поставляют электроэнергию на оптовый рынок. Если какая-то из энергокомпаний сможет их приобрести, тогда можно будет говорить о каких-то изменениях отношений собственности. Но в случае "выкупа" арендуемых станций коренных изменений здесь не происходит.

Сергей Сенинский:

Спасибо, напомню, на наши вопросы отвечала в Москве сотрудник аналитического управления инвестиционной компании "Ренессанс-Капитал" Ирина Лисковец. А переговоры руководства РАО "ЕЭС России" и "Свердловэнерго", если ничего не изменится, должны пройти в Екатеринбурге на будущей неделе. По их результатам, возможно, появятся ответы на вопрос: кто, что и как будет выкупать и будет ли вообще?

Чуть больше месяца назад компании "Дойче Телеком" и "Телеком Италия" - первая и четвертая телефонные компании Европы соответственно - объявили о намерении объединиться в единую корпорацию. Спустя ровно четыре недели владельцем 51-го процента акций "Телеком Италия" становится "Оливетти", вторая телефонная компания Италии. Герхард Вейнер, руководитель отдела по связям с общественностью "Дойче Телеком":

Герхард Вейнер:

Мы вели переговоры с компанией "Телеком Италиа".

Их основной идеей было создание крупного европейского концерна телекоммуникаций, способного на равных конкурировать с американскими гигантами. То есть, создание некоего "Телеком Европа". Этот план можно было осуществить с итальянским партнером, но теперь ситуация изменилась, и мы должны искать новые пути.

Сергей Сенинский:

О своих притязаниях на компанию "Телеком Италия", которая в несколько раз крупнее, "Оливетти" объявила еще два с половиной месяца назад. С тех пор ей удалось заручиться поддержкой ключевых акционеров национальной телефонной компании Италии. Юрий Мальцев рассказывает из Милана:

Юрий Мальцев:

В пятницу, 21 мая, истек последний срок действия предложения "Оливетти" о покупке "Телеком Италия". И вечером стали известны результаты. Как выяснилось, за последнюю неделю группа "Оливетти" скупила на бирже более 51 процента акций "Телеком Италия", истратив на это 33 миллиарда долларов. И директор "Телеком Италия" Франко Бернабе признал свое поражение. Вслед за ним, разумеется, уйдет и весь совет директоров, а их место займут новые хозяева.

Операция приобретения удалась "Оливетти" потому, что крупнейшие акционеры "Телеком Италия" - итальянский Коммерческий банк, итальянский банк "Сан-Паоло", "Уни Кредит", холдинговая компания "Аньелли", итальянский национальный Институт страхования и страхования компания "Дженерале" - уступили свои акции "Оливетти". Просто потому, говорят они, что предложенная цена была выгодной. Из крупных акционеров "Телеком Италия" только один - американо - швейцарский банк "Кредит Суисс Ферст Бостон" - не уступил своих акций "Оливетти".

Последнее слово остается теперь за правительством Италии, которое располагает, так называемой, "золотой" акцией, позволяющей контролировать вступление новых акционеров. Премьер-министр Италии Массимо Д'Алема заявил, что правительство ждет обещанного "Оливетти" плана развития и реконструкции компании "Телеком Италия" и, только ознакомившись с ним, примет решение. Но в осведомленных кругах считают, что правительство не воспользуется своим правом вето. Д'Алема в последнее время не раз выступал защитником свободной рыночной экономики и заявлял, что правительство не намерено вмешиваться в дела рынка.

Наконец, надо заметить, что после резкого скачка вверх в пятницу, 21 мая, акции "Телеком Италия" уже в понедельник подешевели на 10 процентов. Затем, в последующие дни, они, правда, снова пошли вверх. Дело в том, что теперь вступила в действие огромная масса мелких акционеров, и эти резкие колебания курса акций "Телеком Италия" отражают их неуверенность, вызванную предполагаемым ее слиянием с контролируемой "Оливетти" компанией "Текност", у которой огромный дефицит - более 15 миллиардов долларов. И акционеры "Телеком Италия" опасаются, что такое слияние может обесценить их акции.

Сергей Сенинский:

Спасибо, Юрий Мальцев, Милан.

Возвращаясь к "Дойче Телеком", вспомним, что более 70-ти процентов акций компании сегодня принадлежат правительству Германии. Именно это обстоятельство особенно бурно обсуждалось еще недавно в Италии, после официального объявления о планах слияния немецкой и итальянских телефонных компаний. Альберт Майер, Франкфурт-на-Майне, аналитик инвестиционного банка "Джей-Пи Морган":

Альберт Майер:

Мне кажется, пока рано делать какие-то прогнозы по поводу дальнейшей политики "Дойче Телеком". Основой ее концепции является расширение деятельности в других странах. И поэтому "Дойче Телеком", как мне кажется, будет искать любые пути, чтобы добиться все-таки объединения с "Телеком Италия", а если это не удастся, то будет искать нового партнера.

Конечно, последние события вокруг "Телеком Италия" отчасти стали для компании "Дойче Телеком" неожиданностью, но, с другой стороны, в Италии уже давно звучали голоса в пользу того, чтобы национальная телефонная компания оставалась итальянской собственностью. Поэтому нельзя говорить о какой-то неудаче "Дойче Телеком" в результате некой неправильной политики. Просто предложение "Оливетти" оказалось более выгодным и нашло поддержку прежде всего в самой Италии. И если иметь в виду перспективу, предложение "Оливетти" также оказалось более привлекательным, чем предложение "Дойче Телеком".

Сергей Сенинский:

Альберт Майер, аналитик инвестиционного банка "Джей-Пи Морган", Франкфурт-на-Майне.

Не прошло и трех дней после объявления "Оливетти" о покупке 51 процента акций национальной телефонной компании Италии, как появились первые экспертные предположения, что теперь объектом покупки может стать...сама "Оливетти". История, похоже, не закончена.

Наша постоянная рубрика - обзор некоторых публикаций очередного номера британского еженедельника "Экономист". Он вышел в пятницу, 28-го мая. С обзором вас познакомит Мария Клайн:

Мария Клайн:

В странах Западной Европы интенсивно идет процесс слияния компаний, пишет "Экономист". За первые четыре месяца нынешнего года было объявлено о сделках общей стоимостью 434 миллиарда долларов, что на 77 процентов превышает уровень соответствующего периода прошлого года. По некоторым прогнозам, общий объем корпоративных слияний в этом году составит около

1 триллиона 300 миллиардов долларов - это вдвое больше, чем в 1998 году. И тем не менее, создание общеевропейского рынка требует дальнейшего ускорения темпов корпоративных слияний.

Один из парадоксов Европейского Союза состоит в том, что в его рамках возникли лишь несколько по-настоящему общеевропейских компаний, таких, например, как действующая практически во всех странах континента финская корпорация сотовой телефонной связи "Нокиа", отмечает "Экономист". Другие действующие в Европе компании с таким же охватом рынка, как правило, созданы без участия капитала из стран Евросоюза или являются американскими компаниями. Например, американский "Ситибэнк" уже открыл филиалы для обслуживания частных вкладчиков в большинстве европейских стран. Тогда как крупнейший в Европе "Дойче банк" лишь приступает к созданию филиальной сети за пределами Германии.

Введение единой валюты в 11 странах, входящих в Европейский Союз, может стать началом объединения раздробленных рынков Старого Света во что-то, напоминающее рынок Соединенных Штатов, пишет "Экономист". Но для этого нужны большие гарантии прав мелких акционеров, сокращение доли государственной собственности и - прежде всего - радикального сокращения возможностей для вмешательства правительств в управление экономикой. Достаточно вспомнить пример немецкой корпорацией "Дойче Телеком" и итальянской "Оливетти" в борьбе за итальянскую телефонную компанию "Телеком Италиа". Правительство Италии сделало все, чтобы сделка была заключена между "Оливетти" и "Телеком Италиа", хотя последнюю такой исход не устраивал.

Однако неожиданным результатом этой схватки стало приобретение немецкой корпорацией "Маннесманн", конкурентом "Дойче Телеком", двух компаний, входящих в состав "Оливетти", пишет "Экономист". "Маннесманн" теперь будет контролировать две из трех крупнейших компаний сотовой телефонной связи на континенте и имеет все возможности создать общеевропейскую телефонную компанию.

Наибольшие выгоды от введения евровалюты и от единого рынка Европа получит тогда, когда будут значительно облегчены условия для корпоративных слияний, заключает "Экономист".

Вот уже более трех лет подряд цены в Китае снижаются под влиянием недостаточного потребительского спроса, и правительство вынуждено осуществлять крупные проекты за счет государственных средств, чтобы остановить дефляцию, пишет "Экономист". По официальным данным, дефицит госбюджета в прошлом году составил всего 1,2 процента, и в нынешнем году будет, очевидно,

ненамного выше. Проблема, однако, в том, что в Китае поступления от выпуска внутренних гособлигаций включаются в доходные статьи бюджета, а не в статью долговых обязательств. В 1996 году поступления от гособлигаций составили более 19 процентов всех поступлений в госбюджет, в 1997 - уже около 40 процентов, а в нынешнем году этот показатель будет, очевидно, еще выше.

Для обслуживания этого долга требуется все больше средств - в прошлом году на эти цели было потрачено две трети сумм, полученных от выпуска новых облигаций, или более 40 процентов расходов бюджета. Положение усугубляется очень низкой - как и в России - собираемостью налогов, которые составляют всего 12 процентов объема ВВП. Китай, даже при своем гигантском экспорте, не может позволить себе нынешние темпы роста государственных расходов в течение продолжительного времени, заключает "Экономист".

Экономические показатели Южной Кореи в нынешнем году, хотя и свидетельствуют о выходе страны из кризиса, но едва ли могли быть лучше, пишет "Экономист". В первом квартале объем ВВП увеличился почти на 5 процентов по сравнению с соответствующим уровнем прошлого года, а уровень безработицы с февраля по апрель снизился на полтора процента - до чуть более 7. Эти результаты были достигнуты благодаря реформированию южнокорейских финансово-промышленных конгломератов, которые под нажимом президента Ким Дэ Чжуна были вынуждены продать часть избыточных мощностей и побочных производств. Свою роль сыграл также переход многих банков под контроль государства и ужесточение условий кредитования компаний.

Однако все эти реформы далеко не устраняют коренных причин экономического кризиса в Южной Корее, разразившегося 17 месяцев назад. Президент Ким Дэ Чжун заставляет конгломераты проводить реструктуризацию, но не торопится объявлять банкротами недееспособные компании, чтобы не увеличивать число безработных. Он также не спешит радикально решать проблему безнадежных кредитов, чтобы не усугублять положение выдавших их банков. В свое время банки раздавали кредиты именно по указаниям южнокорейских политиков, что привело к огромным избыточным мощностям в промышленности и колоссальным объемам безнадежных долгов. Государство и сейчас контролирует многие банки. Ясно, что глубинные причины кризиса в Южной Корее 1997 года пока не устранены, заключает "Экономист".

Сергей Сенинский:

Спасибо, Мария Клайн познакомила вас с обзором некоторых публикаций очередного номера британского еженедельника "Экономист", который вышел в пятницу, 28 мая.

"Достижения бизнеса ХХ века. Первая десятка". Это цикл из 10 программ - в последнюю пятницу каждого месяца до конца этого года. О важнейшем, на наш взгляд, начинании мирового бизнеса в каждом из десятилетий ХХ века.

Мы начали этот цикл в марте - рассказом о Генри Форде и компании "Форд Мотор". Вторую программу цикла, в апреле, мы посвятили тем, кто основал и сделал доступной для миллионов людей пассажирскую авиацию. Сегодня третья программа цикла: Уолт Дисней.

Ян Рунов:

Как получилось, что бедный художник-мультипликатор оказался основателем многомиллиардной империи, лидирующей в мировой индустрии развлечений? Почему Уолт Дисней неизменно входит во все списки самых влиятельных и успешных бизнесменов мира, оказавших наибольшее влияние на жизнь людей в двадцатом столетии?

Многие эксперты сходятся на том, что Диснею удалось создать как бы параллельный мир, но сказочный. Мир, в который можно спрятаться от проблем реальности и спрятать своих детей, всю семью. За это, как оказалось, люди готовы платить немалые деньги.

Купер Грэм, научный сотрудник отдела кино Библиотеки Конгресса США:

Купер Грэм:

Дисней ясно представлял себе свой рынок: это семья. Семье он предлагал семейное развлечение, в котором не было ничего мрачного, которое можно смотреть детям и интересно взрослым.

Ян Рунов:

Мнение историка и исследователя из штата Пенсильвания Крэга Конроя:

Крэг Конрой:

Творчество и продукция Диснея были четко ориентированы на семью, на ее сохранение и укрепление. На семью рассчитаны и парки развлечений "Диснейленд" и "Диснейуорлд". В них идеальная чистота, все свежевыкрашенно, отремонтировано, вы никогда не скажете, что какое-то здание, какие-то конструкции - старые, вы не увидите ни ржавчины, ни облупившейся краски. Все всегда новое, все сделано по-хозяйски, и так из месяца в месяц, из года в год, из десятилетия в десятилетие. Так же чисто и крепко, на десятилетия, сделаны фильмы Диснея. В них нет эпатажа, нет даже скрытых оскорблений какой-либо категории людей, нет, как говорят сейчас, отрицательной энергии.

Ян Рунов:

Несколько поколений американцев видели в Диснее человека, миссия которого - дарить минуты веселья и радости миллионам людей. И выполнял эту свою миссию Уолт Дисней легко, "насвистывая, когда работал", и любил повторять: "Я не знаю, что такое депрессия, плохое настроение. Я - счастливый человек".

Уолт Дисней был новатором. Это ему мы обязаны тем, что мультипликационное кино стало видом искусства, понятным и любимым всеми. Это он первым перевел сказку на экран, потом вывел героев своих мультфильмов на улицу в своем парке развлечений "Диснейленд"... Но это было только начало. Он дал стимул, дал свое доброе имя компании, которая теперь успешно развивается без него, захватывая все новые и новые области бизнеса: телевидение, туризм, производство игрушек и одежды. Ежегодный оборот ее продаж составляет сегодня 22 миллиарда долларов.

Сергей Сенинский:

Уолт Дисней родился 5 декабря 1901 года в Чикаго. В то время Россия подписала с Китаем договор о Манчжурии. Объявлены первые в истории лауреаты Нобелевской премии, среди которых - германский физик Вильгельм Рентген, за открытие лучей, названных рентгеновскими. Кстати, в один день с Диснеем родилась в Германии Мария Магдалена фон Лош, будущая актриса и певица Марлен Дитрих.

Ян Рунов:

Уолт Дисней был четвертым ребенком в семье выходцев из Ирландии. Мать была учительницей, а отец - плотником, фермером, строителем. Из Чикаго семья переехала в маленький городок Марселин в штате Миссури, на американском Среднем Западе. Здесь, в школе, Уолт Дисней увлекся рисованием. Когда отец перевез семью в Канзас-Сити, Дисней стал брать уроки карикатуры в городском Институте Искусств.

В Чикаго, куда семья вернулась в 1917 году, Уолт Дисней продолжал заниматься рисованием и поступил в газету карикатуристом. Но тут началась Первая Мировая война, и он стал водителем грузовика Американского Красного Креста во Франции и в Германии.

По возвращении в Канзас-Сити в 1919 он стал подрабатывать в скромной рекламной кинокомпании. Чуть позже вместе с приятелем Юбом Айверксом открыл собственную маленькую студию. Друзья купили подержанную кинокамеру и стали делать одно - и двухминутные мультипликационные кинорекламы, вроде тех, что сейчас показывают по телевизору. Диснеевские кинорекламы показывали перед фильмами в местном кинотеатре. Дисней с Айверксом создают рисованного кролика по имени Освальд Раббит, который оказался их первой финансовой удачей: им удается продать короткометражки кинодистрибюторам за 1 500 долларов. Но тут один нью-йоркский киноделец обманывает Диснея и просто крадет идею. Фильмы с кроликом Освальдом Раббитом начинает выпускать другая студия. Это был первый сильный удар в творческой биографии Диснея, удар, ставший поворотным моментом.

Купер Грэм, сотрудник отдела кино Библиотеки Конгресса:

Купер Грэм:

Известно, что Дисней основал собственную студию, в которой создал образ кролика Освальда Раббита, но не зарегистрировал авторских прав на него. Идея и сам образ были бесцеремонно украдены. Это был урок для Диснея, который после этого вынужден был заниматься не только искусством. Он стал очень осторожным, особенно в вопросах охраны авторских прав. Поэтому, я бы сказал, что на раннем этапе творчества Дисней - больше художник, чем бизнесмен, а на более позднем этапе (в конце 40-х - начале 50-х) - все более бизнесмен, чем художник.

Ян Рунов:

После "потери" кролика Освальда, а с ним и денег, Уолт Дисней отправляется к брату Рою в Лос-Анжелес. Туда же затем переезжает и Юб Айверкс. В 1927 году, как раз накануне появления звукового кино, Дисней и Айверкс придумали нового героя - неунывающего, озорного мышонка Микки, Микки Мауса. Два первых фильма с Микки появились одновременно с первым звуковым кинофильмом "Певец джаза". Дисней сразу оценил значение звука для рисованного кино и быстро создал третий фильм с Микки под названием "Пароход Уилли", с голосами, шумами и музыкой. Этот фильм, показанный публике в 1928 году, сразу стал сенсацией.

Сергей Сенинский:

Вот что писали американские газеты 19 сентября 1928 года: "Мышонок в огромных ботинках и с ушами как ракетки для пинг-понга появился сегодня в "Пароходе Уилли" - первом звуковом мультфильме. Его создатель Уолт Дисней наделил Микки Мауса резким, даже нахальным голосом. Художник-мультипликатор фильма - партнер Диснея Юбби Айверкс. Имя Микки придумала мышонку жена Диснея, а вся идея фильма и голос принадлежат самому Уолту Диснею".

Ян Рунов:

А в это время в мире: власти Пруссии смягчили запрет на публичные выступления Адольфа Гитлера, лондонский бактериолог Александр Флеминг открыл пенициллин, в СССР Коммунистическая партия во главе со Сталиным отказалась от НЭПа и страна выполняла Первый Пятилетний план с его индустриализацией.

Сергей Сенинский:

Растущая известность Микки Мауса и его подружки Минни показала, что публике пришлись по вкусу приключения смышленого зверька, говорящего человечьим языком и обладающего человеческими чертами характера. Популярность Микки подтолкнула Диснея к созданию новых персонажей, таких как утенок Дональд Дак, собаки Плуто и Гуфи. Фильмы с ними появились в 1931-1932 годах.

В 1932 году Уолт Дисней получил за Микки Мауса свою первую высшую кино награду - премию "Оскар". А в 1933 Дисней, одним из первых используя в кино цвет, выпустил короткометражный мультик "Три Поросенка" (по мотивам английской сказки). Фильм появился на пике Великой Депрессии и оказался более чем кстати: публика пришла в восторг от сказки о поросенке, который тяжело работал, но зато построил каменный домик и спасся в нем от злого, коварного волка Дисней получил за "Трех Поросят" второго "Оскара". А ставшую позже известной во всем мире песенку "Нам не страшен серый волк" распевала тогда вся Америка.

Ян Рунов:

Так получилось, что в наиболее трудные для США моменты истории компания Диснея добивалась коммерческого успеха. Годы Великой Депрессии, как ни парадоксально, стали началом финансового расцвета студии Уолта Диснея, фильмы которого завоевали мировой кинорынок. В начале 30-ых Дисней уже мог взять на работу способных молодых художников-мультипликаторов, во главе которых стоял все тот же Юб Айверкс. А Рой Дисней, воспользовавшись популярностью диснеевских мультяшек, наладил выпуск и продажу галстуков с изображениями мышонка Микки и утенка Дональда, часов, маек, шапок, кукол. Известность героев Диснея способствовала развитию побочного бизнеса, который в свою очередь еще больше популяризировал кинопродукцию студии.

Но творческий зуд толкал Уолта Диснея на новые поиски. И в 1935 году он начал работу над первым полнометражным мультфильмом "Белоснежка и семь гномов". При тогдашних технических средствах эта работа потребовала от творческого и технического персонала студии колоссального напряжения. Но Дисней проявил удивительное упорство организатора и тонкий вкус художника. Впрочем, в работе над "Белоснежкой" он был больше инициатором и координатором всех творческих цехов, чем, собственно, художником. Он контролировал все звенья и весь процесс создания фильма. Последнее слово всегда было за ним. Введя в мультипликационное кино людей - положительных Белоснежку и Принца, карикатурную злую Королеву и по-доброму шаржированных симпатичных гномов, Дисней встал на путь нового диснеевского кино - полнометражного.

Сергей Сенинский:

Работа над "Белоснежкой" была завершена в декабре 1937 года, а в феврале 1938-го фильм вышел на экраны.

Вот что писали тогда американские газеты:

"Этот год можно назвать годом мультипликационного кино. В первой диснеевской полнометражке незабываемо все, от обаяния персонажей до песенки "Насвистывай, когда работаешь".

А в это время в мире: Гитлер назначает себя Верховным Главнокомандующим германской армией, Япония признает правительство Франко в Испании и оккупирует китайский город Нанкин, в Москве идет суд на группой Бухарина-Рыкова, а в Америке впервые появляется зубная паста в тюбиках.

Ян Рунов:

За фильм "Белоснежка и Семь Гномов" Дисней получает очередного "Оскара" и приз международного кинофестиваля в Венеции. После "Белоснежки" студия Диснея выпускает один за другим полнометражные мультфильмы, которые сразу становятся классикой: "Пиноккио", "Фантазия", в которой забавные фигурки двигаются под музыку Чайковского и Стравинского, "Дамбо" (о летающем слоненке), "Бэмби" (трогательная история олененка)...

С одной стороны Дисней и его компания получили широчайшее признание, но с другой критики и интеллектуалы не могли простить Диснею его финансового успеха. Но Уолт Дисней не обращал внимания на мнение критиков. Он уже мог себе это позволить. К тому времени (это был 1940 год) он перевел свою компанию в новую, оснащенную новейшей кинотехникой, студию-фабрику в городе Бербанк, штат Калифорния, где и по сей день находится штаб-квартира компании.

И тут - новый удар, которого он никак не ожидал: работники студии объявляют забастовку. Репутация Диснея как умного руководителя, щедрого и заботливого друга своих работников разваливалась на глазах. Раздаются призывы к бойкоту диснеевской продукции. И вновь Диснею на помощь приходит история: от краха компанию спасает Вторая Мировая война.

Вновь слово научному сотруднику Библиотеки Конгресса Куперу Грэму, который считает, что сама жизнь превращала Диснея из художника в бизнесмена:

Купер Грэм:

Больше бизнесменом его сделали серьезные финансовые проблемы незадолго до начала и в самом начале Второй Мировой войны. Он тогда потерял европейские рынки, в 1940 году затеял очень дорогой и трудный фильм "Фантазия", сильно подкосила его и забастовка на студии. Но природный оптимизм, присущий Диснею, оптимизм, которым он наделил и мышонка Микки, и трех поросят, сыгравших свою роль в поднятии духа американцев в годы Великой Депрессии, этот оптимизм помог ему выстоять и тогда, когда против него восстали даже его собственные сотрудники.

Этот, как тогда писали, "трудовой конфликт" положил конец утопической мечте Диснея создать из студии коммуну равноправных единомышленников. Пришлось стать более жестким руководителем компании и вести ее к намеченным целям, не обращая внимания на критиков. (Его действия вызывали осуждение у либеральной прессы, и одобрение у консервативных кругов.) С началом войны студия стала получать заказы от правительства США и от Армии на создание военно-учебных и пропагандистско-патриотических фильмов, например, о распознавании вражеских самолетов, о навигации кораблей и т.д. Финансовые дела диснеевской компании тогда сильно поправились, но некоторые историки кино утверждают, что чем богаче становился Дисней, тем реже он шел на смелые творческие поиски и эксперименты. Но на мой взгляд он просто сначала создавал очень качественный товар, который позднее сам же выгодно продавал.

Сергей Сенинский::

Одновременно с выполнением государственных заказов, на студии полным ходом идет освоение новой техники комбинированных съемок и продолжается выпуск мультфильмов, что подготовило компанию к тому, что после войны она превращается в крупный бизнес. Дисней выпускает увлекательные документальные фильмы о природе (серия "Приключения из жизни"), художественные и полнометражные мультипликационные, такие как "Золушка", "Алиса в стране чудес", "Питер Пэн", "Сто один далматин"... Тогда же он задумывает строительство грандиозного детского парка развлечений и одним из первых угадывает, какие гигантские возможности таит в себе телевидение.

Слово куратору нью-йоркского музея Радио и Телевидения Рону Саймону.

Рон Саймон:

Безусловно, Уолт Дисней одним из первых понял, что кино и телевидение могут успешно сотрудничать, дополняя друг друга. Студия Диснея первой из голливудских студий начала делать многосерийные телефильмы или сериалы. В 1954 году Дисней подписал контракт с телекомпанией "Эй-Би-Си" на производство еженедельной передачи под названием "Диснейленд". До этого Дисней по контракту с другими телекомпаниями уже готовил для них отдельные телефильмы, Но выпуск еженедельного диснеевского сериала на каналах "Эй-Би-Си", без преувеличения, определил дальнейший путь сосуществования Голливуда и телевидения.

Дисней очень остро чувствовал, как привлечь внимание каждой категории американских зрителей. Первоначальной его задачей при выпуске еженедельных передач было рассказать людям о строительстве в Калифорнии под Лос-Анжелесом парка развлечений "Диснейленд". Поэтому и телесериал был назван "Диснейленд". Зрители привыкали к этому названию, каждую неделю смотрели, как возникает сказочный городок. И так продолжалось целый год. У американцев, таким образом, создавалось впечатление, что они как бы сами участвуют в создании "Диснейленда". Уолт Дисней очень умело готовил рынок для своего нового детища. До Диснея никто до этого не додумался. А он сумел объединить телевидение, кино и парк развлечений. И зрители с нетерпением ожидали открытия парка, чтобы посмотреть, что же из этого получилось.

Сергей Сенинский:

Кем больше был Дисней - художником или бизнесменом?

Рон Саймон:

Я думаю, Дисней был прежде всего шоуменом. Кстати, он предлагал свою еженедельную серию о строительстве "Диснейленда" многим телекомпаниям, но те не верили в финансовый успех идеи и считали, что Дисней не сможет привлечь внимание телезрителей, а уж тем более создать новую аудиторию. И это несмотря на его успехи в 30-х - 40-х годах.

Но Дисней, вопреки всему, вновь добился своего. Потому что он знал, как привлечь внимание семьи - детей, и родителей. А как называть его работу - искусством или маркетингом - решать историкам и искусствоведам. Но сам факт того, что его работы получили 29 "Оскаров", говорит о многом. В нем уживались шоумен, бизнесмен и художник.

Ян Рунов:

Это был Рон Саймон, куратор нью-йоркского музея Радио и Телевидения.

Сергей Сенинский:

В 1955 году под Лос-Анжелесом был открыт первый "Диснейленд", который стал Меккой для туристов со всего мира.

Вот что писали американские газеты 18 июля 1955 года:

"Диснейленд, раскинувшийся в Анагейме, штат Калифорния, построен Уолтом Диснеем. Сначала Дисней подарил нам Микки Мауса, а теперь - царство фантазии на 160 акрах земли. Здесь ребенок может сесть за руль автомобиля будущего, забраться на пароход, какие плавали когда-то по Миссисипи, побегать по средневековому замку... Создание Диснейленда обошлось в 17 миллионов долларов. Работу получили 2 500 человек. Ожидается, что этот увеселительный парк привлечет до 5 миллионов посетителей в год. Неужели мышонок Микки сумел создать золотую мышеловку для людей?"

А в это время в мире:

9 ведущих ученых во главе с Эйнштейном и Расселом призвали к запрещению войны, так как атомная бомба угрожает существованию человечества; США поспешили заявить о намерении в 57-м - 58-м годах первыми в мире запустить на орбиту искусственный спутник Земли, после чего в СССР решили догнать и перегнать американцев, что и было сделано.

Ян Рунов:

В 50-е годы киностудия Уолта Диснея выпускает немало новых фильмов, среди которых "Спящая красавица". Из последних работ Диснея в 60-е годы самым значительным стал кинофильм "Мэри Поппинз", в котором участвовали и настоящие актеры, и персонажи мультипликации. Параллельно Дисней строил "Диснейуорлд" - второй увеселительный детский парк, на этот раз на восточном берегу США - в штате Флорида, под городом Орландо. Строительство уже шло полным ходом. когда Диснея не стало. Он умер 15 декабря 1966 года.

Сергей Сенинский:

В тот день американские газеты писали:

"Имя Уолта Диснея - синоним творчества. "Белоснежка", мультфильм на все времена, - плод его фантазии. "Мери Поппинз", фильм 1964 года, показал, что Дисней находится в одном ряду с величайшими мастерами искусств. "Диснейленд" в Калифорнии - воплощение его идеи. И хотя мышонка Микки нарисовал Юбби Айверкс, именно Дисней сделал Микки Мауса любимцем миллионов и сделал на нем миллионы. Сегодня утром Уолт Дисней умер от рака легких. Ему было 65 лет."

А в это время в мире:

Продолжается война во Вьетнаме, в Китае в разгаре "культурная революция", Рональд Рейган становится губернатором Калифорнии, в моду стремительно входят мини-юбки.

Рассказывает историк и исследователь из штата Пенсильвания Грэг Конрой:

Грэг Конрой:

Прежде всего я верю, что люди со Среднего Запада, то есть житницы США, знают цену труду и земле. У них крестьянский ум, они упрямы, упорны в работе и редко меняют свои взгляды. Именно таким был Уолт Дисней, характер которого формировался в Канзас-Сити, штат Миссури. Дисней, даже став богатым и знаменитым, никогда не забывал, откуда он, и не изменял себе: он пронес через все периоды своей жизни крепкие устои Среднего Запада.

Он гордился своими корнями и черпал в них силы. И все это чувствуется в персонажах его фильмов. У них фермерская смекалка, грубоватый фермерский юмор. Его фильмы вполне реалистичны, в них есть и грусть, и драма. Но все равно добро в его фильмах побеждает.

Ян Рунов:

Основы, заложенные Диснеем, оказались настолько крепкими, что спустя более чем 30 лет после его смерти корпорация продолжает развиваться по заданным Диснеем направлениям. Это производство и продажа кинотеатрам фильмов - игровых и мультипликационных, перевод фильмов на видеокассеты и видеодиски и их продажа, изготовление фильмов специально для видео. Корпорация все чаще продает театрам или сама осуществляет театральные постановки по своим мультфильмам. Так неизменным успехом пользуются на Бродвее перенесенные с экрана на сцену "Красавица и Чудовище", "Питер Пэн", "Король Лев", на которого билеты раскуплены сегодня на полгода вперед.

Среди новых проектов - "Дисней-центры" или малые "Диснейленды", которые будут размещаться только в одном здании. Там детям и взрослым предложат развлечения, основанные на новейших технологиях. В этом году такой "Дисней-центр" появится в Чикаго, в будущем году - в Филадельфии, а потом в других крупных городах Америки и во многих столицах европейских государств. И те, кто не может побывать в диснеевских парках в Лос-Анжелесе, в Орландо, в Токио или в Париже, смогут посещать Дисней-центры в своих городах. Как и при Диснее, коллектив сотрудников диснеевских парков и центров называют не работниками, а труппой, состоящей из актеров, работающих в костюмах персонажей, и из технического персонала.

Крэг Конрой:

Уникальность Диснея и его корпорации в том, что понятие "семья", на которую рассчитана деятельность организации, охватывает практически все слои населения, "детей" всех возрастов, то есть всех, в ком сохранилось детское умение удивляться и радоваться. Дисней и его последователи как бы говорят людям: "Приходите к нам, уставшие от проблем и трудностей, приводите в наше волшебное царство, в сказочное королевство Диснея своих детей, и проведите время вместе. И дети запомнят это на всю жизнь." Вот в чем секрет успеха Диснея.

Он дает людям положительные эмоции. Он в высшей степени уважает потребителя. Там каждый чувствует себя важной, значительной персоной, дорогим гостем. Это очень хорошее чувство, которое остается с вами, как сладкие воспоминания детства, навсегда. Знаете, некоторые люди даже покупают летние квартиры и дома поближе к "Диснейленду" или "Диснейуорлду". Или переезжают туда, выйдя на пенсию: чтобы растянуть праздник, быть всегда рядом со сказкой.

И последнее: корпорация Уолта Диснея - один из крупнейших работодателей в мире. В ней сегодня работают более 100 тысяч человек. В составленном журналом "Форчун" очередном списке ста крупнейших компаний США "Уолт Дисней Компани" занимает 53 место. В перечне 30-ти американских компаний, по котировкам акций которых рассчитывается индекс Доу-Джонса - она бессменно с 1991 года.

И все это создал человек из Канзас-Сити, штат Миссури, начав когда-то с крохотного гаража, в углу которого жил мышонок.

Ян Рунов:

Это был Крэг Конрой, историк и исследователь из штата Пенсильвания.

Хотя Уолт Дисней получил множество академических наград и почетные докторские степени Гарвардского и Йелльского университетов, его постоянно критиковали: одни усматривали излишний консерватизм, другие - грубоватый вкус, третьи называли "Диснейленд" не парком развлечений, а развлекательным супермаркетом. На это сам Дисней отвечал: "А я никогда и не называл то, что делаю, искусством. Это- шоу-бизнес".

XS
SM
MD
LG