Ссылки для упрощенного доступа

Интервью председателя Комитета по обороне Государственной Думы России генерала Андрея Николаева


Ведущий программы "Liberty Live" Владимир Бабурин:

Председатель Комитета по обороне Государственной Думы России генерал Андрей Николаев провел в четверг встречу с аккредитованными в Москве военными атташе, чтобы проинформировать их о недавних решениях нижней палаты парламента России и ратифицировать Договор СНВ-2 и Договор о всеобщем запрете испытаний ядерного оружия. После этой встречи генерал Николаев дал интервью нашему корреспонденту Виталию Портникову.

Виталий Портников:

Встреча с военными атташе убедила председателя Комитета по обороне Государственной Думы России Андрея Николаева в том, что после ратификации двух разоруженческих соглашений Россия находится в куда более сильном положении, чем США.

Андрей Николаев:

Мы, вместе с нашими коллегами по Управлению внешними сношениями Министерства Обороны, решили взять на себя взаимоотношения с военными атташе, которые аккредитованы в Москве и через них, естественно, иметь возможность доводить до сведения иностранных политиков официальную позицию президента страны, Федерального Собрания, законы Российской Федерации и договоры, которые мы принимаем в Государственной Думе. Это - очень мощный резерв, который мы могли бы использовать для нашей совместной работы. Мы провели сегодня вторую встречу. Первая была посвящена подготовке к ратификации документов. На второй мы комментировали ситуацию, в которой мы оказались после ратификации, расстановку политических сил, ценность этих документов для России и других государств мира и, естественно, их внутриполитическую ценность. Фактически, на фоне принятия законов о ратификации Дума преодолела внутриполитический кризис в самой Думе. То есть, сформировалось устойчивое большинство, которое реально будет работать с президентом и будущим правительством России.

Может быть, из всех вопросов, которые представляют для вас, как представителей СМИ интерес, главное: было любопытно услышать наших соседей из посольств, аккредитованных в Москве. Вторая тема: мы еще раз подчеркнули важность для нас связки соглашений по ПРО 1997-го года - Нью-Йоркских соглашений, которые фактически являются развитием Договора 1972-го года по ПРО. Я повторю известные слова Владимира Владимировича Путина, который сказал, что мы рассматриваем СНВ-2 только в связи с противоракетной обороной - и соглашением 1997-го года, и договором 1972-го года. Мы еще раз подчеркнули, что, в отличие от Америки, мы идем в контексте принятия важнейших военно-политических документов впереди, но мы не находимся на спортивной дистанции, то есть, тут важно не то, кто первый принял решение, а важно, чтобы американские конгрессмены и правительство США осознали, что в данной ситуации абсолютно необходимым является не просто скорейшее принятие, а отказ от ранее принятого политического решения о создании национальной ПРО. По словам президента России, и я разделяю эту точку зрения, и по мнению большинства депутатов Думы, принятие США решения по ПРО... если, допустим, будет принято решение, противоречащее Договору 1972-го года и соглашению 1997-го года, то фактически развалится вся система ранее достигнутых договоренностей по стратегическим вооружениям.

Вот ключ к возникшим проблемам. Вчера Игорь Иванов, комментируя свое участие в проводимой раз в 5 лет обзорной Конференции по Договору о нераспространении ядерного оружия, сказал, что большинство, абсолютное и подавляющее большинство государств, на стороне России. И малоубедительными звучат доводы, которые приводила Мэдлин Олбрайт, и по Договору о ПРО, и по нератификации Договора о всеобщем запрете ядерных испытаний. Когда 187 стран мира рассматривают проблемы, которые касаются всего человечества, позиция США должна быть более убедительной.

Я думаю, что в данном случае у президента России должны быть мощнейшие рычаги влияния на политическую ситуацию не только в отношениях между Россией и США, но и во всем мире. Я не хотел бы преувеличивать значение этих договоров, но в действительности это сложилось так.

Виталий Портников:

Но, по крайней мере, как считает ряд наблюдателей, европейские страны тоже с настороженностью относятся к американским планам в связи с ПРО. Ощутили ли вы какое-то понимание с их стороны на этих консультациях с другими атташе и вашими коллегами?

Андрей Николаев:

Это общая тема, которая присутствует на всех консультациях. Безусловно, большинство европейских стран, как, например, близкий союзник США - Великобритания, считают, что нужно сохранить договоренности 1972-го года и вновь нами рассмотренные и ратифицированные соглашения по ПРО. Это - базы для стратегической стабильности в области вооружений и разоружения. Без сохранения ПРО все остальное становится бессмысленным. Я думаю, что европейцы первыми ощутят возможные изменения в случае нератификации американцами соглашения по ПРО или выхода из него.

Виталий Портников:

Не влияет ли на силу российской позиции ситуация в Чечне?

Андрей Николаев:

Я думаю, что нет. Причем здесь Чечня и наши документы, касающиеся наших договоров?!

Виталий Портников:

Но вы ведете консультации с военными атташе, которые вынуждены учитывать позицию своих правительств.

Андрей Николаев:

Военные атташе на эту тему мне ничего не говорили, а что касается принципиальной позиции, то Чечня - внутреннее дело Российской Федерации, и я думаю, что никто не будет иметь возможность использовать чеченскую ситуацию для решения таких проблем, как ПРО, или сокращение стратегических вооружений в рамках СНВ-2 или заперт ядерных испытаний. Извините, но это совершенно разные вещи.

XS
SM
MD
LG