Ссылки для упрощенного доступа

"На вопрос о том, возможна ли реставрация "золотого века" Большого Театра ответить ничуть ни легче, чем на вопрос о том, возможна ли реставрация брежневского режима..."


На днях указом президента России Большой Театр был передан в ведение российского Министерства Культуры.Теперь логично было ожидать смен в руководстве театра. Они произошли. В субботу на собрании руководства театра выступила вице-премьер России Валентина Матвиенко. Рассказывает Марина Тимашева:

Марина Тимашева:

Сбор труппы планировалось провести 1 сентября, да еще с театрализованным праздником. Но в связи с реорганизацией системы управления сбор труппы перенесли на субботу, а праздник отменили. Так никто и не услышал написанный Владимиром Васильевым гимн Большого Театра, который должен был исполнять хор. И не увидели в зале ни Владимира Васильева, ни бывшего исполнительного директора театра Владимира Коконина. Вместо этого услышали извинения, которые министр культуры Михаил Швыдкой принес Владимиру Васильеву в связи с тем, что он не сумел предупредить его заранее об изменениях, которые происходят в руководстве Большого Театра, и еще - краткое вводное слово Валентины Матвиенко, поздравившей Большой Театр с 225-м сезоном, и представившей "грамотного менеджера Анатолия Иксанова, который назначен распоряжением правительства на должность генерального директора".

Анатолий Иксанов не стал долго отвлекать внимание зала, и сказал только, что понимает всю ответственность за Большой Театр, который, по его мнению, "был и остается лидером среди музыкальных театров". Как заверил бывший директор Большого Драматического Театра Санкт-Петербурга, а в последние 2 года - финансовый директор телеканала "Культура" Анатолий Иксанов, все проблемы решаемы, но только при поддержке работников театра, о которой он всех просит. Заместителем Генерального Директора становится бывший вокалист, а ныне - удачливый предприниматель Александр Ворошило. Геннадий Рождественский согласившийся стать заместителем генерального директора по художественной части, не был столь лаконичен. Прекрасно говорящий и остроумный, он привлек на свою сторону симпатии собравшихся, начав со своей собственной биографии.

Геннадий Рождественский:

Без малого 50 лет тому назад я пришел в Большой Театр в качестве стажера, исполняя обязанности дирижера сцены духового оркестра и помощника библиотекаря. 4 июля 1951-го года состоялся мой дебют в качестве балетного дирижера. В этот вечер шел балет Чайковского "Спящая Красавица". Мне было 20 лет. Опыт, приобретенный мной в Большом Театре, трудно переоценить. Я постигал сложнейший театральный механизм, так сказать, изнутри, соприкасался с его тайнами под наблюдением таких мастеров, которых я хочу вспомнить добрым словом, таких, как Николай Семенович Голованов, Александр Шамилевич Мельик-Пашаев, Юрий Федорович Файер. Однако, лучшим моим учителем я считаю оркестр Большого Театра, деликатно терпевший мои неизбежные ошибки на тернистом дирижерском пути. В 50-х - 60-х годах я стал свидетелем триумфальных гастролей Большого Театра за границей. До сих пор перед моими глазами возникает образ божественной Галины Улановой, покорившей сердца лондонцев в 1956-м году. Я участвовал в исторических выступлениях Большого Театра в Париже, в Милане и на международной выставке в Монреале. Принимая во внимание все вышесказанное, совершенно естественно, пожалуй, было бы назвать меня "живой легендой".

Марина Тимашева:

От автобиографического экскурса "живая легенда" Геннадий Рождественский перешел к оценке деятельности прежнего руководства Большого Театра.

Геннадий Рождественский :

Дело в том, что за последние годы нам, к великому сожалению, пришлось быть свидетелями некоторого регресса театра, и я должен прямо сказать, при полном попустительстве верховной власти. Я не хочу оценивать деятельность Владимира Яковлевича Васильева, выдающегося танцовщика, вписавшего значительную страницу в историю русского и мирового балета. Я не хочу оценивать и деятельность этого артиста на посту художественного руководителя Большого Театра. Однако, я убежден, что сцена Большого Театра не может служить местом для выяснения способностей и неспособности Владимира Яковлевича Васильева выступать в амплуа хореографа, оперного режиссера, дирижера и художника. Столь многосторонняя творческая активность могла бы, с моей точки зрения, реализоваться более естественно на сцене некоей "частной энтрепризы", некоего, скажем, "Театра Васильева", наподобие "Новой оперы" Евгения Колобова. Мне думается, что соответствующим инстанциям, правительству стоит об этом подумать.

Марина Тимашева:

Чуть позже Геннадий Рождественский, правда, признался, что на спектаклях Большого Театра он давно уже не бывал, так что остается непонятным, на основании каких источников маэстро пришел к столь решительным выводам.

Геннадий Рождественский :

Я дал согласие принять должность генерального художественного руководителя Большого Театра в трудный период его существования. Я совершенно не знаю сегодняшних возможностей коллектива. Волею судеб получилось так, что я в Большом Театре давно не бывал, а если бывал, то крайне редко - преимущественно на их торжественных образцово-показательных мероприятиях. Но я думаю, своим чутьем ощущаю обнадеживающий, творческий потенциал труппы.

Марина Тимашева:

В речи Геннадия Рождественского содержалось несколько конструктивных предложений. Первое: открыть двери театра для тех, кто хочет видеть само здание.

Геннадий Рождественский :

Пора покончить с расхожим представлением о "театре, в который вне зависимости от репертуара все равно идут люди, желающие посмотреть это прекрасное здание". В конце концов, для того, чтобы удовлетворить эту потребность, надо сделать театр в дневное время открытым для посетителей на несколько часов, и взимать с них разумную плату, как это происходит скажем в "Гранд-Опера".

Марина Тимашева:

Второе предложение: привлечь крупных дирижеров к постановке спектаклей в театре. (5 лет назад Владимир Васильев говорил почти то же самое, но почти ничего из грандиозных планов не вышло).

Геннадий Рождественский :

Для меня совершенно очевидна необходимость привлечения к работе в Большом театре крупнейших русских и иностранных дирижеров. Хочется надеяться, что нам не откажут такие мастера, как Евгений Светланов, Дмитрий Китаенко, Валерий Гергиев, Юрий Черкасов, Рикардо Мути...

Марина Тимашева:

Еще Геннадий Рождественский обещал пересмотреть гастрольные планы театра и почему-то обрушился на балетную премьеру "Дочь Фараона".

Геннадий Рождественский :

Что касается общего художественного руководства Большим Театром, то о нем красноречиво свидетельствует опубликованный календарный план работы театра в сезоне 2000-го - 2001-го годов. Согласно этому документу, в грядущем сезоне предполагалось два раза сыграть "Бориса Годунова" и семь - семь! - "Дочь неизвестного фараона..."

Марина Тимашева:

Прима-балерина Большого Театра Нина Ананиашвили довольно логично пробовала возразить дирижеру. Она заметила, что оперные и балетные спектакли представлены в афише театра пропорционально, и поэтому можно заменить "Борисом Годуновым" "Травиату", но "Дочь Фараона" не имеет к "Борису Годунову" отношения. Вот ответ:

Геннадий Рождественский :

Я с вами полностью согласен в том, что "Борис Годунов" не имеет никакого отношения к "Дочери Фараона".

Марина Тимашева:

В зале был слышен смех министра культуры. А я замечу, что "Дочь Фараона" на музыку Пуни поставлена французским балетмейстером Пьером Лакоттом - специалистом по реконструкции старинных балетов, и этот спектакль - удача балетной труппы Большого Театра. Естественно выпад маэстро может быть объяснен тем, что маэстро больше привлекает оперная, а не балетная афиша театра. Возможно, потому что почти половина балетной труппы находится на гастролях в Испании, и в зале было больше музыкантов и вокалистов, назначение Геннадия Рождественского и его речь встретили аплодисментами. Хотя, например, солист Большого Балета Марк Перетокин тоже не возражает против смены руководства.

Марк Перетокин:

У меня положительное впечатление, потому что, как уже на самом деле правильно сказали, этот вопрос в Большом Театре, особенно - в балете назрел. Я буду отвечать за свой коллектив. Все видели, что Большой Балет немножко опустился - на одну ступеньку вниз, если не на две. Было очень много экспериментов, новых постановок, которые, в общем, не совсем удачно происходили, и отклики были отрицательные. В общем, все сейчас ждут от новых перемен возрождения того, чем был Большой Театр до этой "перестройки".

Марина Тимашева:

Главный художник Большого театра Сергей Бархин уже неделю назад заявил, что покинет свой пост вместе с Владимиром Васильевым. Глава балетной труппы театра Алексей Фаддеичев на мой вопрос, останется ли он на своем посту, ответил уклончиво:

Алексей Фаддеичев: Я нахожусь на гражданско-правовом контракте, а не на трудовом договоре. Гражданско-правовой контракт со мной подписан на год. Какое решение будет принято - это вопрос. Давай посмотрим, подождем.

Марина Тимашева:

Ходят слухи о том, что Министерство Культуры и Геннадий Рождественский ведут с Юрием Григоровичем переговоры о возвращении в театр бывшего главного балетмейстера. Марк Перетокин говорит:

Марк Перетокин:

Я думаю, что переговоры ведутся наверняка. Не знаю, насколько Юрий Николаевич согласится на эту должность, потому что за эти 5 лет, в общем, тот коллектив, который был при Юрии Николаевиче, был полностью разрушен и переделан. Не знаю, это трудно -воссоздавать. Разрушать всегда легче, чем воссоздавать. Честно, я не знаю и боюсь, но надеюсь, что переговоры ведутся.

Марина Тимашева:

Напомню, что Геннадий Рождественский возглавлял оркестр Большого Театра с 1965-го по 1970-й год. На эти же годы приходится "золотой век" Юрия Григоровича и первая, скажем так, брежневская пятилетка. На вопрос о том, возможна ли реставрация "золотого века" Большого Театра ответить ничуть ни легче, чем на вопрос о том, возможна ли реставрация брежневского режима.

XS
SM
MD
LG