Ссылки для упрощенного доступа

"Я не удивлюсь, если подобная позиция воодушевит Саддама Хусейна на новые провокации..."


Планы "Аэрофлота" возобновить рейсы в Ирак.

Программу ведет Дмитрий Волчек. В ней участвуют корреспонденты Радио Свобода: в Москве - Мумин Шакиров и в Нью-Йорке - Юрий Жигалкин, который беседовал с американским экспертом Джеймсом Филипсом.

Дмитрий Волчек:

"Аэрофлот" намерен возобновить деятельность своего представительства в Багдаде. Согласно иракским СМИ, это может произойти уже в сентябре. Западные представители считают, что такое решение нарушает санкции, введенные Советом Безопасности ООН против иракского режима. Наш корреспондент Мумин Шакиров попросил прокомментировать намерение "Аэрофлота" депутатов Государственной Думы.

Мумин Шакиров:

Руководитель депутатской группы "Народный Депутат" Геннадий Райков считает, что Россия в случае возобновления гражданских авиарейсов с Багдадом не нарушает резолюцию ООН, предусматривающую эмбарго на полеты в Ирак:

Геннадий Райков:

Запрета ООН на полеты в Ирак не было, на рейсовые гражданские самолеты. Запрет ООН говорит в определенном плане - по нефтяным делам, транспортировке и прочему, а почему граждане одной страны не могут общаться с гражданами другой страны? Кстати, между прочим, существует не только рейс Москва-Багдад. Существуют рейсы и из других стран с Багдадом. Гражданские самолеты все-таки приземляются, в Багдад все-таки летают, так что я не вижу никакого особенного противоречия с теми санкциями, которые были наложены.

Мумин Шакиров:

Заместитель председателя Комитета по Обороне Госдумы России, депутат от фракции "Яблоко" Алексей Арбатов убежден, что европейцы и американцы сами подталкивают Россию в объятия стран с одиозными режимами:

Алексей Арбатов:

Будут скандалы, конечно. И будет осложнение отношений. А что - Россию они сами заталкивают к этим странам. Пусть они на себя пожалуются: я, например, против того, чтобы Россия развивала отношения с такими государствами как Северная Корея, Ирак, Ливия. Куба, но Россию заталкивают туда буквально пинками, когда говорят о том, что будет новое расширение НАТО, что будет новая доктрина НАТО, что будет Национальная Система ПРО - тут, правда, некоторые послабления недавно были, но до этого все время было все по-другому, когда в Югославии натворили черт его знает что... Толкают, и вот изменилось - у нас сменилась власть, сменился президент, Ельцин был привязан к Западу всем чем угодно - и историей, и долгами, и взглядами, а новый президент никак не привязан, и Россия начинает теперь открывать другие двери. Если завтра не изменят вовремя свою политику по основным вопросам - в Европе, по НАТО, по Балканам, по стратегическим вооружениям, так мы вообще уйдем в ту сторону

Мумин Шакиров:

Руководитель депутатской группы "Регионы России" Олег Морозов, напротив, уверен, что история с авиарейсами существенно не отразится на взаимоотношениях США и России.

Олег Морозов:

Я думаю, что сегодня нет оснований так жестко ставить вопрос, как это пытаются делать американцы. Мир на грани снятия блокады. Это совершенно очевидно, и решение России совершенно правильное.

Мумин Шакиров:

Вы не ожидаете каких-то осложнений отношений с Америкой?

Олег Морозов:

Я думаю, что у американцев хватит и политического такта, и политической мудрости, чтобы не делать из этого политическую проблему. Я думаю, что все ограничится выражением недовольства, и дальше проблема не будет столь серьезно влиять на российско-американские отношения.

Мумин Шакиров:

Бывший директор ФСБ, депутат фракции ОВР Николай Ковалев считает позицию США по этому вопросу чрезмерно жесткой:

Николай Ковалев:

Позиция эта заключается в том, чтобы любые контакты были прекращены, не поощрялись и не приветствовались со стороны России. На мой взгляд, это все-таки не совсем верно. На мой взгляд, если мы теряем возможность влиять на режимы, которые не устраивают мировое сообщество по многим аспектам... Я считаю, все равно надо влиять - путем связей, путем показа каких-то достижений. Если же мы их намеренно изолируем, то это приведет только к ухудшению ситуация внутри самой страны.

Мумин Шакиров:

Несмотря на то, что "Аэрофлот" заявил о своем решении возобновить авиарейсы в Багдад, полеты начнутся не сразу. По словам начальника отдела маркетинга и внешних связей со странами Африки и Ближнего и Среднего Востока компании Вячеслава Ковальчука, первые самолеты отправятся в Ирак только после снятия эмбарго на полеты в эту страну.

Дмитрий Волчек:

США фактически осудили намерение российской авиакомпании возобновить воздушное сообщение с Ираком. Госсекретарь США Мадлен Олбрайт заявила, что Вашингтон рассчитывает на то, что резолюции в отношении Ирака будут выполняться всеми странами. О том, как американские эксперты оценивают ситуацию, рассказывает корреспондент Радио Свобода в Нью-Йорке Юрий Жигалкин:

Юрий Жигалкин:

Строго юридическая подоплека этой истории неочевидна. Как и во многих ооновских резолюциях, формулировки оригинального документа - резолюции № 661, принятой 6 августа 1990-го года, достаточно общи. Она, например, запрещает экспорт и импорт любых товаров, произведенных в Ираке, как и поставку в Ирак любых товаров, используя для этого транспортные средства других государств. Именно эта резолюция заложила базис системы санкций, которая была расширена в течение 10 лет в различных ооновских резолюциях и фактически изолировала Ирак от внешнего мира. В подавляющем большинстве случаев при неясности деталей страны члены Совета Безопасности прибегают к консенсусу, трактуя свои документы. До сих пор, преобладающий формальный взгляд на эту резолюцию состоял в том, что она запрещает любые коммерческие и транспортные связи с Ираком, включая пассажирские. Нынешняя, совсем не первая попытка России ослабить режим антииракских санкций рассматривается американскими экспертами совершенно однозначно - как намерение соблюсти свой собственный интерес, вопреки, так сказать, всеобщему. Вот что говорит сотрудник Фонда "Херитейдж" Джеймс Филипс.

Джеймс Филипс:

Я уверен в том, что эмбарго ООН подразумевает запрет как на грузовые, так и на пассажирские перевозки. До сих пор именно так считали именно все страны - члены ООН. И я, честно говоря, удивлен тем, что Россия предприняла свой индивидуальный демарш именно сейчас, когда Саддам Хусейн опять ведет игры с международным сообществом. Всего несколько дней назад, как мы знаем, иракский самолет нарушил воздушное пространство Саудовской Аравии. Почему вдруг Москва выбрала именно этот момент для атаки на режим санкций? Существует ли связь между этими двумя событиями? Госсекретарь Мадлен Олбрайт сообщила о том, что она обсудит эти намерения России с министром иностранных дел Игорем Ивановым и надеется, что Москва и Вашингтон найдут общий язык по этому вопросу.

Юрий Жигалкин:

Если же они этого языка не найдут и Россия решится на возобновление воздушных связей, что тогда?

Джеймс Филипс:

Такой шаг может ослабить систему санкций и сам Совет Безопасности ООН, высокая эффективность которого как раз в прямых интересах Москвы. Постоянное членство в Совете - один из очень немногих атрибутов великой державы, все еще остающихся у не. И я не исключаю, что Конгресс США рассмотрит свой ответ на такие недружественные шаги Росси. В конце концов, я не удивлюсь, если подобная позиция воодушевит Саддама Хусейна на новые провокации, что усилит оппозицию отмене санкций в Совете Безопасности, и режим санкций сохранится, вопреки желаниями и России, и Ирака, еще на годы.

XS
SM
MD
LG