Ссылки для упрощенного доступа

Реакция россиян на теракт в Москве - комментарий социолога


Программу ведет Дмитрий Волчек. Он беседует с директором по исследованиям московского Института социологического анализа Татьяной Кутковец:

Дмитрий Волчек:

Татьяна Ивановна, на ваш взгляд, свидетельствуют ли данные социологических опросов о резком росте античеченских и антикавказских настроений в России в последнее время?

Татьяна Кутковец:

Конечно, все данные, которые были до взрыва на Пушкинской площади в Москве, сейчас, может быть, не самые точные, потому что, естественно, при таких обстоятельствах происходит эскалация и обострение всякого рода ощущений. Это же очень трагические события, и они могли коснуться каждого человека, который в тот момент мог там оказаться. Между тем, я бы хотела сказать, что реакция, даже если она будет зафиксирована социологическими исследованиями, в принципе, на мой взгляд, может рассматриваться вполне нормально, в том случае, если индикатором таких настроений будет сам факт упоминания о так называемом чеченском следе. Но если бы произошла подобная трагедия в Ольстере, то было бы странно услышать, например, от его жителей нечто иное, чем такую же приблизительную реакцию относительно того, что это - след террористов из ИРА. То же самое происходит в Москве и в России в целом, но мне кажется, что все-таки, вот, конкретно и четко говорить о том, что это носит именно античеченский характер, в отношении чеченцев, как целого народа - я бы не стала этого утверждать.

Я нашла данные сентября 1999-го года. Все помнят, что это - месяц, когда произошли страшные трагические события и теракты - взрывы домов в Москве. Москва, конечно, находилась в шоке и диком страхе. На вопрос: "Опасаетесь ли вы, что вы или ваши близкие могут оказаться жертвами теракта"? - 87 процентов ответили утвердительно и лишь 10 сказали, что они не уверены или совсем не думали об этом. Страх - парализующее чувство, и в таких обстоятельствах люди, как правило, готовы давать происходящему самые резкие оценки. Однако, даже тогда этого не произошло. На вопрос: "Кто на ваш взгляд несет основную ответственность за теракты"? - лишь 4 процента опрошенных ответили, что в этом нет никакой вины властей и вся вина на террористах. А остальная часть наших респондентов, кроме 10 процентов затруднившихся ответить,, переложила эту ответственность на ФСБ, Лужкова, Путина, Ельцина и его окружение (в ту пору это, конечно, был самый распространенный ответ - 47 процентов так считали), на всех в равной степени - так полагали 17 процентов. Короче говоря, обобщая так жестко вами поставленный вопрос, я бы сегодня поостереглась говорить о том, что вот эта нечто из ряда вон выходящее и свидетельствует о том, что эта реакция будет индикатором античеченских настроений в целом.

Дмитрий Волчек:

Динамика отношения в обществе к чеченской войне и методам ее ведения: можно ли говорить о том, что поддержка действий российских властей в Чечне и доверие к спецслужбам падают?

Татьяна Кутковец:

У меня нет таких вот конкретных данных. Однако, я вам могу привести следующие данные. На вопрос: "Как вы считаете, следует ли сейчас продолжать военную операцию в Чечне или начать мирные переговоры"? - в ноябре 1999-го года сторонников военной акции было 70 процентов, в июле 2000-го года, месяц назад, таковых стало 55 процентов. И число тех, кто полагает, что нужно начать мирные переговоры: в июле - 34 процента, а в ноябре их было 22. То есть, я бы сказал, что есть определенная тенденция отрезвления, относительно такого безусловного успеха в отношении военных действий в Чечне. Более того, мне думается, что это еще более ярко иллюстрирует вопрос, который был в июльском опросе 2000-го года: "Как бы вы отнеслись к возможности отделения Чечни от России"? Так вот, 62 процента опрошенных в той или иной степени готовы к отделению Чечни от России, и лишь только 27 процентов утверждают, что нужно не допускать этого любыми средствами, включая военные.

Дмитрий Волчек:

Я бы хотел привести еще одни данные опроса, который проводил ВЦИОМ. Он проводился еще до взрыва в Москве. На вопрос, смогут ли российские спецслужбы надежно защитить население страны от возможных терактов, "определенно да" и "скорее да" ответили 37 процентов опрошенных, а "определенно нет" и "скорее нет" ответили 56 процентов. Это было в конце июля, еще до взрыва на Пушкинской площади.

XS
SM
MD
LG