Ссылки для упрощенного доступа

Взрыв на Пушкинской площади в Москве - 4 дня спустя


Мумин Шакиров, Москва:

Суббота, прошло четыре дня после взрыва на Пушкинской площади в Москве. В столице и других городах хоронят погибших, в больницах продолжают умирать раненые. Правоохранительные органы пока не выдвинули определенной версии происшедшего. Взрыв произошел около 6 часов вечера. По словам очевидцев и пострадавших, с которыми мне удалось побеседовать, мощный хлопок раздался в подземном переходе, ближе к выходу, где расположен известный в Москве Елисеевский гастроном. В ту же секунду в переходе погас свет, и загорелись многочисленные блоки с товарами. Те, кто были в состоянии передвигаться самостоятельно, выходили на улицу черные от сажи, в разорванной и полуобгоревшей одежде, и буквально падали на асфальт. Прибывшие через 10 минут спасатели вытаскивали тела убитых и раненых и клали их у выхода из подземного перехода. Первая "Скорая Помощь" подъехала через несколько минут после взрыва. К тому времени уже пошел отсчет погибших. В течение получаса после взрыва подземный переход был оцеплен милицейским кордоном. На Пушкинской площади собрались многочисленные руководители МВД, ФСБ и городских служб, и мэр Москвы Юрий Лужков. Вот как описывают первые секунды трагедии в центре Москвы люди, оказавшиеся в подземном переходе и сумевшие самостоятельно выйти наружу.

Женщина:

Я была в переходе. Я просто слышала взрыв, посыпалась штукатурка, передо мной палатка стала обваливаться, я пошла в правую сторону...

Мумин Шакиров:

Когда произошел взрыв, были вспышки пламени? Что конкретно было?

Женщина:

Я слышала только звук - я стояла спиной, а потом повалил дым и начался пожар. Милиция и "Скорая Помощь" отреагировали практически сразу.

Мужчина:

Был взрыв, я упал, что-то обожгло голову, не знаю, что взорвалось, может - взрывное устройство. Но какое? Единственное, я могу сказать, что в первые минуты что-то горело и были крики. Запомнилось, как женщина кричит: "Где мой сын, где мой сын"?! Вот это страшно.

Мумин Шакиров:

Первую официальную версию спустя несколько часов после взрыва выдвинул мэр Москвы Юрий Лужков. Он напрямую связал теракт с чеченскими событиями и обвинил в его совершении сепаратистов. Чуть ранее на это событие отреагировали лидер ЛДПР Жириновский и его сторонники. Они неожиданно появились на пятачке у ресторанного комплекса "Пирамида" с транспарантами античеченского содержания. Однако, эксперты из силовых структур, проводящие расследование, пока не обнародовали окончательных результатов. Правда, о чеченской версии стали говорить куда больше, чем о других вариантах. В субботу вновь с комментарием выступили представители правоохранительных органов. По их мнению, следствие рассматривает три основные версии: чеченскую, экономическую и бытовую. Специалистами установлено, что бомба состояла из чистого тротила и была снабжена детонатором, в котором присутствовал гексоген. По свидетельству очевидцев, взрывное устройство, возможно, было оставлено в сумке у одного из киосков двумя выходцами с Кавказа. По этим данным, неизвестные скрылись с места трагедии за 5 минут до взрыва на "Жигулях". На следующий день на экранах телевизоров появились фотороботы подозреваемых. Однако, на этом исчерпывается скудная информация о потенциальных преступниках. Что касается реакции на события в центре Москвы, то на это отреагировали многие. Одним из первых - президент Чечни Аслан Масхадов. Он отверг все предположения о том, что взрыв совершен чеченскими боевиками. Он утверждает, что его сторонники воюют исключительно с федеральными войсками. Через день после взрыва с пресс-конференцией выступил председатель Госсовета Чечни Малик Сайдуллаев. Он также категорически не приемлет чеченскую версию и готов провести альтернативное расследование.

Малик Сайдуллаев:

Мы со своей стороны, поскольку у нас достаточно хорошо развита агентурная связь среди своих чеченцев, мы в одностороннем порядке возьмемся за расследование факта этого взрыва и докажем, что к нему не были причастны чеченцы, а если и были - тоже откроем глаза на это преступление. Я думаю, что мы сможем сделать это быстрее, чем это сделают правоохранительные органы. Тому, кто нам даст исчерпывающую информацию по поводу этого взрыва мы со своей стороны объявляем 100 тысяч долларов вознаграждения.

Мумин Шакиров:

В то же время, спустя час после взрыва в Москве был введен усиленный вариант несения службы для сотрудников милиции. О нем рассказывает заместитель начальника пресс-службы ГУВД Москвы Александр Обойдихин:

Александр Обойдихин:

Весь гарнизон переведен на 12-ти часовой рабочий день без выходных. Мы в очередной раз увеличили количество нарядов на улице и работаем с населением, в жилом секторе. Систематически проверяем подземные переходы. Метрополитен на особом контроле. Подъезды - призываем жителей города еще раз укрепить свои подъезды. Если есть возможности - поставить замки или посадить консьержек, чтобы исключить проход в подъезды посторонних людей. Проверяем чердаки, подвалы, досконально изучаем все подозрительные места: гаражи -"ракушки", брошенные бесхозные автомобили, безусловно, паспортно-визовый режим мы усилили. Стараемся исключить возможность проживания в Москве граждан без регистрации. В этом, в первую очередь, и заключается проверка. Если кто у нас сдает помещения в аренду или субаренду, то мы об этом, безусловно, должны знать. Если люди живут с регистрацией, то, безусловно, нормальное явление, а если сдают в аренду или субаренду людям, совершенно незарегистрированным и неизвестно чем в Москве занимающимся, то это,безусловно, будет пресекаться.

Мумин Шакиров:

Особенность трагедии на Пушкинской площади заключается в том, что кроме того, что погибло много людей, оставшиеся в живых получили сильнейшие ожоги. По словам врачей, раненые нуждаются в постоянном переливании крови. Ее в больницах Москвы явно не хватает. Горожане сразу отреагировали на просьбу, и в первые два дня от желающих помочь больным не было отбоя. Однако, московские медики отмечают, что к концу недели значительно спал поток желающих сдать донорскую кровь для пострадавших. Врачи вновь обратились к москвичам с просьбой прийти на пункты переливания крови. Говорит и.о. начальника городской станции переливания крови Николай Афонин:

Николай Афонин:

Доноры продолжают идти, но я хотел бы отметить, что их количество резко уменьшилось по сравнению с 9 и 10 августа, и это нас очень тревожит. Мы выдаем больным все, что необходимо, но процесс лечения будет достаточно длительный, и кровь нам нужна не только в первые дни после катастрофы, но, может быть, даже более важно, чтобы кровь поступала своевременно и в достаточном количестве в последующие дни после такого трагического происшествия. Поэтому мы просим, чтобы москвичи не успокаивались - нам на протяжении ближайших двух недель нужна кровь!

Мумин Шакиров:

Уже который день после взрыва в подземном переходе лежат цветы и горят поминальные свечи. В субботу в Институте Склифосовского скончалась женщина, получившая сильнейшие ожоги при взрыве, и число жертв трагедии достигло 11 человек.

XS
SM
MD
LG