Ссылки для упрощенного доступа

"У нас есть шанс спасти их, даже если спасательные работы будут производиться в субботу и воскресенье..."


Корреспондент Радио Свобода в Лондоне Наталья Голицына беседует с известным британским военным экспертом, сотрудником Центра Оборонных Исследований "Jane's Defense" Полом Бивером.

Наталья Голицына:

Почему британская спасательная подлодка "LR-5" доставляется к месту катастрофы российской атомной подлодки "Курск" не напрямую через Мурманск, а через Норвегию, на норвежском судне?

Пол Бивер:

Ответ очень прост. Подлодка "LR-5" может быть доставлена к месту спасательных работ только на судне, с которым она уже участвовала в совместных операциях, и на котором есть специальные приспособления по ее доставке. Они есть на норвежских судах, но их нет на российских. Если бы британская подлодка была доставлена непосредственно в Мурманск, то к месту катастрофы "Курска" ее пришлось бы доставлять на российском судне. У российского спасательного оборудования совсем другие стандарты, и оно не приспособлено для работы с иностранными спасательными системами. Поэтому для доставки LR-5 надо задействовать британское, норвежское или шведское судно. К моменту поступления просьбы от России о помощи такое судно с таким оборудованием находились в Тронхейме. К сожалению, российской спасательной технике еще очень далеко до этого уровня.

Наталья Голицына:

Не думаете ли вы, что британская спасательная подлодка будет доставлена к месту катастрофы слишком поздно?

Пол Бивер:

Я искренне надеюсь, что она не опоздает. Проблема в том, что российские власти ждали до последнего момента, прежде, чем обратиться за помощью к НАТО. Поэтому, прежде, чем начать действовать, понадобилось определенное время. Насколько мне известно, англичане сразу начали операцию по доставке спасательной миниподлодки. Они прекрасно понимали, что на карту поставлены человеческие жизни. Для британских моряков речь идет не просто о жизни россиян, а о их товарищах подводниках, людях, которые, как и они, несут службу на подлодках. Солидарность подводников всего мира хорошо известна. Поэтому английские моряки сделают все возможное, чтобы их спасти. Однако, как мне кажется, катастрофа намного серьезнее, чем утверждают российские власти. Скорее всего, на "Курске" произошел взрыв огромной силы, повредивший большую часть подлодки и вызвавший пробоины в корпусе. Боюсь, что, по крайней мере, 60 процентов экипажа "Курска" погибла при этом первоначально взрыве

Наталья Голицына:

Насколько, на ваш взгляд, высока квалификация команды британских спасателей, которая сейчас спешит на помощь "Курску"?

Пол Бивер:

Проблема российского флота состоит в том, что на нем служат призывники. На Британском Королевском Флоте каждый матрос подлодки - профессионал. Каждые три года персонал британского подводного флота проходит переподготовку по выживанию в критических ситуациях и спасательным работам. Насколько мне известно, на российском флоте нет аналогичных программ. В английском флоте к ним относятся очень серьезно, и без такой подготовки никто не допускается к плаванию на подлодке. Даже, когда я однажды должен был участвовать в подводных учениях, я должен был прежде пройти специальную подготовку по выживанию в экстремальной ситуации, спасению лодки и собственной жизни. Спасение экипажа в ситуации катастрофы - очень важная часть британской военно-морской культуры. Мне кажется, что на российском флоте этому не придается такого же значения. Для него главное - эффективная боевая подготовка и огневая мощь... Известно, что в отсеках, где расположены реактор и ходовая часть "Курска", обычно находится около 30 человек. При катастрофе жизнь их подверглась особенно серьезному риску. Сейчас у нас есть шанс спасти их, даже если спасательные работы будут производиться в субботу и воскресенье.

Корреспондент Радио Свобода в Мурманске Андрей Королев рассказывает об отношении российских моряков к проблеме использования британской спасательной миниподлодки "LR-5" и сообщает некоторые дополнительные сведения.

Андрей Королев:

Судя по тому, что говорят на эту тему в Мурманске, видимо, стоит согласиться с мнением господина Билера о том, что действительно российская военная техника недостаточно приспособлена для того, чтобы транспортировать столь сложный механизм, как британская минисубмарина. Если говорить о том, почему все-таки она была доставлена в Норвегию, а не, скажем, в Мурманск, следует также указать на то обстоятельство, что рядом с Североморском нет ни одного аэродрома, на котором может приземлиться самолет типа "Руслан". Такой аэродром в Мурманской области существует, это - военный аэродром, но он находится в глубине Кольского полуострова, и далее субмарину следовало бы сушей транспортировать к Баренцевому морю

Что касается перспектив ее использования, то этот вопрос, естественно, обсуждается на проходящем сейчас, в четверг вечером, в штабе Северного Флота совещании с участием вице-премьера Ильи Клебанова и адмирала Владимира Куроедова, тем не менее, военные достаточно скептически смотрят на эти перспективы. Они ссылаются на слишком поздние сроки возможного прибытия субмарины в зону аварии.

Я еще хочу добавить по поводу родственников членов команды "Курска". Их встреча с руководством Северного Флота все еще не состоялась, но часть из них была в четверг утром принята вице-губернатором Мурманской области. Я присутствовал на этой встрече. Представители администрации области могли только констатировать готовность помочь родственникам во всех случаях и удовлетворить все без исключения их требования.

Известно, что из Нижнего Новгорода в Североморск в ближайшее время должны прибыть родственники еще пяти находящихся на "Курске" моряков. Так, сегодня, как сказала в интервью журналистам супруга мичмана Белова Светлана, уже находящаяся здесь, она ожидает приезда жены старшины второй статьи Садового, матери старшего мичмана Свечкарева и супруги мичмана Горбунова. Только из бесед с родственниками журналистам удастся узнать имена некоторых членов экипажа субмарины, тогда как командование Северным Флотом располагает исчерпывающей информацией, но хранит молчание.

И еще одна, чрезвычайно, на мой взгляд, важная информация. Свое мнение о ситуации начали высказывать мурманские врачи, которые не скрывают, что оставшиеся в живых подводники, если таковые вообще есть, в ближайшие сутки начнут испытывать острое кислородное голодание. Как отметил в интервью Радио Свобода заведующий Мурманского Центра экстренной медицинской помощи Николай Калашников, эти данные могли бы быть скорректированы, если бы стало известно, сколько членов экипажа уже погибли, но по его предположениям, шансы на спасение возможно еще подающих признаки жизни подводников тают с каждым часом. Николай Калашников высказал опасение, что еще одна ночь уже не оставит на борту подводного ракетоносца ни одного живого человека.

XS
SM
MD
LG