Ссылки для упрощенного доступа

"Большой Театр так защищен, что и это не будет для него смертельным ударом..."


Указ Владимира Путина о Большом Театре комментирует главный художник Большого Театра Сергей Бархин. Материал Марины Тимашевой.

Марина Тимашева:

Президент России Владимир Путин подписал указ, в соответствии с которым Большой театр передается в ведение Министерства культуры, а должность художественного руководителя и исполнительного директора Большого театра упраздняются. Слухи о перестановках в руководящем звене театра распространялись уже давно. Связаны они были с тем, что ситуация в Большом театре, после того, как на смену Юрию Григоровичу, Александру Лазареву и Валерию Левенталю пришел Владимир Васильев, не радовала специалистов. Громадье планов, в том числе приглашение на постановку крупных балетмейстеров мира, обернулось только прожектом. Обещание Владимира Васильева не ставить спектакли самому привело к тому, что артистический руководитель самолично перелицевал классические "Лебединое Озеро" и "Жизель", а также поставил оперу "Травиата". Единственной большой удачей профессионалы признавали перенос на сцену Большого Театра спектаклей Баланчина, да и то из-за редкого присутствия в репертуаре постановки, по мнению специалистов, разваливались на глазах. И все же кажется, что указ президента Российской Федерации продиктован не эстетическими соображениями. Я попросила главного художника Большого Театра Сергея Бархина прокомментировать первую тему - переподчинение Большого Театра Министерству Культуры.

Сергей Бархин:

Ну, трудно сказать. Подчинение Министерству Культуры могло быть, и всегда было. Это просто мог быть такой момент, когда развалился Союз - тогда мы ушли в подчинение даже не президенту, а премьер-министру. Возможно, что у него так много дел, что нет времени,чтобы заниматься Большим Театром. Фактически, это означает снятие всей команды Большого Театра. Я считаю, что это совершенно несвоевременно и это - ошибка. Формально, как вы задали вопрос, как бы ничего не случилось. Упразднение названия - Верховный Совет не Верховный совет, подчинение... Мне кажется, что наше руководство, прежде всего, Владимир Викторович не очень были бы рады этому. Но так было всегда, и мне не кажется, что это была катастрофа. Возможно, Большой Театр может существовать и сам, но все-таки возможно и подчинение. Если бы за этим ничего не следовало, то я вообще не видел бы в этом трагедии - ну просто через министерство будут идти деньги, министерство будет доставать деньги на реконструкцию - это первейшая задача. Подводный камень может быть только в строительстве и реконструкции, которые будут вертеться вокруг этого. То есть, "деньги остаются у них, а не уходят в какой-то Большой Театр!"

Марина Тимашева:

В соответствии с указом Владимира Путина упразднены должности художественного руководителя и исполнительного директора Большого Театра, то есть, те должности, которые занимали Владимир Васильев и Владимир Коконин. Главный художник Большого Театра Сергей Бархин не склонен сравнивать это решение с творческой ситуацией театра, особенно после чрезвычайно успешных гастролей в Нью-Йорке.

Сергей Бархин:

Второй вопрос: изменение названия руководства - это значит и изменение фамилий. Я не очень понимаю причины - почему сейчас, но на самом деле, я - живой свидетель, я был в Нью-Йорке и я такого успеха в жизни не видел и не представлял, а я ведь бывал на гастролях и с Ростроповичем, и с Коробовым. Три тысячи зрителей по очень дорогой цене, аплодисменты до бесконечности, на улице сотни людей с надписями на английском языке: "Куплю билеты за любую цену"... Надо сказать, что Большой Театр имеет инерцию такой силы, что там можно менять любых работников. Можно убирать, прибавлять... Вообще, роль личности не столь значительна. Но как я наблюдал Васильева - такого руководителя надо еще поискать. Хотя он на этом деле только проигрывал общественности. Из всеобщего любимца он превратился в человека, которого критикуют каждую неделю, что очень трудно вынести, но, тем не менее, силы он тратил необыкновенные. Вот эти пять лет, которые мы провели вместе - он сверхдостойно справился со своей задачей, никаких скандалов, никаких интриг в Большом Театре не было. Трудности были, конечно.

Марина Тимашева:

Что предложено взамен - должность интенданта или менеджера, она называется: "Генеральный директор", который назначается Министерством Культуры, а он, в свою очередь, представляет в Министерство Культуры своих кандидатов на должность художественного директора. Власть, таким образом, не сосредоточена в единственных руках, но в этой ситуации она должна принадлежать очень хорошему менеджеру. На должность прочат Анатолия Иксанова - бывшего директора Большого Драматического Театра Санкт-Петербурга - ныне финансового директора телеканала "Культура". Этот телеканал был создан и возглавлен нынешним министром культуры Михаилом Швыдким. Михаил Швыдкой утверждает, что необходимость указа президента связан не с недовольством репертуарной политикой Большого Театра, но с тем,что для завершения реконструкции Большого театра нужна сильная рука. Говорит

Сергей Бархин:



Сергей Бархин:

Он правильно объяснил предстоящие задачи строительства филиала, реконструкции этого здания, гастролей в связи с этим, и их обеспечения. Но почему огромную административную роль не мог выполнить Коконин под руководством Васильева - я не понимаю. Из снятых или ушедших людей лишних не будет. Думаю, что это - неправильный шаг, и если кто на этом деле и может чуть-чуть пострадать, так это Большой Театр. Но вообще Большой Театр так защищен, что и это не будет для него смертельным ударом. Но все-таки я считаю, что это ошибка, и в тот момент, когда есть лодка, телевизионная башня и вообще - развал всего, вдруг затеять переборку в месте, в котором, как я считаю, все очень в достойном виде? Я не понимаю, я видел лондонские спектакли, я видел мировую продукцию, и я утверждаю, что Большой Театр и его спектакли совершенно не хуже, а лучше, чем европейская и американская продукция, и совершенно не хуже, чем Кировский Театр. Это мое внутреннее убеждение - я не собираюсь защищать Большой Театр - он защищен. Поэтому сейчас это просто несвоевременно - все нормально, но так как дело сделано, что тут говорить.

Марина Тимашева:

И все же скажем: должность Генерального Директора, если верить сообщениям Михаила Швыдкого, нужна, чтобы обеспечить завершение реконструкции Большого Театра и филиала Большого театра. Большой ремонт - это большие деньги. Теперь ими будет заниматься человек министра культуры. По слухам, пост артистического директора Большого Театра может занять дирижер Геннадий Рождественский.

Сергей Бархин:

Владимир Викторович Геннадия Рождественского приглашал быть главным дирижером и художественным руководителем, и музыкальным руководителем, но ведь в тот момент - 5 лет тому назад, никто не соглашался бросать свои основные оркестры или свои должности, или свои обязанности за границей...

Марина Тимашева:

Но и на сегодняшний день, как говорят, Геннадий Рождественский своего согласия еще не дал. Тем временем, не отзывающийся на звонки Владимир Васильев прислал телефонограмму министру культуры. Она гласит: "Из вашего интервью радиостанции "Эхо Москвы" о принятых решениях и понимая всю сложность ситуации избавляю вас от личного общения".

XS
SM
MD
LG